О.Молдалиев - Ваххабизм и "Хизб- ут-Тахрир" имеют много общего. Взгляд из Кыргызстана 07:20 23.07.2004
"Чем опасен "Хизб-ут-Тахрир" и правда про вахаббизм" в интервью c Орозбеком Молдалиевым
Эксклюзивное интервью КЫРГЫЗИНФО с Орозбеком Молдалиевым, профессором Дипломатической Академии КР, директором исследовательского центра "Седеп".
- Можно ли бороться с исламским экстремизмом и в частности с деятельностью партии "Хизб-ут-Тахрир" силовыми методами?
События последних лет в Центральной Азии выдвинули на передний план борьбу с экстремизмом. Накопленный человечеством опыт показывает, что административными методами эту проблему, в том числе и в отношении нелегальной партии "Хизб ут-Тахрир", невозможно решить. Репрессии создают ореол мучеников, мобилизуют людей если не на защиту, то на сочувствие наверняка. Силовыми методами можно бороться с экстремизмом только тогда, когда его приверженцы, ради достижения своих целей, прибегают к насильственным действиям.
Отличительной чертой "Хизб ут-Тахрира" от других партий является ее практика организаций образовательных групп. Партия считает, что наилучшим способом влияния на общество является тактика "донесения до масс правильных понятий". На сегодняшний день обучающие "тренинги" являются основой деятельности "Хизб ут-Тахрира".
Факторами, способствующими экстремизму, могут быть резкое снижение жизненного уровня большинства населения, неспособность властей решать назревшие социально-экономические проблемы, тоталитарный политический режим, преследование за инакомыслие и подавление оппозиции и др.
Наиболее сложен и опасен экстремизм, который стремится достичь политических целей путем использования религиозного фактора. В процессе идеологической обработки внушается мысль, что эта идея божественна, а потому истинна и справедлива. Это создает у ее последователей уверенность в том, что они выполняют предписание Всевышнего, за что будут вознаграждены соответствующим образом.
В качестве мер по искоренению экстремизма утверждается, что оздоровление экономики создаст предпосылки для решения социально-экономических трудностей. Однако эти проблемы, как правило, носят системный характер, и решать их можно только с помощью решительных, радикальных мер, которые могут вызвать новые потрясения. Правящая элита этого не желает, пытается решать проблему, но безуспешно. Этим пользуются и экстремисты, которые утверждают, что только в условиях халифата возможно справедливое решение всех проблем.
Борьба с экстремизмом должна проводиться на основе долгосрочной программы, предусматривающей совместные усилия правительственных органов, религиозных деятелей, общественных организаций, с активным использованием СМИ.
Примерно 20% населения ("золотой миллиард") контролирует почти 90% богатств планеты, когда подавляющая часть населения Земли еле сводит концы с концами. Это справедливо? Необходимо выявлять корни социально-экономического и политического неравенства, создающего восприимчивость для экстремистских идеологий. Без реформирования сложившегося веками и ставшего привычным уклада "богатый Север-бедный Юг" маргиналы будут постоянной социальной базой экстремизма и терроризма.
- Чем привлекательна идеология этой партии для молодежи, которая вступает в ее ряды?
Это очень важный вопрос и его необходимо рассматривать глубже, в увязке с глобальными тенденциями, а не в узко региональном масштабе.
В наше время по всему миру наблюдается такая тенденция: ислам притягивает все больше преданных сторонников. Ежегодно десятки тысяч человек в Европе принимают религию мусульман. Во Франции в 2002 году в Ислам перешло 100 тыс. человек, в Великобритании - 50 тыс. Во время приезда в Кыргызстан, в мае 2004 года, автор перевода смыслов и комментариев Корана академик Иман Валерия Порохова, рассказала, что сейчас в России огромное количество людей переходят в ислам, в том числе российские военнослужащие, представители научной интеллигенции. Ученые Запада пытаются ответить на этот очень важный вопрос: в чем заключается огромная мощь, жизнеспособность и притягательность ислама?
Мы в некоторой степени находимся в плену стереотипа о том, что социально-экономическая ситуация в регионе порождает экстремистов. Как мы отметили выше, имеются глобальные факторы, порождающие экстремизм. Да, маргиналы – социальная база для экстремизма, бедность, нищета вынуждает безработную молодежь искать выход из проблемной ситуации. И некоторая часть ее вступает в ряды "Хизб ут-Тахрир". Однако, "Партии освобождения" почему не популярна среди нарынчан, где показатели уровня бедности ни чем не лучше, чем на юге Кыргызстана? Почему костяк Исламского движения Узбекистана формировался не в зоне экологической катастрофы – озера Арал, а в Ферганской долине?
