А.Ахмедов - "Растущее" НАТО и национальные интересы Азербайджана 08:59 17.07.2004
Растущий блок НАТО и национальные интересы Азербайджана
Алпай АХМЕДОВ, кандидат исторических наук, преподаватель Бакинского славянского университета, alpayahmadov@hotmail.com
Как известно, недавно в Стамбуле состоялся шестой саммит НАТО, на котором были приняты важные стратегические решения, анализ которых подводит нас к убеждению, что Североатлантический альянс все более меняет свои геополитические ориентиры. На этом саммите союзники в очередной раз подтвердили свое намерение продолжить и активизировать свое сотрудничество с постсоветскими странами, для чего Советом НАТО был даже выделен специальный представитель из Международного штаба альянса.
Что же означает создание этого своего рода института спецпредставителя? Мы полагаем, что он в большей степени будет выполнять политические, нежели формально-процедурные функции. Например, он может заниматься в качестве консультанта политическими вопросами, а не вопросами сотрудничества, что ныне осуществляется в рамках программы "Партнерство во имя мира" с соответствующими органами альянса.
С середины 90-х годов НАТО принимает активное участие в урегулировании различных конфликтов. Конфликты в Боснии и Герцоговине, Хорватии, а также в Косове, были разрешены благодаря военному участию НАТО. Кризис в Македонии, возникший в связи с сепаратистскими претензиями албанцев, тоже был преодолен после активного вмешательства альянса. Согласно принятым на стамбульском саммите решениям, численность натовских сил в Афганистане будет увеличена, альянс также будет участвовать в процессе обучения иракских сил безопасности. Как видно, союзники частично или полностью принимают участие в разрешении конфликтов в разных частях мира.
В этом контексте можно ожидать, что НАТО впредь не будет занимать пассивную позицию по отношению к карабахской проблеме. Этот фактор придает особую значимость посту специального представителя НАТО, который будет совершать частые визиты в регион и выступать с политическими заявлениями. Возможно, в будущем мы станем свидетелями некой миротворческой инициативы НАТО в контексте содействия деятельности Минской группы ОБСЕ. Как правило, подобные инициативы доводятся до сведения конфликтующих сторон специальными представителями определенной организации.
В итоговом стамбульском коммюнике союзники приветствуют желание Азербайджана, Грузии и Узбекистана развивать сотрудничество с НАТО в рамках "Индивидуальной программы сотрудничества". Нам кажется, что этот своего рода дипломатический комплимент, адресованный Узбекистану, не является случайностью. Не следует забывать, что эта среднеазиатская страна как член ГУУАМ участвует в геополитической игре в постсоветском регионе. И следует помнить, что именно благодаря настойчивым уговорам США Узбекистан не вышел из ГУУАМ, как ему хотелось это сделать год тому назад. С большой долей уверенности можно сказать, что упоминание Узбекистана наряду с Азербайджаном и Грузией в качестве партнера НАТО было сделано по инициативе США. Узбекистан является участником программы ЕС - TRACEKA, призванной способствовать активному экономическому сотрудничеству на всем пространстве транспортной магистрали Европа - Кавказ - Азия.
В этом контексте можно сказать, что европейские страны в свою очередь заинтересованы в тесном сотрудничестве между Ташкентом и НАТО, ибо это усиливает позиции Узбекистана в зоне безопасности, созданной западным миром, куда также входит и наша страна.
Честно говоря, многие ожидали, что на стамбульском саммите президент Азербайджана И.Алиев выступит с заявлением, в котором обозначит стремление нашей страны в будущем вступить в альянс. Процитируем основное предложение, в котором отражена суть его слов: "Проводимая за последние 10 лет интеграционная политика Азербайджана в Европу и евроатлантические институты будет продолжаться". Некоторые азербайджанские политологи интерпретировали эти слова в смысле политической интеграции Азербайджана в НАТО. Вкратце скажем, что под политической интеграцией подразумевается участие государства в политических структурах, а не в военных организациях. Примером является Франция, которая во время правления президента Ш. де Голля в 1966 году покинула военные структуры организации, при этом продолжая активно участвовать в принятии важных решений и определении политики альянса. Напрашивается вопрос. Почему Грузия, которая еще со времени правления президента Э.Шеварднадзе открыто заявила о своем желании стать членом альянса, продолжает проявлять еще большую активность, в то время как наши власти еще колеблются в вопросе членства в НАТО?
Ни в период правления Г.Алиева, ни с приходом к власти И.Алиева Азербайджан официально не заявил о своей заинтересованности во вступлении в НАТО. Тем не менее еще на памяти слова Г.Алиева о том, что "мы вступим в альянс без какого-либо шума", высказанные в 2003 году во время его встречи с высокопоставленным представителем США в НАТО Брюсом Джексоном, которые были восприняты многими политологами как реверанс в сторону блока. По-видимому азербайджанские власти считают, что вопрос членства Азербайджана в НАТО не является столь проблематичным, и все будущие шаги в этом направлении получат необходимую поддержку со стороны таких государств, как США, Великобритания и Турция.
Не секрет, что государство, вступая в НАТО, прежде всего получает гарантию безопасности. В нынешних реалиях у нашего руководства есть такая уверенность, что национальная безопасность страны уже обеспечена вышеуказанными государствами, которые имеют здесь свои нефтяные интересы. С другой стороны, Азербайджан пока продолжает придавать особое значение российским интересам, что также может служить причиной колебания властей в вопросе членства в НАТО.
Нельзя забывать одно. На фоне глобализирующего мира, когда создавшиеся условия требуют своевременного принятия решений, Азербайджану рано или поздно придется сделать свой стратегический выбор: быть в НАТО или придерживаться внеблоковой политики. Тогда возникнут следующие вопросы. На каких условиях нашей стране следует войти в НАТО? В какой степени альянс заинтересуется Азербайджаном, который находится в конфликте с Арменией? Каким образом союзники найдут общий язык с Москвой? Дело в том, что карабахский конфликт продолжает быть препятствием для интеграции в альянс, поскольку, согласно принципам НАТО, страна, которая желает быть членом альянса, должна решить все спорные территориальные вопросы и конфликты с соседними странами. Однако в урегулировании проблемы наших оккупированных земель пока не сделаны решающие шаги, которые хотя бы свидетельствовали о том, что процесс каким-то образом сдвинулся с мертвой точки. А НАТО тем временем все дальше продвигается на Восток.
Тем не менее очевидно, что альянс продолжит свою политику, направленную на установление тесного сотрудничества с официальным Баку. Пока позиции супердержавы США сильны в этой организации, это будет означать продолжение активных контактов между Азербайджаном и НАТО. Следует также отметить роль Турции, которая оказывает своего рода помощь Грузии и нашей стране по интенсификации связей с альянсом.
Стамбульский саммит также показал, что Россия все продолжает сдавать свои позиции. В середине 90-х годов мы еще были свидетелями резких заявлений радикально настроенных российских генералов. Теперь и этого нет, временами звучат лишь дежурные фразы политиков о том, что официальная Москва не заинтересована в расширении НАТО. А оно все продолжается и продолжается...
№136 за 17.07.2004
|