Илийская Илиада. У Казахстана в дельте реки Или лежит под барханами своя Троя 06:41 26.07.2004
Илийская Илиада
Светлана ГРИБАНОВА, Андрей ГУБЕНКО
Пока чиновники толкают заздравные речи о необходимости развития в стране туризма, уникальные археологические памятники Казахстана (которые и могли бы стать приманкой для путешественников) прозябают в безвестности под толщей времени.
Всем известны мировые туристические бренды - Афинский акрополь, Колизей, Троя, долина фараонов в Египте... Но зачастую, стремясь к великим развалинам, мы забываем, что история лежит буквально под нашими ногами. Не зря существует выражение: покрыто пылью веков. Вот так и прошлое нашей земли нужно в буквальном смысле расчищать от пыли веков. Как сказал Мурат Ауэзов, сегодня Казахстан находится "в процессе исторического самоузнавания". Но, к сожалению, кроме археологов, краеведов да нескольких подвижников мало кому интересно, какие сокровища хранит казахская степь. А ведь наше прошлое может поработать и на настоящее, и будущее
Казахстанским Илионом (Троей) мог бы стать древний город, поглощенный семиреченской степью у старого русла реки Или (такой вот каламбур), в 200 километрах от Алматы, недалеко от Баканаса. Кто любит здесь поохотиться, хорошо знает здешний ландшафт: саксауловые рощи, кое-где песчаные барханы... Своеобразная красота, хоть и унылая. Безлюдье - пожалуй, определяющее слово при описании этих мест. Кабаны и волки, да редкие охотники - вот единственные обитатели этих мест. И только развалины древнего городища свидетельствуют: когда-то здесь кипела жизнь.
Старинным способом, из уст в уста рассказывают местные историю разрушенной много веков назад крепости. Когда-то она была акрополем вполне процветающего средневекового города у берегов полноводной реки. Мощеные камнем узкие улочки, прилепившиеся друг к другу дома из сырцового кирпича, так же, как в Отраре, действовал керамический водопровод, благо под боком неиссякаемый источник воды. Ремесленники - гончары, хлебопеки, кузнецы, кожевенники, оружейники - предлагали свои изделия не только местным жителям, но и иноземным купцам, направляющимся в далекий Китай. Караваны заходили сюда, чтобы пополнить запасы воды и продовольствия и передохнуть перед долгой, опасной дорогой. Вокруг следы многочисленных каналов - древней ирригационной системы: жители выращивали хлеб, и им было что предложить путешественникам в обмен на другие товары. Долгие годы жизнь за крепостными стенами (валами) текла своим чередом. А пал он от того же врага, что в те времена угрожал всей территории Евразии: от Китая до Польши.
Орды Чингисхана ринулись завоевывать новые земли для империи и сметали все на своем пути. Опустошения и гибель несли они. Что для хорошо обученных воинов захватить пять небольших городов в Илийской долине? Как утверждают исторические источники, все города были взяты захватчиками практически без боя.
Вопреки расхожему мнению, монгольская армия была сильна не только первоклассной конницей, но и опытными инженерами-наемниками. Без них затруднительно было взять столько укрепленных городов, что пали под натиском Чингисхана и его эпигонов. Как правило, в качестве инженеров использовались генуэзские мастера, предлагавшие в то время свои услуги всем армиям ойкумены.
Эти самые инженеры и решили дело. Не взяв города наскоком, войско вручную изменило ландшафт, повернув русло реки Или в подходящем месте несколько десятков километров выше по течению. Город остался без источника воды, осушились защитные рвы, и изнуренные жаждой его защитники вынуждены были сдаться. Враг разрушил город, и в память о нем остались лишь старое русло реки да фундамент по периметру акрополя. Со стороны осаждавших это было гигантское дело: повернуть большую реку, да еще при тогдашнем развитии техники. Если и есть в истории подобные примеры, то их совсем немного. А разгадка в том, что при своей впечатляющей ширине (в нижнем течении разливается на несколько километров) Или обладает очень узким и сравнительно неглубоким собственно руслом (5-6 метров глубиной и не более 10-15 метров шириной). Но это надо было выяснить и найти решение! И вот главная река Семиречья уже несколько веков бежит не естественным путем, а так, как захотел когда-то человек.
