"Ночной дозор" Тимура Бекмамбетова бьет все рекорды российского кинопроката 06:37 20.07.2004
Жертва идет на зов
Алена СОЛНЦЕВА
Радость-то какая! "Ночной дозор" посмотрело уже более полутора миллионов человек, а сборы фильма за первую неделю превысили пять миллионов долларов, что много больше, чем у предыдущих российских чемпионов проката. Продюсер фильма и генеральный директор "Первого канала" Константин Эрнст по этому случаю заявил, что успех "Ночного дозора" - "это победа всей российской кинематографии".
Мог бы добавить - и российского телевидения, потому что успех "Дозора" - это прежде всего успех гигантской промо-акции, которую канал провел в своем эфире. Понятно, что сборы американских блокбастеров не меньше, а зачастую и больше, чем у российского малобюджетника (те деньги, что потрачены на съемки и раскрутку - называлась цифра в 5 млн долл., - конечно, ни в какое сравнение не идут с бюджетом заокеанских хитов), но важно отметить: наш телеэфир способен на многое. Во всяком случае, загнать пару-тройку миллионов своих зрителей в темный кинозал - это ему, телевидению, пара пустяков. Достаточно увеличить рекламное время и прослоить любую передачу нужным количеством правильно выбранных роликов: тут не только стиральный порошок, тут и билет в кино купят. Я, между прочим, ничего не имею против самого фильма - вполне себе забавное кино, есть несколько смешных сцен, пара удачных находок, некоторое количество лихих спецэффектов, а то, что нет характеров и интриги, сюжет шит белыми нитками, так это же первый опыт отечественного производителя в таком жанре, научится - подтянет. Но пусти этот фильм в кинотеатры без поддержки телевидения, и кто знает, удалось бы ему дотянуться до результатов того же "Бумера"... Так что да здравствует телевидение, главный производитель и двигатель отечественного кинопродукта. Грех не радоваться Первому каналу, так удачно и толково начавшему новую линию.
Отчего нужно при этом радоваться всем остальным, не понимаю. Тому, что мы сами можем делать свое мыло, с привычным, чуть ироничным (или скорее стебным) ароматом? И что скоро мы отвернемся от Голливуда и, подобно индийскому народу, будем смотреть то, что сами же и произведем? В общем, да, приятно: появятся новые рабочие места, актерская профессия снова войдет в моду, обзаведемся своими кумирами и помимо Сергея Безрукова, который после "Бригады" и "Участка" энергично осваивает роли Вронского, Печорина и Иешуа одновременно.
В общем, выпустили джинна из бутылки. Предупреждали же американские ученые еще в 60-е годы, на самой заре новой телевизионной эры: "Если увлечение наших соотечественников телевидением будет продолжаться, то, с учетом идиотского характера программ, можно утверждать, что мы воспитаем поколение слабоумных". Когда на английском телевидении впервые появилось несколько каналов, исследователи BBC столкнулись с яркой закономерностью: как только у детей и подростков появился выбор, они с радостью отказались от образовательных и познавательных передач, которые смотрели, пока транслировалась лишь одна телевизионная программа, и набросились на детективы, комедии и вестерны, а также сериалы и эстрадные шоу (других развлекательных жанров в то диетическое время еще не было). Оказалось, что появление новых каналов не увеличило, а уменьшило вероятность развития детского кругозора. Что же сделает с нами и нашими детьми появление масштабного киноконвейера, в котором с размахом, свойственным нашему самому богатому рекламоносителю, будут производиться все более легкие, все более упрощенные развлекательные изделия?
Судя по тому, что современное отечественное телевидение повторяет все фазы развития западного и при этом - не встречая на своем пути никакого общественного сопротивления - проскальзывает их в десятки раз быстрее, мы можем с уверенностью и оглядкой на заокеанский опыт утверждать: появление на рынке кино такого мощного игрока, как телеканалы, послужит одному - язык кинематографа начнет еще стремительнее упрощаться, сюжеты - схематизироваться, зато аудитория будет неимоверно расширяться. А расширение аудитории, как мы знаем из того же зарубежного опыта, неминуемо приводит к тиражированию приемов, имитации искусства и потаканию самым низменным инстинктам.
Пока российское кино могло рассчитывать лишь на ограниченное количество публики, оно еще сохраняло шанс остаться искусством. Но теперь, когда масштабы его потребления начинают увеличиваться в геометрической прогрессии, уровень массового восприятия неумолимо понизится еще быстрее и основательнее. Механизм известен: там, где главным критерием успеха становится спрос, пассивное восприятие массового зрителя, требующего лишь развлечения и удовольствия, продукт непременно становится все более удобоваримым и незатейливым.
Фильмы с более изощренным и требующим умственного напряжения киноязыком обречены на поражение. Некоторые считают, что произойдет расслоение: массовый зритель будет смотреть одно, а более развитый найдет для себя другое. Но такие элитные виды искусства, как театр и литература, уже сегодня могут свидетельствовать: желание развлечься, однажды став доминирующим в обществе, тянет за собой с неумолимостью морского прилива.
Сегодняшняя радость почти всех без исключения участников кинопроцесса появлению у широкой публики интереса к новому для нее развлечению обнаруживает полное отсутствие у сегодняшнего общества чувства самосохранения.
Американский историк и публицист Артур М. Шлезингер-младший в пору своего назначения советником президента Джона Ф. Кеннеди ратовал за общественный контроль за телевизионным эфиром, утверждая, что "эфир принадлежит обществу" и его нельзя беспрепятственно отдавать в пользование частным лицам, "извлекающим огромные барыши из дарованных им обществом лицензий". Он писал: "Тот, кто пичкает аудиторию мыльными операми и зрелищами, приносит акционерам больше денег, чем тот, кто пропагандирует новости и Шекспира". И никто с тех пор его мнения не опроверг.
Наше телевидение вроде бы не частное, но уж и общественным его никак не назовешь. А вот коммерческим наши телевизионные корпорации являются в полной мере. И та легкость, с которой сегодня Первый канал, первым начавший массированное наступление на кинозрителя, манипулирует публикой, должна была бы насторожить общественность. Однако не настораживает. 20.07.2004
|