М.Бибарсов: Конфликт на Северном Кавказе не имеет силового решения 01:47 17.08.2004
М.Бибарсов: Конфликт на Северном Кавказе не имеет силового решения
В 653 году Ислам пришел на земли Северного Кавказа, а в 922 году он стал официальной религией для основной части населения народов, проживающих в Поволжье. История Ислама и мусульман в России насчитывает более 1350 лет, и в отличие от государств, где правоверные составляют меньшинство, будучи эмигрантами, российские мусульмане являются коренными жителями своей страны.
Это я напоминаю тем, кто огульно обвиняет с экранов телевидения и страниц федеральной прессы последователей Ислама во всех мыслимых и немыслимых грехах. И сегодняшняя антиисламская кампания становится проблемой не столько для самих мусульман, сколько вопросом безопасности Российского государства.
Дело в том, что мусульмане уже привыкают к информационному прессу, у нас выработался даже определенный иммунитет. Больше того, "благодаря" нашим оппонентам растет уровень религиозного самосознания и религиозной самоидентификации мусульман.
Однако и дальше загонять многомиллионную массу с большой пассионарностью и с сильным духом в угол становится опасно. Это, как минимум, не способствует консолидации общества, о необходимости которой столько говорится, в том числе с самых высоких трибун.
Для нас не существует другой Родины, мы живем на своей родной земле и хотим видеть достойное будущее своих детей. А это значит, что альтернативы взаимоуважительным и добрососедским отношениям нет.
Тем не менее, за полтора десятка лет новейшей истории мы, предки которых отстаивали, в т. ч. с оружием в руках, интересы Отчизны, погибая на полях первой и второй отечественных войн, первой и второй мировых войн, благодаря стараниям антимусульманских и антироссийских сил, успели стать для своей страны "террористами", "фундаменталистами" и др.
Сегодня нет Советского союза, и Россия превращается на наших глазах во второстепенную региональную державу. Время показало: сколько ни поддакивай пресловутой американской "борьбе с международным терроризмом", по большому счету мы не нужны ни США, ни Западной Европе.
И в этой ситуации, казалось бы, Всевышний дает России еще один шанс - через исламский мир, участвуя в различных форумах Организации Исламская Конференция (ОИК), развивая экономические, политические и культурные связи с мусульманскими странами стать одним из центров мировой геополитики. Но, видимо, наша власть не желает воспользоваться благоприятной ситуацией. Иначе чем объяснить информационную блокаду визита Генерального секретаря ОИК Экмаледдина Ихсаноглу, находящегося в Казани?
Потом же мы начинаем искать виновных, усматривать в происходящем происки враждебных сил. В то время как причины-то находятся рядом, в нас самих.
И проблемы, и беды нашего общества не только из-за пресловутого исламского или мусульманского фактора, а из-за того, что в нашем обществе преобладает двойная мораль. Лицемерна элита, двойные стандарты действуют в семье, в быту. Мы говорим одно, а поступаем иначе.
Проблемы отцов и детей (отцов, лишь условно считающих себя мусульманами, и детей, стремящихся жить по законам Божьим), социальная несправедливость, безработица среди молодежи, неустроенность и отсутствие перспектив для молодого поколения, силовые акции против прихожан мечетей, спецоперации типа "Фатима", препоны в строительстве мусульманских храмов и в образовательной деятельности на территории центральной России, дискриминация граждан Российской Федерации (!) с Северного Кавказа (т.н. лиц кавказской национальности), массированная антимусульманская пропаганда – вот основные причины радикализации части мусульманского населения России.
Справедливости ради нужно сказать, что радикализируются не только мусульмане. Достаточно вспомнить, сколько в стране появилось в последнее время крайне правых и ультра левых движений и организаций. Но почему-то из всего этого спектра протестно настроенных людей именно мусульмане выбраны пугалом и на них заострено всеобщее внимание.
Понятно, что одной из причин столь повышенного внимания к нам стала ситуация на Северном Кавказе. На мой взгляд, с приходом к власти покойного Ахмад-хаджи Кадырова практически завершилась борьба за национальную независимость Чеченской республики. А сдача М. Хамбиева, как бы это ни было обставлено, подвела черту под этим процессом.
Главная ошибка аналитиков и власти заключается в том, что к этому конфликту подходят с мерками середины 90-х прошлого столетия, не понимая, что за эти годы почти полностью поменялись идеология и цели этой войны. Не зря многие видные командиры времен первой чеченской войны 94-96 г.г. такие, как братья Ямадаевы, семья Кадыровых и др., сегодня оказались на стороне федерального центра.
Если эти люди в свое время воевали за национальный суверенитет, и исламская составляющая была для них все же вторична, то теперь вторая война, как бы мы ни говорили, проходит под знаменем Ислама. Допустим, завтра не станет Аслана Масхадова или он сдастся в плен. И что, боевые действия и террористические акты прекратятся? Я в этом очень сомневаюсь.
Еще одной ошибкой является тезис о привнесенности радикальных идей из-за рубежа. Уверен, не будь в стране вышеперечисленных проблем и подходящих условий, конфликт бы не разгорелся. Как не состоялась, и не могла состояться, большевистская революция в Европе в начале прошлого века. Она произошла именно в России, потому что для нее сложились соответствующие условия и социальная база.
Внешне выглядит все тупиково, учитывая финансовые, нефтяные и прочие интересы основных "игроков", а также коррумпированность в армии и другие факторы этой трагедии. Однако следует помнить, что не бывает безвыходных ситуаций.
На мой взгляд, сегодня многие приходят к пониманию бесперспективности решения конфликта на Северном Кавказе силовыми методами. И для сохранения единства страны рано или поздно нужно будет начать диалог.
Нужно не бояться подключить к урегулированию конфликта как международные мусульманские организации, так и зарубежных неформальных исламских авторитетных богословов, имеющих исключительное влияние на неправительственные исламские организации и движения.
А чтобы исключить беззаконие, которое творится по отношению к мирному населению, надо полностью поменять весь личный состав силового блока на людей, не подверженных психологии так называемого "чеченского синдрома".
Мукаддас Бибарсов - председатель общероссийского общественного движения "Мусульмане России", муфтий Саратовской области
|