КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 23.08.2004
21:46  В Ташкенте ждут министра иностранных дел Японии госпожу Йорико Кавагучи
19:36  Раджаб Сафаров: Калюжный был отстранен по политическим мотивам
16:32  Д.Поляков: В чьих же интересах избирательная кампания в Афганистане?
09:50  Сами виноваты... Посольство Германии отметает обвинение в невыдаче виз в Афины киргизским каратистам
09:37  Амфора от Александра Македонского? Сенсационные находки со дна Иссык-Куля
09:30  В.Каганский: Советское пространство - наше наследство и оно... продолжает существовать
09:25  А.Акаев расширил список льготников - жертв политических репрессий

08:53  Завершился конкурс "Самый великий, самый дорогой". В честь 13-летия независимости Узбекистана
08:40  "Къ" - А не пора ли сместить Буша? США впервые официально заявили, что хотят убрать "белорусского тирана" Лукашенко
08:13  Танец живота против феминизма. В Латвии прошло танцевальное шествие "Женщины против феминизма"
08:12  Торопуньки из "Асара". Дариге Назарбаевой и ее партии предъявлен иск за незаконную агитацию
08:02  IWPR - Лучше перебдеть, чем недобдеть. Узбекские махалли охотятся на террористов
08:00  А.Гударзи: Как в Узбекистане детям внушали, что они "шахиды"
07:59  За активное сотрудничество. Гособвинение не требует смертной казни "террористам" на процессе в Ташкенте
07:51  Казахстанец Аваз Шоюсупов взорвал Генпрокуратуру Узбекистана в ответ на пытки тюремщиков
07:50  ИГНПУ - Пинали по печени. Из чирчикского фермера А.Муминова и его брата выбивали признания в "терроризме"
07:48  Киргизия начинает распродавать берег Иссык-Куля всем желающим
07:44  Новый вид мошенничества. Киргизские фирмы спекулируют фальшивыми лицензиями на золотые россыпи
07:41  Призыв к бдительности. Узбекские спецслужбы готовят провокации в Коканде?
07:37  В кольце. Партизаны-маоисты продолжают блокаду столицы Непала Катманду
07:27  "Кабар": Всем миром. Борьба с бедностью в Киргизии - есть успехи
07:18  У России новый куратор для Каспия. Игорь Юсуфов опять сменил Виктора Калюжного
07:16  А.Эсенов - Осторожно, въезд запрещен! За что Туркменбаши выставил из страны посла ОБСЕ П.Бадеску
07:04  "Guardian" - Если гены проснутся? Кандидат в президенты США Керри оказывается... родственник И.Грозному и персидским шахам
06:49  Атомная "бомба" в центре Алматы. Научные проекты "Казатомпрома" угрожают безопасности?
06:48  В мягкости спрятана игла... К юбилею Дэн Сяопина - революционера-прагматика
06:37  Р.Беккин - Капитализация... ислама. Пожертвованиям не хватет "халяльности"
06:14  Петропавловский завод (Казахстан) перешел с выпуска ракет на буровые установки
06:04  А.Малашенко - Ислам в европейской Москве. Размышления над книгой Ф.Асадуллина
06:00  Войска США нанесли удар по Священной для шиитов мечети имама Али в Эн-Наджафе
05:58  Новый спутниковый канал туркменского ТВ будет вещать на семи языках
05:55  "НГ" - Трубные раздоры. Москва и Пекин накануне крупного разговора о нефти и газе
05:23  "ВН" - Узбекская Фемида последовательно наращивает цепочку "казахстанских следов" в последних терактах
01:42  США: сенаторы готовят предложение о роспуске ЦРУ
Воскресенье, 22.08.2004
22:26  Ислам.Ru: Он и она. Не уравнивайте несравнимое...
15:28  Интервью дочери Дэн Сяопина еженедельнику "Синьвэнь чжоукань"
14:24  В сентябре стартует месячный поход "Колонна азиатов за продовольственную независимость - 2004"
13:53  Ху Цзиньтао: Китай не допустит независимости Тайваня (доклад по случаю 100-летия Дэн Сяопина)
11:50  Всего один восклицательный знак! Монгольский способ изучения Конституции?
08:52  А.Брежнев: Непокорный Ислам. Бессилие Буша у стен Эн-Наджафа
08:35  На голодном пайке, или Почему лежит на боку казахстанский урановый комплекс
08:32  Исламская конференция может осудить Азербайджан и Казахстан за Ирак
08:13  "Слово Кыргызстана" - А вы, друзья, как ни садитесь... Почему у оппозиции нет шансов
07:52  Не пускают в самолеты. В американский список потенциальных террористов попал и сенатор Эд.Кеннеди
07:47  Киргизия готовит "Северэлектро" к передаче в концессию до конца года. Чубайс думает...
07:31  Узбекский профессор А.Алиев создал "стройную теорию осевого и плоскостного каналирования"
07:28  Как простому азербайджанцу стать в Москве миллиардером. История успеха Араза Агаларова
07:27  С.Рашидова - Права и полномочия Омбудсмана Узбекистана будут расширены (интервью)
07:25  Парламент Зимбабве хочет официально запретить в стране деятельность зарубежных правозащитников
07:20  В Дакке (Бангладеш) взорван митинг оппозиционной партии: 14 погибших
07:15  Партия "Отан" решила соорудить в Алматы "Аллею славы победителей Олимпиады"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
А.Малашенко - Ислам в европейской Москве. Размышления над книгой Ф.Асадуллина
06:04 23.08.2004

