Ценный опыт. В узбекских махаллях начали фиксировать приход-уход гостей по дворам 09:17 13.08.2004
ВСЕ В ОТВЕТЕ, А МАХАЛЛЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ
Мне и раньше приходилось встречаться с председателем городского отделения благотворительного фонда "Махалля" Рихситуллой Акрамовым. Об этой встрече следует рассказать особо, поскольку состоялась она после последних трагических событий. Очень хотелось донести до читателя мысли, которыми городской аксакал поделился в ходе нашей беседы. - Вы знаете, всегда интересно узнать, как смотрят на привычные нам вещи и явления люди приезжие. К примеру, иностранцы. Кажется, на что уж обыденное для нас понятие - махалля. Согласитесь, ведь мы - жители Узбекистана, а когда нас просят объяснить сущность этого в общем-то уникального в своем роде явления, теряемся. Что, мол, говорить: махалля - она и есть махалля! А вот как охарактеризовал ее недавно посетивший Ташкент зарубежный фольклорист Якоб Зингтер: "Я стал свидетелем сохранившихся по сей день прекрасных человеческих отношений, рожденных на основе национальных традиций и обычаев. Оказывается, у истоков понятия широты и доброты души узбекского народа, его мудрости лежит другое понятие - махалля. За границей такого нет. У нас каждый живет для себя. А у вас махалля сплачивает людей друг с другом". - На мой взгляд, сказано очень точно.
Как бы собираясь с мыслями, Рихситулла Джураевич делает паузу: - Вы не задумывались, почему только наша страна за последние десятилетия остается неприкосновенным клочком земли нашей огромной планеты, где сохранились мир и спокойствие? Дело в том, что в нашем народе очень глубоки чувства человеколюбия, неприятия зла, жестокости, здесь не позволят себе пройти мимо, если сосед в беде, непременно приютят ребенка, оставшегося сиротою. А это ведь все махалля! Ее ненавязчивая наука жить в мире и согласии входят в наше сознание с пеленок. Кто, скажите мне, первым приходит поздравить мать с рождением ребенка? Самая почитаемая женщина махалли. А обряд обрезания? В него вложен очень глубокий смысл - напутствие будущего мужчины во взрослую жизнь. В махалле мы получаем первые азы воспитания и обучения. Да, конечно, школа, вуз дают профессиональные знания, но только общественный институт махалли учит простой человеческой науке - быть настоящим человеком.
Новые условия демократического устройства страны только усилили степень влияния и значения института махалли. Он получил новый статус. Ныне махалля - первичный уровень в системе самоуправления граждан, объединяющая людей по принципу их проживания в определенной местности, основной целью ее является защита интересов и прав самих жителей, удовлетворение их потребностей общими усилиями. И я бы добавил, с активной помощью государства и общества. Сейчас махалля имеет большие моральные и материальные возможности для решения самого широкого круга проблем.
Изменился и облик, точнее, характерный портрет аксакала. Сегодня это образованный, авторитетный и деятельный человек, с хорошей долей предприимчивости. Прошедшие выборы показали, что именно таким кандидатурам отдано предпочтение. Из 452 органов самоуправления 373 аксакала с высшим образованием. Треть избранных - люди среднего возраста. Стали выдвигать на такую ответственную должность и представительниц прекрасного пола. Их 37. Как видите, есть на кого опираться, есть кому доверить воспитание молодежи и покой в нашем общем доме - махалле.
А эта проблема как нельзя остро стоит на повестке дня. События последних лет показали, что, живя в современном мире, нельзя быть застрахованным от его проблем. Отголоски беды XXI века - международного терроризма - коснулись и нас. Черные дни марта - апреля и конца июля доказали это. Точно охарактеризовал происходящие события наш Президент, сказав: "... они посягнули на самое святое, на наше вероисповедание и бесстыдно прикрываются религией Ислама, которая является религией гуманной и созидательной. Известно, что кроме гнева народа, есть еще и кара Всевышнего..."
