Последний и решительной бой Уго Чавеса 11:30 15.08.2004
Беки Брэнфорд Би-би-си
Смотрите, сейчас я ударю битой по мячу так, что он приземлится в саду у Белого дома! Уго Чавес в программе "Алло, президент"
В эти выходные в Венесуэле проходит референдум о доверии президенту Уго Чавесу. Обозреватель Би-би-си рассуждает о сильных и слабых сторонах этого харизматичного и эксцентричного политика и его противников.
Каждое воскресенье венесуэльский президент Уго Чавес появляется в прямом эфире телевидения в своем собственном шоу под названием "Алло, президент". В течение примерно пяти часов Чавес наставляет, советует, развлекает и шутит, сменяя одну за другой личины политика, шоумена, бейсбольного фаната, народного сказителя и агитатора.
Миллионы его сторонников, многие из которых живут в трущобах, окружающих Каракас, смотрят это шоу, не отрывая глаз от экрана. Однако для противников Чавеса это - самое вульгарное и неприятное проявление ненавистного им президента. Они надеются, что в это воскресенье Чавес даст последнее представление.
В решающей битве за власть в стране президенту предстоит отстаивать свой пост на референдуме о доверии к нему народа. Герой всей этой драмы, с его индейско-африканским происхождением и провинциальным акцентом - плоть от плоти та Венесуэла, которую он представляет, заявляют эксперты.
Из простых
Эдгардо Ландер, преподаватель социологии Центрального университета Венесуэлы говорит, что до появления на сцене Чавеса венесуэльская политическая элита представляла собой "тусовку представителей высшего сословия - образованных, рафинированных и космополитичных людей". "И тут вдруг в этой тусовке оказываются совсем другие люди, которые не слишком приятно пахнут, имеют среди предков индейцев и африканцев, и не обучены хорошим манерам", - продолжает Ландер.
В течение многих лет власть в Венесуэле концентрировалась в руках по большей части белых представителей среднего и высшего класса. Именно они контролировали огромные нефтяные запасы страны: Венесуэла - один из самых крупных экспортеров нефти в мире. В 1989 жесткие бюджетные ограничения, введенные в ответ на экономический спад, вкупе с двухпартийной системой, которую многие считали коррумпированной и олигархической, привели к уличным протестам в Каракасе. Последние были грубо подавлены полицией. По оценкам, как минимум тысяча человек погибла в результате событий, которые получили название Каракасо.
Три года спустя группа оппозиционных офицеров армии попыталась осуществить военный переворот. Среди них был 38-летний полковник Уго Чавес.
Минута славы
Путч провалился, однако власти решили предоставить Чавесу минуту телеэфира, что тот убедил своих товарищей сложить оружие. Это было их фатальной ошибкой. Чавес взял ответственность за попытку переворота и выразил сожаление по поводу жертв, однако он заявил, что дело повстанцев было правым, и что свергать слабеющую власть было нужно. Обращаясь к телезрителям, Чавес пообещал сдать оружие "на этот раз", оставляя за собой право снова вернуться на сцену. Через 60 секунд о нем говорили в каждой семье, в каждом доме.
Шесть лет спустя Чавес вернулся - теперь уже через парадный вход. На выборах 1998 года за него проголосовали 56% избирателей. Этот результат шокировал политическую элиту. Некоторые ее представители увидели в его победе вкупе с последовавшими за ней разрушительными наводнениями руку господню.
Дальнейшие действия Чавеса - поправки к конституции, изменение структуры парламента, назначение своих сторонников на все посты, авторитарный стиль и "коммунистическая" риторика - вызвали еще большее раздражение его оппонентов. Они обвинили его в политическом бандитизме. Со времени его избрания они неустанно вели кампанию за снятие Чавеса с поста. Использовалось все - забастовки, огромные демонстрации и даже неудачная попытка переворота в апреле 2002 года.
А что, собственно, изменилось?
Какой бы едкой не была критика в адрес Чавеса, она спотыкается о тот факт, что его политика была, по сути, довольно умеренной, говорит Ландер. "Не было никакого реального перераспределения богатств, а земельная реформа оказалась весьма робкой", - говорит он. "Не было конфисковано почти никакой частной собственности, не было серьезных изменений в налогообложении, помимо попыток увеличит собираемость налогов. Единственным реальным изменением стало изменение политической культуры - и это несет в себе самую большую угрозу", - считает Ландер.
Эксперт по Венесуэле Кингстонского университета Джулия Бакстон только что вернулась из этой страны. Она согласна с тем, что обещания Чавеса, его так называемые "missiones" - целевые программы, направленные на улучшение ситуации со здравоохранением и образованием в бедных районах - не смогли серьезно повлиять на безрадостную статистику, однако, говорит она, они привели к "невероятному ощущению солидарности". Естественно, в центре всего проекта - персона самого Уго Чавеса. "Самое потрясающее в сторонниках Чавеса - это то, что среди них есть представители среднего класса, а не только пролетариат и люмпены", - говорит Бакстон. "Но единственное, что держит их вместе, это - Чавес. Без него это движение распадется. Это делает всю его власть очень уязвимой", - считает она.
Угроза насилия
Эта уязвимость, видимо, заставила одного из наиболее ярых противников Чавеса, бывшего президента Карлоса Андреса Переса, пожелать своему оппоненту "собачьей смерти".
Однако Майк Гонсалес, преподаватель испанистики в Университете Глазго считает, что использование насилия в борьбе чревато опасными последствиями для оппозиции. "Какой воздействие окажет покушение в Венесуэле, у которой есть давняя история социальных возмущений? Это может привести к абсолютному хаосу", - говорит он. "Оппозиция должна победить Чавеса политическими методами - покушение придет к кризису невероятного масштаба", - заявляет Гонсалес.
У оппозиции есть шанс в это воскресенье добиться желаемого, однако, предрекают аналитики, каким бы не был результат референдума, у Венесуэлы - впереди еще трудная дорога.
Задача оппозиции Для победы в воскресном референдуме оппозиции нужно: чтобы явка составила минимум 25% из 14 млн. избирателей чтобы большинство проголосовало за отставку Чавеса Чтобы за отставку проголосовало более 3,7 млн. - столько голосов Чавес собрал на выборахв 2000 году
|