"Слово Кыргызстана" - Кто и зачем остановил урановое производство в Киргизии 12:29 16.07.2004
Волокита с привкусом Урана.
К. МАМБЕТОВ
Известная аксиома гласит, что всякая страна вправе рассчитывать на экономический успех лишь при условии, если она имеет дееспособный бизнес и дееспособную власть, которая не ограничивается общими декларациями, а на деле помогает предпринимателям. В тех особенно случаях, когда не обойтись без вмешательства власти. К сожалению, как показывает реальная хозяйственная жизнь, госмашина в Кыргызстане не всегда срабатывает оперативно и грамотно. В итоге теряется время, упускается выгода. Очередным тому примером становится проект по переработке уранового материала, задуманный и реализуемый АО "Карабалтинский горнорудный комбинат"
Предыстория вопроса вкратце такова. Еще 10 октября 2002года между РВЕ Нюкем ГмбХ (предприятием из Федеративной Республики Германия) и АО "Карабалтинский горнорудный комбинат" (КГРК) заключается контракт на переработку уранового материала. Заказчик и переработчик договорились о следующем: немецкая компания поставляет ураносодержащие графитовые тигли общим весом в 1750 тонн с примерным содержанием урана между 2 и 5 %. КГРК перерабатывает сырье и возвращает заказчику готовый продукт в виде закиси окиси урана,которая по договору в среднем составит 3 % от массы исходного сырья. За свои услуги комбинату причитается $0,55 за килограмм уранового материала.
Контракт, как видите, был вполне заурядный. Заурядный для предприятия, которое не одно десятилетие специализировалось на извлечении закисиокиси урана из руд, добываемых на месторождениях Кыргызстана, Казахстана и Рос-сии. Карабалтинские ветераны еще помнят золотой век комбината, когда он работал в полную мощность, пропуская через себя 1 600 000 тонн руды в год.
По контракту с РВЕ Нюкем ГмбХ обязанность КГРК,по существу, сводится к раз-делению двух веществ - графита и урана. В этом, в принципе, вся суть технологии. Ураносодержащий же графитовый материал, подчеркнем еще раз, представляет собой компонент из двух высокочистых веществграфита и металлического урана. Последний по химическому составу является более чистым продуктом,чем закисьокись урана, получаеая на КГРК из концентратов природного урана.
К чему эти специфические подробности, спросит читатель. Лучше бы, конечно, обойтись без них. Но нужны они для понимания и оценки тех интриг, которые позже неожиданным образом развернулись вокруг контракта с немцами.
Весь сырбор начинается с того, что к проекту повышенный интерес проявили энпэошники,которые в Кыргызстане известны своим умением придать любому вопросу политическую окраску. Неприятие сделки они объясняют тем,что,мол,нельзя страну превращать в свалку. С подачи энпэошников в печати появляются материалы, в которых подвергается жесткой обструкции контракт с РВЕ Нюкем ГмбХ.
Карабалтинцы пытаются возразить, что проект экономически выгоден: рента-бельность, по самым скромным подсчетам, составит больше 30 %, прибыль -больше 10 миллионов сомов. Плюс косвенная выгода для экономики Кыргызстана, которая выразится, помимо отчислений в бюджет, в приобретении, например, на ощутимые суммы электроэнергии, других услуг.
Не существует, доказывают специалисты,и опасности для экологии. На этот счет имеется санитарно-эпидемиологическое заключение Государственной санитарно-эпидемиологической службы Минздрава Кыргызской Республики от 6 ноября 2003 года: "Производственные отходы (пульпы, графит и пр.) предусмотрено размещать на действующем хвостохранилище, ложе которого надежно экранировано". Согласие на реализацию проекта получено и от Мини-стерства экологии и чрезвычайных ситуаций: соответствующую бумагу еще в прошлом году подписал заместитель главы ведомства Канат Джанузаков. 29 сентября 2003 года Министерство Российской Федерации по атомной энергии выдало сертификат-разрешение на перевозку, где, в частности, написано, что "фрагменты графитовых изделий получены в результате вакуумного литья природного урана; содержится необлученный природный уран, который не является ядерноопасным делящимся веществом". Маршрут транспортировки одоб-рен казахскими властями в лице агентства по атомной энергетике. По мнению экспертов, нет оснований для тревоги и в отношении хвостохранилища. Оно заполнено от проектной мощности всего на 60 %,то есть еще может вместить - обратите внимание! - 25 млн. тонн отходов,а проект с немцами добавит всего-навсего 320 тонн.
Госагентство по геологии и минеральным ресурсам на днях создало во исполнение поручения премьерминистра независимую комиссию "для решения вопроса о возможности переработки на КГРК ураносодержащих графитовых тиглей". В ее состав попали, помимо специалистов в обсуждаемой проблеме,и,позволю себе заметить, абсолютные профаны типа депутатов Жогорку Кенеша,лидеров НПО и вашего покорного слуги - автора этих строк. На заседании комиссии в который раз прозвучали известные аргументы: с одной стороны, веские доводы, детальные инженерные расчеты, с другой - высокие слова об имидже страны, предупреждения об опасности, которую якобы представляет данный проект для отношений Кыргызстана с зарубежными донорами. После бурных дебатов почти единодушно вынесен вердикт: соглашение с РВЕ Нюкем ГмбХ поддержать.
Теперь-то, казалось бы, можно карабалтинцам вздохнуть спокойно. Прошло, однако, около двух лет со дня заключения контракта. Немалые средства в реконструкцию мощностей КГРК уже успел вложить. Все нужные бумаги от соответствующих органов России и Казахстана, как выше сказано, получены давно. Только эти разрешения выданы на определенный срок: упстил время надо хлопотать заново. А иностранный партнер, понятно, вечно ждать не станет. Пока Карабалтинский горнорудный комбинат, по свидетельству специалистов, имеет преимущество - требуемые для выполнения оборудование и высокую технологию, но где гарантия, что скоро они не появятся у его конкурентов?
На заседании комиссии генеральный директор КГРК Нарынбек Кожоматов говорил, что ему понятна обеспокоенность гражданского .общества в лице НПО и их участие в дебатах оградит специалистов от возможных ошибок. Что он осознает свою ответственность перед обществом,перед государством. Печально слушать хозяйственника, который вынужден повторять прописные истины, делать реверансы в адрес своих не в меру самоуверенных оппонентов. Но промышленника понять можно: ему нужно спасать проект. Спасать любой ценой. А вот трудно понять правительство, которое тянет время, не проявляет волю и не говорит твердое "да" или "нет".
16 июля 2004 года
|