КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 30.08.2004
21:25  Спортсмены экс-СССР взяли в Афинах 162 медали: итоговый расклад
21:14  Обстреляна из пистолета квартира главы МЧС Киргизии Т.Акматалиева
20:36  Ушел с площади. В Киргизском Нарыне передислоцирован памятник В.Ленину
19:40  Франция: "Объединенное воинство джихада" состоит из "бездомных евреев"?
15:31  "Казахфильм" возобновляет съемку эпохального киноэпоса "Кочевники"
15:28  Посольство США в Душанбе озабочено свободой прессы у аборигенов. Часть 2-я
14:54  Доплясались. Федерацию спортивных танцев Казахстана сотрясает скандал из-за... религиозной секты "Благодать"

14:53  РБК - Казахстанские банки завалят Россию деньгами
14:33  Соперничающие лидеры раскалывают Соцпартию Таджикистана
13:50  "Пусть мудрость Туркменбаши, поддержит всех нас..." Туркменские пограничники поют песни про сердара
13:41  292 "русских шпиона". Как в школах СНГ учат детей не любить Россию
11:33  Председателем Высшего хозяйственного суда Узбекистана стал А.Ишметов
11:31  М.Мирхаликова - Воины без щитов. "Четвертая власть" Таджикистана
11:15  И.Асадуллаев: Евразийство - это отнюдь не славяно-тюркский союз
11:06  А.Ходов - Когда будет крах Запада? Все посыплется, как костяшки домино
11:02  А.Проханов - Сироты. Куда бы "удочерить" Путина?
10:23  А.Дугин выпустил книгу "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"
09:54  В.Сажин - Региональная политика Ирана: "шиитские" рычаги для соседей
09:19  А.Волович - "Демократизация" по-американски для Ближнего Востока: что это такое?
08:26  А.Акаев: "Стратегическая дорога Бишкек-Ош - это дорога века"
08:08  Жизнь журналистов в обмен на женский платок. Иракские исламисты шантажируют Париж
06:57  В.Нурмухамедов - Узбекистан: Хроники 2034 года (памфлет)
06:49  ЦПИС - В Самарканде осуждены 9-ть сознавшихся в "хизбуте". Их пытали!
05:49  Т.Дикаев - Тяжкая доля таджикских генералов: Мирзоеву одели на голову пыльный мешок
05:40  "Globalist" - Газ вместо Красной армии. Россия возвращает свое влияние в Евразии
04:20  "Los Angeles Times" - Казахи строят будущее, оглядываясь на прошлое
03:11  "Къ": Между Израилем и США пробежал шпион, подстроивший войну в Ираке
02:16  Посетите "Страну нового солнца". Новые маршруты турфирм Туркмении
02:03  М.Суюнбаев - Ветер с севера и ветер с юга... Геоэкономические особенности Кыргызстана: внешний аспект
01:51  Б.Шамшиев - "Русские, как и киргизы, являются хранителями Первоверы..."
00:48  ИГНПУ - Милиционеры сами подбросили листовки в дом Г.Ахроровой из Ташкента
00:22  Сикхи готовятся встретить 400-летний юбилей своей Священной книги - Гуру Грант Сахиб
00:20  "Газета СНГ" - Бизнесмены заменяют политиков? Навстречу саммиту СНГ в Астане
00:12  Туркменбаши спустил план. Темпы роста экономики Туркмении в 2005 году должны равняться 20%
00:07  Окуловские аппетиты. Российский "Аэрофлот" готовится к экспансии в СНГ
00:03  Б.Мухамедов - Париж стоит мессы. Читая и перечитывая... Туркменбаши
Воскресенье, 29.08.2004
23:59  Афины-2004. Итоги XXVIII летней Олимпиады. Олимпийский флаг передан Пекину
21:25  Взрыв в Кабуле. Погибли американские полицейские инструкторы
19:03  Афины-2004. Узбекистанский борец-вольник М.Ибрагимов получит "серебро"
19:00  Афины-2004. Несравненная Алина Кабаева стала Олимпийской Чемпионкой
17:07  Афины-2004. Казахстанец Б.Артаев выиграл "золото" и признан самым техничным боксером Олимпиады
15:00  Афины-2004. Еврейский сайт об участии в Олимпиаде команды Палестины
13:53  Глеб Павловский собрался пиарить Януковича на Украине при помощи... мракобесов от псевдо-ислама
13:47  ErkinYurt: Сплошное "почему"? Почему узбекские граждане бегут от такого счастья в какие-то захудалые страны?
13:00  Их нравы. При Буше в США осуждены более 500 руководителей бизнеса
12:42  В Ташкенте задержана 25-летняя Г.Зияханова, требовавшая освободить своего мужа
12:22  ИГНПУ - Ташкентский суд не сумел незаконно посадить А.Абдурасылова, обвиненного в хранении оружия
11:40  "Мы вместе стоим на пути шахидов". Обращение голодающих палестинцев
11:16  В американскую торговую сеть поступил игрушечный теракт 11 сентября
10:41  Непальский заложник в Ираке: обещания США – ложь
10:10  Д.Тиллаходжаев - В Андижане арестованы инициаторы создания независимых профсоюзов
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Кыргызстан   | 
Б.Шамшиев - "Русские, как и киргизы, являются хранителями Первоверы..."
01:51 30.08.2004