Реальность такова, что в силу исторических причин в нашем регионе, особенно в Узбекистане и Таджикистане, всегда была общественная потребность в институционализации ислама.
Эта тенденция резко усилилась после получения независимости странами Центральной Азии, вследствие чего произошел сильный сдвиг в сторону реисламизации. Этот феномен, когда этнические мусульмане становятся все более верующими, к большому сожалению, до конца не оценен, не изучен. Сейчас в мечетях много молодых прихожан. Молодежь всегда стремится к общению, ей не свойственна тяга к одиночеству. Ислам привлекает тем, что провозглашает ценность семьи, общины и всемирного мусульманского братства и предоставляет реальную социальную общность. Мусульманская община привлекает молодежь своим состраданием.
Партия "Хизб- ут-Тахрир" постепенно заполнила политический вакуум, который объективно уже существовал, особенно в Узбекистане. Со временем эта нелегальная организация начала быстро расширяться и стала своего рода оппозицией, исламской альтернативой. Ее членов отличало стремление не столько к строгому соблюдению исламских норм и обрядов, сколько к оппозиционной религиозно-политической деятельности. На сегодняшний день это самое популярное исламистское движение в регионе. Основной упор партия делает к молодым людям в возрасте от 25 до 35 лет, из рядов безработной молодежи. Главным компонентом тактики "Хизб- ут-Тахрира" в усилиях по привлечению сторонников является концепция единства мусульман во всем мире.
Во многих исламских странах идеология "Партии освобождения" рассматривается как неортодоксальная. Однако в Центральной Азии, где знания об исламе среди большинства населения зачастую находятся на низком уровне, движению удается относительно легко убеждать людей, особенно молодежь.
Исследования показывают, что большинство молодых людей, до членства, были не особенно религиозны, поэтому они не могли самостоятельно оценить доктрину этой партии и легко попали под влияние экстремистской пропаганды. По данным экспертов у большинства молодежи "великий джихад" (или "джихад сердца" т.е. духовное самосовершенствование) стал причиной, по которой они примкнули к этой партии.
Новобранцев особенно привлекает акцентирование справедливости и равенства, общественного порядка и помощи бедным.Радикальные методы борьбы они считают единственной возможностью для изменения своего положения.
- Что общего между "хизбутовцами" и ваххабитами?
Ваххабизм и "Хизб- ут-Тахрир" - по сути это формы исламизма, поэтому, несмотря на определенные существенные различия, в том числе в плане интегрированности в политическую систему государства, имеют много общего. Внутри ваххабизма существуют умеренное и радикальное течения. Радикалы выступают за скорейшую и насильственную исламизацию. Умеренные ваххабиты также, как и "хизбуттахрировцы", считают, что распространение ислама – длительный процесс, а джихад должен носить пропагандистский характер. Это первое сходство.
Во-вторых, они имеют общие цели – установление исламистского политического порядка и осуществляют конкретные политические действия для их достижения. Более того, на этой основе на стороне "Хизб ут-Тахрира" стали выступать и отдельные религиозные деятели в регионе, ранее связанные с так называемыми "ваххабитами".
В-третьих, по характеру это транснациональные организации, имеющие значительную поддержку в среде молодых мусульман, в том числе и в странах Запада.
В-четвертых, правительства мусульманских стран ими характеризуются как неисламские, а причиной всех сегодняшних проблем мусульман во всем мире объявляется "отсутствие Ислама в ее повседневной жизни", в том числе "отсутствие исламской системы правления".
В-пятых, и те и другие осуждают "безбожную власть" в Узбекистане, зарубежных "врагов ислама" в лице США и Израиля, стремятся достичь "полного освобождения от господства неверных, которые властвуют сегодня во всех уголках мира".
- Какие различные течения и направления ислама присутствуют в настоящий момент на нашей территории Кыргызстана, какие из них представляют угрозу. А какие нет.
В нашей республике проживают в основном мусульмане – сунниты ханафитского мазхаба; имеются шафииты. Постепенно растет количество сторонников ханбализма, которые в основном представлены умеренными ваххабитами.
На наш взгляд, сегодня в Кыргызстане нет исламистских групп, течений, представляющих угрозу. Нельзя не согласиться с перечнем сект, верований, перечисленных в Плане мероприятий правительства КР по противодействию проявлениям экстремизма, которые представляют потенциальную опасность.
- Может ли "Хизб-ут-Тахрир" из экстремистской организации перерасти в террористическую. Можно ли проследить их связи с другими признанными международными террористическими организациями?
Хотя "Хизб ут-Тахрир" проповедует мирный способ достижения своих целей, его сторонники были обвинены в попытке нападения на Короля Хуссейна в июне 1993 года и приговорены к смерти.