Красивая легенда. Но только ли легенда? Вспомним, кто верил слепому певцу Гомеру, воспевающему троянскую битву в "Илиаде"? Пока Шлиман не раскопал Трою в начале прошлого века. И почему наша собственная, илийская Илиада не может оказаться правдой в начале века нынешнего? И главное, даже если сейчас эта история и воспринимается как миф, что, как не красивая легенда, может быть лучше для пробуждения интереса не только у ученого, но и обывателя? Не говоря уже о туристах. Которые и едут за сказкой. Прозы у них и на родине хватает.
Но даже и теперь уже многое документально подтверждает эту легенду. Специалисты, в частности, профессор Карл Байпаков, доктор исторических наук, директор института археологии им.Маргулана, рассказал нам, что средневековая городская эпоха на территории Казахстана насчитывала несколько столетий - с конца VIII по XIII век. А толчком для развития городов и поселений в Илийской долине стало ответвление Великого шелкового пути. Сколько здесь было городов? Археологам удалось обнаружить и раскопать только пять. Может быть, их было и больше.
Эта подзабытая ныне тропа на Шелковом пути и объясняет процветание торгового города: караван-сарай на долгой и безлюдной дороге - козырней места и не придумаешь.
А теперь вернемся к началу. Что мы можем продемонстрировать сегодня зарубежному туристу? Осколки Великого шелкового пути: развалины средневекового Отрара, Туркестан с мавзолеем Ахмеда Яссави, Тараз... Есть еще образцы наскальной живописи в Семиречье - более 4 тысяч рисунков эпохи бронзы, ранних номадов и тюркского периода, вошедшие в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Руины на месте поселений в Илийской долине, курганы, открытое недавно средневековое погребение в Павлодарской области...
Да, в Казахстане множество свидетельств отшумевших эпох, другой стране было бы достаточно одного из них, чтобы завлечь любознательных туристов. Но иностранцы привыкли к комфорту, горячей воде и трехразовому питанию. А что мы можем им предложить: 200 километров по полупустыне под палящим солнцем и вообще без воды. Есть, конечно, извращенцы, готовые платить деньги за искусственное погружение в первозданное состояние дикости, но на них построить туристический бизнес мы вряд ли сможем.
Да, тем же туркам повезло, что Троя оказалась на их территории, и они сумели воспользоваться этим подарком истории и Шлимана. Но туристический рай строят не боги, а люди. Чтобы прикоснуться к камням древнего города, не нужно терпеть лишения - можно жить в 5-зведочном отеле и доехать до древних стен на комфортабельном автобусе по хорошей дороге.
Примером бережно-коммерческого отношения к истории служат и раскопки Эфеса в той же Турции, обнаруженного под оливковыми рощами. Веками местные пастухи бродили над античными библиотеками и амфитеатрами, не извлекая из них никакой пользы и даже не зная об их существовании. Но вот изменилось отношение. Несколько десятилетий идет работа, раскопана только пятая часть города, тем не менее, для туристов он уже открыт и приносит барыши. Не говоря уже о культурных и имиджевых дивидендах. Аналогия напрашивается сама собой: ведь и руины казахстанского Илиона - наверняка только вершина айсберга. Акрополь разрушен (хотя и его можно восстановить по фундаменту и документам той эпохи), но под слоем вековой пыли остался весь нижний город с его постройками.
Не стоит думать, что для развития внутреннего туризма достаточно принять соответствующую программу. Это долгий путь, который займет, возможно, десятилетия и потребует вложения огромных средств в строительство инфраструктуры. Но все затраты окупятся с лихвой. Нам есть что показать и о чем рассказать. Наша богатая история не должна остаться "вещью в себе".
23 июля 2004 № 29 (321)
|