Загадка знака Манаса

Болот ШАМШИЕВ,
(записки кинорежиссера)

… Нам, современным киргизам хорошо известно слово "асман", означающее "небо". Например, "радугу" мы называем "асан-&*1199;с&*1257;н". Слово "ас" знакомо нам и отдельно звучащим. Если мы хотим что-нибудь "подвесить", то говорим "ас". Существует даже киргизское племя, хорошо известное в исторических хрониках – "ас", "азы", "азыки". Чтобы расшифровать древний смысл слова "асман", имеющее прямое отношение к слову "манас", мы можем обратиться к трудам известного французского ученого Жоржа Дюмезиля, крупнейшего специалиста ХХ века по индоевропейской мифологии. В книге "Мифы и Боги индоевропейцев" (Georges Dumеzil " Mythes et Dieux des Indo-Europеens ", Flammarion, Paris, 1992) он пишет, что "аса" у доисторических арьев (ариев) (составивших по ходу развития человечества основу всех существующих на земле индоевропейских народов – прим. Б.Ш.) означало "небо", "космический порядок". Под словом "ман", "мана", "багу мана" арьи понимали "человек", "первочеловек", "благое", "благая мысль", "земля", "жизнь", "энергия земли". "Асман", по их древней вере, являлся Вертикалью (Божественным светом, лучом ал-святым, из вечной тьмы Вселенной) соединяющей глубины космоса с центром планеты Земля. "Манас" для древних арьев был символом духа, благоденствия, благополучия. Я думаю еще и линией "горизонта земли", а возможно и линией "хребтов белоснежных гор", как бы подвешенных в мареве воздуха (если смотреть на горы со стороны долины)! Еще выдающийся русский ученый Окладников писал о знаке "крест", как самом древнем знаке, священном символе доисторической цивилизации! Да, речь идет о том самом "кресте" (по древнетюркски - ас, аз, адж, хадж, отсюда, наверное, мусульманское ажылык – паломничество к святому месту; возможно, изначально к кресту на горе Кайлас), который впоследствии использовали христианские первосвященники в качестве главного символа христианской веры. И крестное знамение "Во имя Отца, Сына и Святого духа" было произнесено за тысячи лет до появления Иисуса Христа и его евангельских апостолов. Потому что "крест арьев": АСМАН (вертикаль) – МАНАС (горизонталь) следует расшифровывать как: "АС – Отец (космос), МАН – Сын (земля) и МАНАС – Святой Дух (абстрактное производное от слияния "космоса и земли", расположено на линии сердца и груди, обиталища "души"). Между прочим, первые слова русской православной молитвы звучат вполне по-киргизски (древнетюркски): АС ЭСИ (Хозяин Неба – Отче Наш) на небеси, да святится имя твое!