Большинство исследователей приходят к выводу, что "Хизб-ут-Тахрир" со временем превратится в более воинственное движение. На наш взгляд такая возможность в определенной степени зависит от политики государств региона в отношении "Партии освобождения". Многое будет зависеть от политики, касающейся свободы вероисповедания во всем регионе и от общего состояния гражданского общества. Если в некоторых странах Центральной Азии и дальше будут игнорировать власть закона, последствия могут быть весьма печальны.
Для подтверждения обратимся к фактам. В интервью журналиста Ахмеда Рашида один из лидеров "Хизб-ут-Тахрир" заявил, что их партия стремится к мирному джихаду. Но в конечном итоге война будет, потому что репрессии в центральноазиатских странах очень сильны.
Другой пример. Основатель исламистской организации "Братья-мусульмане" Хасан аль-Банна в 1928г. считал, что торжество ислама может наступить мирным путем, через воспитание подрастающего поколения и пропаганду исламских ценностей. Его последователь Сейид аль-Кутб в конце 1960-х гг. уже не надеялся на миролюбивый способ претворения в жизнь исламизма и выступил с идеей вести джихад против "варварского" общества. Он в корне пересмотрел понятие джихада, переведя его из личного усердия мусульманина по самосовершенствованию в другую плоскость – вооруженной борьбы с неверными, в том числе со всеми мусульманами, которые не разделяют его идейные взгляды. С. Кутб утвердил несвойственное суннизму право мусульман на вооруженное восстание против существующего строя в исламских странах и обосновал правомерность бунта (фитны). Тем самым С. Кутб превзошел основателя мазхаба ибн Ханбала, который считал, что смута разрушает устои веры и общественной морали, поэтому нельзя допускать бунта. Он говорил, что плохой суннитский правитель лучше, чем фитна.
Почему изменился концептуальный подход в идеологии исламизации ? В ХХ веке, особенно во второй его половине, усилилось острое противоречие между политической действительностью и самосознанием многих мусульман. Сегодня лишь небольшая часть мусульманского мира сохраняет свою политическую значимость благодаря тому, что является объектом "жизненных интересов" ряда мировых держав в качестве поставщиков энергоресурсов. Остальные исламские страны вытесняются глобализацией на обочину современного развития и все больше маргинализируются. Попытки ряда мусульманских государственных деятелей вывести свои страны из этого состояния не увенчались успехом.
- В чем слабость официального мусульманского духовенства в Кыргызстане?
Если коротко, то слабость ДУМК, в том, как говорил бывший президент Германии Роман Герцог: "Наша проблема состоит не в понимании, а в применении".
Исходные исламские начала сами содержат убедительные аргументы против идеологии экстремизма и терроризма. Задача религиозных деятелей – умело трактовать их и довести до широких слоев населения. Учение ислама должно служить для консолидации общества и государства, а не экстремистам в целях дестабилизации ситуации.
К сожалению, как отметил заместитель председателя Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири, "пока все мы – правительство, Партии Исламского Возрождения и официальные религиозные органы – проигрываем "Хизб-ут-Тахрир" пропагандистскую войну". Нельзя сказать, что духовные служители сидят сложа руки. Они предпринимают определенные усилия для сохранения стабильности в республике, для борьбы с проявлениями экстремизма. В октябре 2002 года ДУМК издало фетву, осуждающую "Хизб ут-Тахрир", сейчас принимают участие в проекте против СПИДа. Но ценности Ислама некоторыми духовными служителями пропагандируются зачастую в примитивном и формализованном виде, что если не отпугивает, то и не притягивает людей. Форма ставится выше содержания, а второстепенные вопросы преподносятся как имеющие наибольшую важность. Официальные духовные авторитеты больше заняты своими внутренними вопросами, как распределение должностей. Поведение некоторых мусульманских деятелей часто противоречит их собственным усилиям по призыву людей в Ислам. Это признает и муфтий Мураталы ажы Жуманов. Кстати, он сейчас серьезно взялся за налаживание да’вата (исламского призыва) в нашей стране. Недавно ДУМК открыл свой сайт в Интернете.
Причина сложившейся ситуации в том, что исторически сложившееся в наших странах вытеснение духовенства из общественной жизни привела к резкому падению роли и значения мусульманского духовенства. Сейчас этот пробел снова заполняется содержанием.
Тем не менее первыми, кто забил тревогу в связи с распространением исламизма в нашем регионе, были именно исламские религиозные деятели Узбекистана и Кыргызстана, как Кимсанбай ажы Абдракманов, Хабибулла ажы Залихаев, Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф и другие. Они предупреждали о проникновении исламизма в форме ваххабизма и призывали власти пресечь деятельность иностранных миссионеров, распространявших ваххабитскую идеологию и создававших исламистские плацдармы.
21.07.2004
|