Защищать от посягательств извне всегда было святым делом махаллинских палванов. Сегодня добрая древняя традиция обрела вполне цивилизованные черты. Создание в первые годы независимости общественного формирования "Махалля посбонлари" сделало их гарантией дисциплины и правопорядка в махалле. Особый вес придала этому движению организация некоего тандема с опорными пунктами милиции. Хорошее дело, как известно, рождает и положительный опыт. К примеру, в махалле "Чигатай Актепа" Сабир-Рахимовского района сумели на свои средства оборудовать наиболее людные места камерами обзора, что помогло избежать многих нежелательных инцидентов. В махалле "2-Чарк Камолот" Чиланзарского района под руководством сардора Хабруллы Хамраходжаева составлен паспорт на каждое подворье, где фиксируются приезд, выезд жильцов и их гостей, здесь же указаны номера и марки машин владельцев домов. Год от года растет авторитет и уважение к посбонам среди махаллинцев. Этому способствуют специальные нагрудные жетоны и форма. А находиться в тонусе помогают ежегодные полевые учения. Видимо, поэтому отряды движения "Махалля посбонлари" принимают участие в операциях, проводимых ГУВД и РУВД столицы, а также в спецоперациях "Чистка", "Черный мак" и других.
Во все времена слово аксакалов и старейшин махалли было непререкаемо. Не секрет, что мнение о будущей невесте или женихе родные потенциальных супругов приходили узнавать у них. Знали, что не смогут покривить душою. Скольких разбитых семей удалось избежать после справедливого "суда" махаллинских старейшин! Без привлечения правоохранительных органов прежде судила общественность воришек, конокрадов, бездельников. Считалось позором, если тебя пожурит кто-то из аксакалов. К счастью, в нашем народе такое же отношение к слову старейших жителей осталось и нынче.
Привели ко мне как-то подростка, в супермаркете кассету стянул. Расспросил, где, мол, учишься, родители кто. А когда про махаллю вопрос задал, парнишка прямо руками замахал. Умолял, чтобы не сообщали туда. Вот каков авторитет! А если серьезно, то, когда мы ждем возвращения людей, освободившихся по амнистии по указу Президента, то самую большую роль отводим махаллинским сходам. Знаем, что только им под силу вернуть оступившихся людей к нормальной жизни. Они и с работой помогут, и материально на первых порах поддержат, и с пропиской вопрос отрегулируют.
Думается, сложнее с молодежью, что попала в сети религиозно-экстремист- ских организаций. Они ведь не афишируют свои взгляды, прячутся по углам, завлекая слабых духом, неустойчивых к вредным привычкам. Так называемые "идейные вожди" в способах и методах не стесняются. И выпить предложат, и на наркотики денег дадут, и материальные блага пообещают. Видели в зарубежных сводках по телевизору, чем это потом кончается?
Мы со своим активом не раз собирались по этому поводу, разработали целую программу, где все нюансы учтены. Вопрос этот щепетильный. Нужно до каждой семьи дойти, достучаться до каждой юной души. Сейчас, почитай, в каждой столичной махалле спортивная площадка есть. Только в текущем году построено 62, отремонтировано 25. Пусть на виду у родителей и соседей дети занимаются. К махаллям обязательно прикреплены инспекторы из биржи труда, которые содействуют трудоустройству молодежи. Очень хорошо себя зарекомендовали общие праздники и спортивные соревнования, где участвуют все члены семьи: "Я и моя семья", "Семейные старты". Проводятся традиционные "Дни семьи". Серьезную помощь в их организации нам оказывают комитеты женщин, "Камолот", фонды "Навруз", "Нуроний", "Соглом авлод учун" и другие. Ну и о совсем тонкой материи. Думается, нужно найти возможность посмотреть, а лучше послушать, что несут в массы, какие идеи внедряют в юные головы разного толка идеологические "проповедники", скрывающиеся под прикрытием религиозных общин и сект многочисленных конфессий. По опыту зарубежных стран мы знаем, чем это оборачивается.
Беседовала Людмила ГОРБУНОВА
№ 163 от 12 августа 2004
|