В Гималаях есть гора Кайлас (в переводе на русский - Гора-Крест) - и поныне самая священная гора индуистской религии, а у подножия ее находится не менее знаменитое и священное озеро Манасоровар. Так вот, гора Кайлас украшена гигантским, природного происхождения КРЕСТОМ! Скалы вершины горы расщеплены так, словно сам небесный Бог - АЛЛА сотворил это необыкновенное чудо. С незапамятных времен (может быть 10 или даже 20 тысяч лет тому назад) к этой священной, почетной Горе – главной Возвышенности (на древнем и современном кыргызском языке – Т&*1257;р) приходили верующие паломники (манаси, манахи?) и обходили 108 раз Гору Креста и озеро Манас (по-киргизски – АЛАС – Т&*1257;р (позднее Аллат&*1257;р) т. е. ГОРА СВЯТОГО КРЕСТА (давайте вспомним древнее киргизское заклятие: Алас-алас ар балакеттен калас! – Святой крест, святой крест, (свят-свят) убереги и защити от всякой нечисти, напасти!). Возможно, там и в те давние времена возникли хорошо знакомые сегодня в русском языке слова церковного обихода такие, как "алтарь" - почетное место для Бога (по-киргизски - АЛЛАнын Т&*1257;р&*1257;), "монастырь" - уединенное место для общения с Богом, объект паломничества - духовного поклонения (по-киргизски - МАНАСтын Т&*1257;р?). Теперь необходимо сказать несколько слов об этимологии слова "алла", "аллах". Оно тоже имеет древнеарийские корни и, по мнению ряда ученых, вышло не из арабского языка. Скорей всего слова "алла", "аллах" пришли на Ближний Восток с шумерами (шам-эрами?), откочевавшими в 5-м или 4-м тысячелетии до н.э. из Ариана Вейо (Арианского простора) (ныне пустыня Такла-Макан) в район Двуречья (Мессопотамию). Найденные китайскими археологами в прошлом году в местечке Черчень пустыни Такла-Макан белолицые мумии доисторического периода позволяют предположить, что пустыня Такла-Макан более 10 тысяч лет до н.э. была цветущим краем и на берегах Внутреннего Моря обширная территория, окольцованная со всех сторон хребтами гор БОГА – АЛЛА-ТОО (Гим-аллай, т.е. Чон-аллай, потом Тянь-Шань (Небо-горы) (перевод на китайский киргизского названия АЛЛАнын ТООлору, далее Алтай, тоже ГОРЫ БОГА (Алла-тоо-таг-тау-тай), получила развитие древнеарийская цивилизация. Я думаю, что этноним "ар", "арьи" и древнетюркский (протокыргызский) "эр" – "муж", "герой" – одно и тоже. Скорее всего, так себя называли народы, сформировавшие свою необыкновенную цивилизацию в центре Азии, когда земной шар был повсеместно затоплен водами всемирного океана, а впоследствии покрыт льдами Малого Ледникового Периода. Что послужило причиной Великого Исхода прототюрков – эрьев из своей колыбели – Ариана Вейо? Скорей всего из-за трансформации климата (глобального потепления) на Земле. Внутреннее Море высохло, сказочная земля (Шамбала?), где на свет появился Первочеловек – Манас, к 5-му тысячелетию до нашей эры превратилась в пустыню, которая нам сегодня известна под названием "Такла-Макан".

Обратимся к цитате, взятой из статьи "Дороги, которые ведут не в ту степь" азербайджанского историка Алекпера Алекперова. …"В то же время славянское слово "дух" это синоним тюркского "кут"- "душа/светлый" (этот закон в лингвистике именуется метатеза. - А. Алекперов). Из слова "кут/душа/светлый" производны германские "гот", а также "God, Got" в смысле Бог (сравните протокыргызское "Багу – Бог", означающее "милостивый", "растящий", "воспитывающий" - прим. Б.Ш.). Детерминант "ал", употребляемый арабами в качестве определенного артикля, а также индоевропейцами в качестве определения (например, "nature/natural" и т.д.) означает не "ал/рука", как это предполагает (писатель) Мурад Аджи (стр. 216, "Европа, тюрки, Великая степь"), а восходит к тюркскому "ал/свет" (свят), откуда происходит понятие "Божий Дух" (ср. семитские Эл (Eloh/Ilah/Allah)".

От себя добавлю – культовое слово "Ал – лА" - не простое слово, а как многие священные слова, перевертыш, двухконцовое и может читаться как слева направо, так и справа налево. Как луч света, который может быть направлен и сверху вниз - "манна с неба", т.е. ман – аса, и снизу вверх – мольба (душевный посыл "ал") к верху, к небу.

Кто из современных народов сохранил слово "манас" в культовом значении? Думается ответ один: сегодняшние киргизы. Только киргизский этнос имеет такой обширный, называемый некоторыми исследователями "океаноподобный" памятник "Манас"! Суть не в объеме, хотя это тоже немаловажно. Важна глубина философской мысли, масштаб героев и событий, охватываемый в эпосе. И, конечно, процесс движения истории мира из неолитической древности: только в "Манасе" говорится о дрейфе континентов, климатических изменениях на земном шаре, исчезновении целых народов и племен. Но, что интересно, кроме "Манаса" у нас есть еще так называемые малые эпосы: "Коджоджаш", "Эр-т&*1257;шт&*1199;к", "Курманбек", в которых также при внимательном рассмотрении текстов можно увидеть корни древних мифологий и верований, рассказанные древним поэтическим языком метафор. Их, по моему, можно смело отнести к жанру "азиатской античной трагедии". Между прочим, киргизская антика отличается от древнегреческой. Но это отдельная тема и об удивительной специфике киргизской античности можно будет поговорить в другой раз.

В качестве аргумента о древности символа и понятия "Манас" я хочу обратить внимание читателей на один предмет, которым мужчины – киргизы пользуются постоянно и летом, и зимой, с незапамятных времен. Речь идет об обыкновенном "колпаке". Оказывается, киргизский головной убор не просто бытовой предмет, который можно смять, засунуть в карман, или просто-напросто выкинуть, а с глубокой древности несет в себе важный культовый смысл. (Помню, как в детстве я удивлялся, почему моя бабушка так настойчиво требовала у меня: эчкачан баш кииминди жоготпо! – никогда не теряй свой головной убор!). Во-первых, колпак всегда белый, как снежная вершина Священной Горы Алас Манаса! Во-вторых, на колпаке со времен седой старины обязательно изображается Святой Крест – знак МАНАСА! И выкройка колпака также всегда делается в форме Равностороннего Креста! Думается, после всего вышесказанного нет смысла объяснять, почему киргизы у себя на головном уборе изображали "Крест Манаса". Конечно, в знак приверженности к древней "МАНАСИАНСКОЙ ПРОТОРЕЛИГИИ", которая, между прочим, по ходу развития человеческой цивилизации дала много тысяч лет тому назад толчок для появления ныне существующих ЧЕТЫРЕХ ОСНОВНЫХ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ: БУДДИЗМА, ИУДАИЗМА, ХРИСТИАНСТВА И ИСЛАМА!!! И еще киргизы свой колпак носили в качестве "оберега". Наши предки верили, что "знак Алас Манаса" всегда "защитит и сохранит" их.

Также мы можем теперь объяснить, почему традиционное жилище кочевников – юрта имеет круглую конусообразную форму и почему наши давние-предавние предки всегда делали отверстие вверху юрты (т&*1199;нд&*1199;к) круглым и на фоне неба изображали "Алас (святой крест) Манаса"? Заметьте, всегда только КРЕСТ! Я за всю жизнь никогда в конструкции "т&*1199;нд&*1199;к’а" не встречал других не крестообразных композиций, каких-нибудь шестигранников или восьмигранников. В связи с чем, я предполагаю, что адепты манасианского культа поклонялись "лучу света – алу", как египетский фараон Аменхотеп (Эхнатон), муж прекрасной Нефертити, который под влиянием жены вздумал отменить многочисленных старых египетских богов и заставил всех поклоняться единому культу – Богу Атону (Отко - Ата) – Солнцу в виде луча света из круглых отверстий на потолке святилищ, чем вызвал гнев всесильных египетских жрецов и, в конце концов, был коварным образом умерщвлен. Между прочим фигура Нефертити вызывает у специалистов-египтологов и по сей день большой интерес. Многое в ее судьбе загадочно: она не египтянка и прибыла в страну неизвестно откуда. Так, может быть, она была потомком выходцев из легендарной Ариана Вейо, ревностной монотеисткой, поклонницей "манасианского" культа? Может быть, именно из-за приверженности к культу Манаса, как Нефертити, древние енисейские киргизы пострадали от жестокого тюркского кагана Тоньюкука (Тонук&*1257;к), который высек в назидание потомкам на каменной стеле целый рассказ об истреблении инакомыслящих киргизов (параллель с русскими старообрядцами, которых после Церковного Раскола сжигали живьем в лесных скитах!). При моем глубочайшем уважении к Л. Н. Гумилеву я все же считаю, что главной причиной нападения на киргизов послужил религиозный конфликт между тенгрианцами (тюркский каганат) и манасианцами креста (енисейские киргизы), а не только желание расстроить тройственный союз северных племен, как утверждал выдающийся советский историк. Именно религиозной нетерпимостью можно объяснить ту жестокость, какую обрушил на родственное по языку племя тюркский каган, когда целый народ, от мала до велика, был безжалостно уничтожен глубокой ночью в трескучий мороз. Известно, что обычно кочевники начинали все военные действия весной, когда появлялась трава для подножного корма лошадям. А тут, в нарушение всех традиций войны и набегов, тюркский каган направил свою армию против киргизов зимой, когда снега, согласно орхонской надписи, было "с высоту копья". Видать, этот боевой эпизод в жизни каганата имел немаловажное значение, раз такому событию посвятили отдельное большое каменное послание. Не исключено, именно из-за своего монотеизма, приверженности Единому Богу, к непонятному для других соседних народов древнему, доисторическому культу, киргизы страдали во все времена, подвергаясь как минимум раз в сто лет геноциду. Последнему крупному и по масштабам трагическому репрессивному действию киргизы, на мой взгляд, подверглись в период с XIV по XVI век н.э., когда под тотальным давлением могулистанских правителей, времени "прибивания арабской чалмы к голове", наш народ принял цивилизованную религию (ислам). То есть это тот период, когда киргизское сопротивление новым, окончательно утвердившимся в мире религиям было окончательно сломлено, и киргизские племена вынуждены были полностью отказаться от прежних обычаев и верований. Предположим, были изменены обычаи захоронения киргизов. Не исключено, что до исламизации киргизы, например, сжигали своих покойников на вершинах гор по зороастрийскому обычаю, или по обычаю ряда горных племен севера Индии и Тибета оставляли тела мертвых на вершинах гор на съедение стервятникам. В эпосе "Манас", например, зафиксировано характерное для того переломного времени раздвоение: главного героя Манаса хоронят в пещере (по тибетскому обычаю), а в привычной, с мусульманским боковым подкопом (казанаком) могиле – его двойника – "тул", изготовленный из тополя. Такой странный обряд в эпосе мотивируется тем, что шесть братьев-нечестивцев Манаса могут разграбить его могилу. Объяснение, надо признаться, несколько натянутое, так как по законам драматургии противники Манаса могут с таким же успехом разграбить и пещеру. Данный эпизод существует в эпосе не потому, что "Манас" несовершенное произведение с точки зрения канонов драматургии, а скорей всего от вынужденной нестыковки древней версии Манаса с позднейшим XIV-XVI века новоделом, исправлениями в эпосе. Возможно, изменением обычаев объясняется отсутствие следов тянь-шаньских киргизов в археологических раскопах на территории современной Киргизии до XVI века?

Рашид-ад-Дин в своей знаменитой хронике уделил особое внимание фактам сопротивления исламизации монголов тюрко-монгольскими нойонами. В частности, один из них по имени К&*1257;к&*1257;т&*1257;й, не согласившись с принятием в XIV веке ислама Газан-ханом, взбунтовавшись, откочевал со своим народом-племенем от границ Рума (Византии) на берега Сыр-Дарьи в места близ современного Ташкента. Не является ли рашид-ад-диновский К&*1257;к&*1257;т&*1257;й историческим прототипом К&*1257;к&*1257;т&*1257;я – отца Бокмуруна из эпоса "Манас"? Даже ограниченное изучение по персидским и арабским источникам (но без халтуры) этого трагического двухсотлетия позволило бы прояснить многие туманные места истории тянь-шаньских киргизов, и некоторые гипотезы получили бы документальное подтверждение или оказались бы несостоятельными. В том, что такие документы существуют, я нисколько не сомневаюсь, так как Центральная Азия средних веков была ареной важнейших мировых политических событий и военных столкновений. Это было время, когда еще не были сделаны великие географические открытия и торговые пути не были перенесены на море, в обход нестабильной Азии.

Но вернемся к Шамбале. И она, судя по некоторым документам, в виде схожих мотивов присутствует в древних верованиях киргизов. Вот что, например, записал шведский путешественник Свен Гедин в 1895 году в своей объемистой книге "В сердце Азии": …"Мустаг-ата (гора – на китайском Памире [7546 м]. – прим. Б.Ш.) считается священной горой. Киргизы становятся на колени и творят молитву, когда проезжают мимо или еще только завидят ее издали (здесь и далее курсив Б.Ш.). Там покоятся 72 святых; уверяют даже, что эта гора громадный "мазар" или святая могила, в которой между другими лежат и Моисей, и Али. Последний, почувствовав приближение смерти, предсказал окружающим, что когда жизнь покинет его, с неба явится белый верблюд и унесет его тело. Действительно, по смерти святого мужа явился белый верблюд, взял его на спину и поспешил на Мустаг-ату. В то, что там почивает и Моисей, киргизы также верят незыблемо и нередко даже называют эту гору "Хазрет-и-Муса", т.е. "святой Моисей".

В Суу-баши киргизы рассказывали, что одному старому "ишану" удалось много веков тому назад взойти на гору. Он нашел там озеро и речку, на берегу которой пасся белый верблюд. Был там и сад, в котором росли в изобилии сливы и расхаживали старые люди в белых одеждах. Ишан вкусил плодов от одного сливового дерева, и тогда один из старцев подошел к нему и сказал, что счастлив он, не пренебрегши плодами,- иначе и он, как другие, был бы обречен вечно оставаться на горе. Когда ишан вернулся к себе, у него осталось только смутное воспоминание…"

Что привлекло меня в заметках С. Гедина? Первое: отношение к Горе, как к святыне, как к объекту поклонения. Рассказ о Мустаг-ата сильно сдобрен традиционной мусульманской мифологией, хорошо нам знакомой по легендам на юге Кыргызстана, и представляется позднейшим напластованием на древний религиозный обычай. Обычай поклонения Горе, как объекту религиозного культа, среди современных тянь-шаньских киргизов почти не остался. Например, Сулейман-гора сегодня в Оше не воспринимается как единое религиозное начало. А вот глядя на форму АЛТАРЯ в русских церквях, где без всякого напряжения фантазии узнаваем силуэт Горы, мы можем предполагать, что прототюрки-эрьи-славяне, придя в причерноморские степи, унесли с собой из просторов Центральной Азии ОБРАЗ ГОР БОГА – АЛЛА-ТЕРЯ. К слову, замечу: сегодня этническая принадлежность древних скифов-саков-славян-русов, кажется, не вызывает особых споров. Многие российские ученые уже признали тюркские корни полян, существование тюркского каганата на юге современной России и то, что Киевская Русь была тюркским государственным образованием. За неимением места не привожу названия книги и фамилий авторов. Они сегодня хорошо известны в России.

Второе: в киргизском предании, записанном Свеном Гедином более ста лет тому назад, говорится о некоем месте около вершины (или среди ледяных вершин), где есть чудесное озеро, сад, речка и живут там убеленные сединой мудрые старцы. То же самое говорится и в "Манасе", но только там, среди сверкающих льдов, простирается широкая зеленая долина с многочисленными войлочными юртами и пасущимися на приволье бесчисленными стадами. Даже воздух этой сказочной страны удивительно ароматный, а весь окружающий мир наполнен чувством всеобщей гармонии: например, жаворонки вьют свои гнезда на спинах овец. Что-то знакомое видится в описании этой картинки киргизской Шамбалы. Где ее я видел? Потом вспомнил: так во всех дешевых ресторанах послевоенной Киргизии наивные самодеятельные художники изображали облик нашей социалистической Киргизии. Раньше я не придавал значения тематике таких самоучек-художников, бывало, иронизировал по молодости лет, а теперь понимаю, что они изображали, сами не ведая, древнейший культ "счастливой страны, которую мы потеряли десятки тысяч лет тому назад". Или она, ШАМБАЛА, все еще существует? И она находится в пределах ареала проживания киргизских племен? Потом, неужели миллионы людей в Азии, и по сей день убежденные в существовании Шамбалы, заблуждаются?

Для этого имеет смысл киргизским ученым и исследователям поехать на Тибет, найти там наших затерянных родичей, поговорить с ними, узнать, существует ли у них легенда о Манасе? И в какой форме, если она, конечно, есть?

Болот Шамшиев,
Кинорежиссер, Народный артист КР и СССР,
Лауреат Государственной премии СССР.
8 мая 2004 г.

P.S.

Предвидя некоторые вопросы, хочу сразу оговориться: никакой политики в моей гипотезе нет. Ниспровергать мировые религии не собираюсь. Не собираюсь также призывать киргизов поклоняться кресту, а русских называться, например, киргизами. Прошло много тысячелетий, и мир тысячу раз изменился. Мне было интересно найти свое объяснение знаку "крест", не дававшему мне покоя издавна, а также слову "манас", существующему в санскрите и в топонимике Гималаев и Восточного Туркестана. Потом, мне еще с первой публикации книги Абрамзона "Киргизы" запал в голову тезис о месте якобы прародины киргизских племен в Восточном Туркестане. Сегодня я пришел к мысли, что все кыргызские племена, в разное время отмеченные в истории (енисейские, алтайские, тянь-шаньские, алайские, памирские (мургабские, сары-кольские), куэнь-луньские, санджуйские, лоб-норские(?), ладакские(?), и т.д.) являются автотохтонными, т.е. местными и никогда полностью (без остатка) не перекочевывали с одних гор на другие. Известно, что киргизы (и не только они) кочуют в основном по "вертикали" - из гор в долину и обратно, а не по кругу. Скорей всего киргизские племена погибали и снова возрождались на своих местах и по степени своего участия в мировом процессе иногда упоминались в исторических хрониках. Для подтверждения данного тезиса обязательно надо съездить к тибетским киргизам, развивавшимся последние три-четыре столетия изолированно от тянь-шаньских киргизов. Тем более что в XIV–XVI веках они не перешли, кажется, как мы, в лоно цивилизованной, ("упакованной" многочисленными обрядами и ритуалами) религии.

В отношении этнонима "кыргыз" я теперь склоняюсь к мнению тех авторов, которые считают, что он произошел от слова "кыр" - хребет, гряда (гор). То есть, огузы, живущие на хребтах гор: кыр-огуз, кыр-гуз, кыр-гыз. Согласно некоторым источникам, хорошо нам известные киргизские племена, например, солто, в XVI веке проживали, по нашим меркам, в крайне отдаленных местах, таких как Аксай, Арпа, Атбаши. Но это так кажется на первый взгляд. Если рассматривать Восточный Туркестан (всю таримскую котловину) как цивилизационный центр, то нынешняя Нарынская область для тянь-шаньских киргизов окажется самой близкой к этому центру. Так что все горы "Алла", окружающие таримскую котловину до Лоб-нора с юга и до Саян с севера, возможно, в течение последних нескольких тысячелетий были заселены племенами горных динлинов, которых соседи называли одним общим именем – "огузы, живущие на хребтах гор" – "кыргызы".

И еще. Мое объяснение знака "крест" и движение этого знака в истории цивилизации человечества раскрывает древнейшие корни ЕДИНОБОЖИЯ в России. Смею утверждать, что СВЯТОЙ КРЕСТ в России существовал задолго до так называемой христианизации Руси князем Владимиром. Русские, как и киргизы, являются хранителями ПЕРВОВЕРЫ и никогда не были язычниками-идолопоклонниками и, простите, не прыгали, как идиоты, целыми днями голыми через костры. Это все досужие выдумки невежественных (а может, и недобрых) историофилов. Просто древнеарийский культ с помощью греков князь Владимир цивилизовал, согласно требованиям того времени. Это было скорее всего политическое решение. Мода на государственном уровне существовала и в X веке. Вполне возможно, на разных витках русской истории тот или иной правитель, включая Петра Первого и сегодняшнего Путина, были озабочены "пробиванием окна в Европу". Можно теперь с уверенностью говорить, что святая вода в русских православных церквях есть древнейший арийский (эрьский!) обычай, кстати, зафиксированный на многочисленных каменных изваяниях – балбалах от Тихого океана до Дуная. И набирали святую воду (по настоящему святую воду, а не сегодняшний эрзац!) древние русские монахи – манаси в Гим-АЛЛАях, из озера Манаса. И крестились они, макая два пальца в священную воду (старообрядцы были правы), глядя на величественную вершину Манаса – АЛЛАТЕРЬ – ГОРУ КРЕСТА! (Прошу не путать крест со свастикой. Свастика появится позднее, как стилистическое и смысловое развитие креста.) И несли боголюбы драгоценную воду в сосудиках за тридевять земель через небесные перевалы по своим хижинам, окропляя с ВЕРОЙ в СЧАСТЬЕ – БАГУ-БАКЫТ (БОГ) все для себя дорогое: членов семьи, близких родных, соседей по общине, жилища, пашни, домашний скот. Потому что, уважаемые читатели, МАНАС и есть ВСЕ ЖИВОЕ НА ЗЕМЛЕ ОТ БОГА НА НЕБЕ! Оомин-Аминь!

26 августа 2004 г. | № 32 (204)

Источник - Общественный рейтинг
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1093816260


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх