Песни о главном. В Киргизском "Белом доме" гимн знает только А.Акаев 00:03 27.08.2004
ТВ и мы Песни о главном
Цитата недели: "Даже в Белом доме, где все просто обязаны знать Гимн, исполняют его с упоением только Аскар Акаев и Чолпон Баекова. Все остальные только изображают его исполнение". (Новости "Пирамиды", 17 августа, 2004 г.)
С "Клоном" по жизни
Уже давно, кажется, всю жизнь, с понедельника по четверг, ближе к семи вечера, большой двор нашего "кубика" заметно пустеет. Ветераны, а особенно ветеранши пенсионного возраста, медленно, но верно перемещаются к родным "телеящикам": начинается "Клон"!
- Вы смотрите "Клон"? - очевидно собираясь "сверить ощущения",- спросил меня весной редактор одной из бишкекских газет.
Второй вечер честно пытаюсь смотреть "Клон". "Ты ужинал с ней наедине? Если бы она была мусульманка, то, конечно, нет. Но ведь она - бразильянка!", "Они любят, когда женщины все в драгоценностях". "Тебе нравится этот Саид?", "Я не удивлюсь, если Назира скоро снимет платок – она хочет быть как женщины в Каире!". Четыре часа в неделю, шестнадцать часов в месяц, сорок восемь - зимой, весной, летом и осенью. 192 часа в год. 8 суток непрерывного просмотра. Год за годом, десятилетие за десятилетием. Мексиканские и бразильские сериалы уверенно вошли в сознание и быт миллионов телезрителей в разных странах. "Богатые тоже плачут", "Рабыня Изаура", "Дикий ангел", вместе взятые, оставили бы далеко позади знаменитую "Санту Барбару" с ее астрономическим числом серий.
А еще латиноамериканский сериал "Женщины в любви": 5 часов в неделю, 20 часов в месяц… Давняя и преданная любовь Первого канала к "забегам латиноамериканских „мыльных опер" на сверхмарафонские дистанции", наверное, имеет какое-то объяснение. Вероятно, рейтинг этих сериалов столь высок, что не только лучшее вечернее время, но и дневное, миллионы зрителей Первого канала отдают заботам далеких латиноамериканцев, принимая их проблемы, как свои. А еще миллионы зрителей пытаются понять хитросплетения очень личных (и совсем уж интимных ) отношений между героями. Но это удается им не вполне по причине отсутствия жизненного опыта. В том числе - и этих отношений: "Женщины в любви" идут в дневное время. Пока мама с папой на работе, пока каникулы - включай телевизор, садись ближе - и учись!
Сколько мелодрам в день приходится "на душу" отдельно взятого телезрителя? Социологи телевидения, наверное, подсчитали и это. Потому что ежедневное "телеменю", которое готовят для нас разные каналы, в принципе, однообразно одинаково. Боевик, триллер, детектив - триллер, детектив, боевик.
А в промежутках… Любимый жанр всех времен и народов, всех возрастов и профессий, образовательных уровней, материальных положений и полов.
Это – мелодрама. Первая часть слова – от греческого "melos" - песня. Песня о главном. Излишний трагизм? Неестественная напряженность? Так ведь именно это – духовная пристань человека, гавань его души. Копилка его моральных ценностей и жизненных коллизий. А также – жизненных устремлений.
Поэтому пересказ содержания предыдущих 25 серий "Черного ворона" (любая команда КВН с удовольствием включила бы "такой номер" в свое выступление) сразу же после "Клона" логично продолжает процесс морального, этического и эстетического воспитания и перевоспитания телеаудитории. И прежде всего – самых преданных и верных зрителей. Зрителей мелодрам. Наверное, поэтому Первый канал после четырех часов "Женщин в любви", "Клона" (утром и вечером), а также "Черного ворона", щедро предложил с понедельника еще и многосерийный фильм "Свободная женщина –2" с Анни Жирардо и Андреем Руденским.
Мальчик в лодке
На каком канале в Кыргызстане узнаешь: что думают сегодня сторонники Феликса Кулова, как поют государственный гимн Кыргызской Республики в Белом доме, каковы данные международной продовольственной программы ООН?
400 тысяч человек в нашей стране ежедневно недоедают!
С понедельника телеинформация стала объемнее и объективнее: вернулись после каникул Новости "Пирамиды".
Специфика ТВ старается превратить в мелодраму почти все. И то, что мы увидели когда-то, и то, что увидели в тот же день.
В субботу - знаменитая военная комедия "Небесный тихоход" с Николаем Крючковым, Василием Меркурьевым и Фаиной Раневской. В воскресенье, в информационно-аналитической программе "Время" - сюжет о том, как со всей Европы на подмосковный аэродром прилетели самолеты времен Второй мировой войны. За штурвалами которых были их ровесники, те, кто сражался с немцами в воздухе. И обнимали их ровесники бравых пилотов из снятого в 46-м "Небесного тихохода".
Еще в субботу два "эндокринолога" - летчик из Грузии и шофер из Армении случайно стали соседями по номеру в гостинице "Россия", а потом вместе танцевали в знаменитом ресторане знаменитого советского суперотеля. Где Мимино ждал и так и не дождался Ларисы Ивановны. А в воскресенье, во "Времени" - репортаж о том, когда и почему будет демонтирован бывший советский "Хилтон", символ хрущевской "оттепели" и гостеприимства социалистического государства.
Даже репортажи с XXVIII Летних Олимпийских игр в Греции воспринимались продолжением то ли детективного сериала, то ли мелодрамы из жизни спортсменов. А мальчик в лодке перед открытием Игр в прямом репортаже из Афин? Трансляция происходящего – на уровне философской драмы!
Как привычен телеэкран, как неожидан, коварен. Повтор фильма Ренаты Литвиновой "Нет смерти для меня…" - грустное зрелище. Татьяна Окуневская, Нонна Мордюкова, Татьяна Самойлова, Лидия Смирнова, Вера Васильева – знаменитые актрисы, кумиры нескольких поколений советских кинозрителей.
Надо отдать должное Литвиновой – она сумела "разговорить" почти всех. Степень откровенности у каждой актрисы была своя, но такого обнажения души, такой глубины исповеди, как у Нонны Викторовны… Чем заплатили за славу, за успех эти женщины, что получили взамен?
- Я стала бездетной из-за какой-то паршивой роли, - сказала Лидия Смирнова. – Я сделала первый аборт. И сегодня – ни дочери, ни внучки. Главное сейчас для меня - собрать деньги на похороны. Мои открытки по 8 копеек продавались во всех киосках, а я – нищая.
Фильмы с молодой и красивой Лидочкой Смирновой помогали жить, воевать и побеждать, верить в идеалы и светлое будущее.
Голубая мечта обернулась "идеей фикс"?
И для любимого на просторах СССР, а потом – СНГ, замечательного героя Вахтанга Кикабидзе – тоже?
Но Мимино понял это раньше Лидии Николаевны Смирновой.
Регина ХЕЛИМСКАЯ
|