ИСЛАМ В ЕВРОПЕЙСКОМ МЕГАПОЛИСЕ
Размышления над книгой Фарида Асадуллина "Москва мусульманская"

Алексей Всеволодович МАЛАШЕНКО - доктор исторических наук, член научного совета Центра Карнеги.

Были времена, когда ислам в Москве был экзотикой. Помню, мы, мальчишки, по дороге из спецшколы * 2 около метро "Проспект мира" разглядывали возвращавшихся из мечети пожилых татар в круглых шапочках и галошах. Татары бранились на своих жен в платочках и длинных пальто. В ответ те вяло огрызались. Это были мусульмане, возвращавшиеся из своей мечети.

В 60-е годы прошлого века никому и померещиться не могло, что московские мусульмане станут объектом научного исследования. Впрочем, и о московском православии писать тогда было не с руки.

Но сейчас речь о событиях начала XXI века. Передо мной книга: Фарид Асадуллин. "Москва мусульманская", М., 2004. Книга эта - серьезный повод для рассуждений о проблемах ислама в европейских мегаполисах. Москве, Париже, Берлине, Милане… далее везде.

В книге сочетаются три редко совместимые вещи: научный анализ, информативность и, наконец, личное отношение к предмету исследования. Исламское возрождение выстрадано автором в каком-то смысле лично. О чем он из скромности не пишет. Зато вспоминает, что, когда в конце 70-х годов комсомолец Равиль Гайнутдин подал заявление о поступлении в Бухарское медресе, разразился скандал. Ослушника стращали тем, что неприятности будут не только у него самого, но и у его семьи.

Будущий глава Совета муфтиев России оказался не из трусливых. Как не испугался и автор книги, когда уже в начале 1990-х администрация Института востоковедения, узнав, что сотрудник ИВ РАН Фарид Асадуллин активно сотрудничает с мечетью, потребовала от него сделать выбор: или мечеть, или институт...

Как Париж и Лондон, Москва - наиболее мусульманский город Европы. Никто толком не знает, сколько живет здесь мусульман. По предварительным данным последней российской переписи, в Москве 166 тыс. татар и 96 тыс. азербайджанцев. Это самые крупные мусульманские этносы. Кстати, число азербайджанцев с 1989 г., по официальной статистике, выросло в четыре раза. Но все это без учета внутренней и внешней легальной и нелегальной миграции из стран СНГ. Так что неофициальные, оценочные цифры намного выше. Называют полмиллиона, миллион и даже полтора, но это уже с учетом области. Кстати, в 1902 г. "иностранцы и иноверцы" составляли 6,7% от 1 млн. 93 тыс. жителей Москвы.

Мусульманское меньшинство повсюду полиэтнично. Там - арабы, турки, пакистанцы... Здесь - татары, азербайджанцы, аварцы, чеченцы, таджики. В общем - "исламский Вавилон".

Имеет ли место внутримусульманская консолидация?

На Западе присутствует тенденция к преодолению межэтнической раздробленности. Однако параллельно сохраняется притяжение локальных сообществ: алжирского, марокканского, турецкого. В Москве, да и вообще в России, этническая идентичность сильнее религиозной. И, похоже, эта тенденция останется преобладающей. Ислам не становится фактором межэтнической консолидации.

Мечети, конечно, открыты для всех. Но в той же Москве есть определенное разделение, одну из мечетей неофициально именуют "кавказской". Заметим, что по России уже имело место несколько попыток открыть "этнические мечети".

Язык общения между мусульманами, как и язык проповеди, - русский. В отличие от Европы, где проповеди ведутся на арабском, турецком, урду... В Германии власти не прочь убедить местных мусульман проповедовать на немецком. Но пока это мнение местных властей не встречает большого понимания.

В Москве нет татарских или кавказских кварталов. В Лондоне, Париже, Берлине, Лионе, Амстердаме такие (арабские, турецкие) кварталы есть. В московском метро, например, трудно установить конфессиональную принадлежность пассажиров. В Париже это проще.

Тут самое место напомнить о главном отличии Москвы от прочих столиц: ядро ее мусульман - граждане России. Среди татарского населения вообще много коренных москвичей, им не нужно адаптироваться к городу, где они родились. Это их город, в котором они вновь получили отнятую когда-то возможность быть мусульманами. Приведу еще одну цитату из книги Асадуллина, касающуюся довоенного советского периода истории: "Религиозная жизнь приобретала новое качество. Вера из стен мечетей... переселялась и пряталась в душах людей". Так оно и было на самом деле.

Сегодня мечети не ломают. Их строят. В Москве их шесть (в Париже и Лондоне побольше). В основном мусульманские дома молитвы стоят пустые. И не только в Москве. Но в том, что они есть, а число их растет, есть историческая справедливость. В Москве, наверное, мечетей должно быть больше, ибо каждый верующий, когда он захочет прийти к своему религиозному очагу, имеет право иметь его неподалеку.

Да, Москва не слишком религиозный город. О душе в мегаполисе, увы, думают меньше, чем о деньгах. И не только мусульмане.

Зато Москва постепенно превращается в центр интеллектуального ислама. Для непосвященного это не слишком заметно. Но тем не менее это так. Пишутся и издаются книги, проводятся научные семинары, работает Высший мусульманский колледж. Возрождается утраченное богословие.

В московском мусульманском сообществе представлены все направления исламской идеологии, включая фундаментализм. Однако в отличие европейских столиц наши исламские радикалы ведут себя достаточно осторожно и не идут на конфликт с властями.

Специалисты справедливо полагают, что европейские исламские центры являются рассадниками экстремизма не в меньшей степени, чем их коллеги на Ближнем Востоке. В Москве нет аналогов исламистских центров Европы. О "Лондонистане" и речи быть не может. Причина тому и умеренность ислама ханафитского толка, распространенного в России, и отсутствие широких связей с радикалами из стран Ближнего Востока. Ни чеченский конфликт, ни возросшая миграция с Северного Кавказа не привели к заметной радикализации московского ислама. (Хотя время от времени милиция ловит, иногда даже в мечетях, "ваххабитских эмиссаров".)

Участившиеся же теракты, от которых в равной степени страдают представители всех религий, также не свидетельствуют о "ваххабизации" московских мусульман.

Меняется ли отношение москвичей к исламу и мусульманам? Единого ответа на этот вопрос не существует. Ведь ислам в силу разных причин теперь воспринимают более настороженно. А что касается мусульман, то, очевидно, здесь имеет место деление на "своих и чужих". "Свои" - это татары (хотя иногда не только они). Здесь проблем не было и не предвидится. "Чужие" - недавние мигранты, они отличаются не только внешне, но и манерой поведения, что зачастую может раздражать москвичей.

Московское раздражение против мигрантов сродни парижскому.

Но в Париже степень неприязни выше, ибо местные и пришлые мусульмане, так сказать, более заметны: они достаточно организованны, энергичны и, кроме того, имеют больше возможностей выражать свои претензии. От властей они не только откупаются взятками, но порой и способны ставить им условия.

Россия, в том числе Москва, "приучена" к исламу.

Опыт межрелигиозного согласия, накопленный Москвой и Россией до революции 1917 г., при советской власти, увы, оказался невостребованным. Коммунисты объявили войну всем религиям. С началом духовного ренессанса возникло вполне оправданное опасение, что восстановление религиозной идентичности может обострить отношения между представителями разных конфессий. Сегодня вполне уверенно можно сказать: в Москве этого не произошло.

№15 ЗА 18.08.2004

Источник - НГ-Религия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1093226640


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Перспективы развития сферы образования обсудили на заседании диалоговой площаки Сената "Ұлттық мүдде"
- Выстроить систему поддержки отечественных производителей
- Правительством утвержден Комплексный план развития Астанинской агломерации на 2024-2028 годы
- "Кадровый инкубатор" президента: оправдались ли надежды?
- Внешнеполитические приоритеты и демократические процессы Казахстана в фокусе внимания многосторонней Женевы
- Синергия между фермерами и сахарными заводами
- Кадровые перестановки
- Казахстанский культурный центр откроют в Китае
- Пресечен канал поставки вейпов, содержащих психотропное вещество
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх