Россия-США-ЦентрАзия: узел завязывается. Мнения российских экспертов 02:49 01.09.2004
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ В МОСКВЕ ОБСУЖДАЮТ ВОЗМОЖНОСТИ РОССИЙСКОГО ВЛИЯНИЯ НА КАВКАЗЕ И В СРЕДНЕЙ АЗИИ
Игорь ТОРБАКОВ
Политические деятели в Москве активно обсуждают возможности российского влияния на Кавказе и в Средней Азии. По мнению некоторых аналитиков, ни Соединенные Штаты, ни Россия не способны стать доминирующими геополитическими игроками в этих регионах. Если Москва надеется в конце концов одержать сколько-нибудь значительную геополитическую победу, заявляет все большее число российских экспертов, ей необходимо пойти на развитие сотрудничества с Вашингтоном.
События этого лета способствовали более острой постановке в России соответствующих вопросов. В частности, это касается угрозы возобновления конфликта в настроенном на отделение грузинском регионе Южная Осетия, а также вооруженных нападений радикальных исламистов в Узбекистане. Важным событием, повлиявшим на активизацию дискуссий по вопросам безопасности, стало сделанное 16 августа администрацией Буша заявление о передислокации примерно 70 000 американских солдат, размещенных в настоящее время в Европе и Азии.
Непосредственно после терактов 11 сентября Соединенные Штаты и Россия какое-то время вели себя де-факто как союзники по антитеррористической борьбе. В последнее время Соединенные Штаты и Россия похожи скорее на соперников, ведущих активную борьбу за региональных лидеров, включая азербайджанского президента Ильхама Алиева, а также Нурсултана Назарбаева и Эмомали Рахмонова, президентов соответственно Казахстана и Таджикистана.
И хотя планы передислокации американских войск окончательно не приняты, высказывается предположение, что некоторые воинские подразделения могут быть переброшены в страны, примыкающие к южной границе России, в том числе в Азербайджан и Узбекистан. В прошлом Москва остро реагировала на действия, которые, как она считала, являются посягательством на ее традиционную сферу влияния. Однако пока что Москва сдержанно реагирует на возможную дислокацию подразделений быстрого реагирования США на Кавказе и в Средней Азии.
Представители российского министерства обороны заявляют, что не боятся возможной переброски американских войск. Российский МИД решил не выступать с комментарием, а многие российские органы информации предпочли воздержаться от широкого обсуждения данной темы. "Нам известно о планах США по реконфигурации [вооруженных] сил, и мы их понимаем. Ничего тревожного в этих планах не вижу", – заявил журналистам 17 августа министр обороны России Сергей Иванов.
Некоторые российские аналитики считают передислокацию предвыборным маневром, предпринятым президентом Джорджем У. Бушем для того, чтобы повысить свои шансы на переизбрание. Кроме того, приглушенную реакцию России можно объяснить продолжающейся дискуссией по вопросам внешней политики. Значительное число российских аналитиков выступают против конфронтации с Соединенными Штатами. Некоторые открыто признают, что в любом случае Россия не способна помешать вероятной передислокации американских войск на Кавказ и в Среднюю Азию. "Ну, конечно же, противодействовать этому [остановить передвижения американских войск] мы не можем", – заявил в интервью веб-сайту Strana.ru заместитель директора московского Института США и Канады Виктор Кременюк.
Кременюк принадлежит к политическим деятелям, признающим, что возврат к советским временам невозможен. Он считает также, что Москве крайне необходима новая концепция внешней политики, которая должна придти на смену устаревшим формулам "холодной войны". Некоторые российские эксперты по вопросам обороны с завистью констатируют, что Соединенные Штаты адаптируются к новой глобальной системе безопасности быстрее, чем Россия. В то время как Соединенные Штаты предпринимают меры по развитию мобильности своих вооруженных сил, "Россия и ее замшелое военное ведомство пышут злобой, оставаясь на обочине", – пишет в газете Moscow Times известный аналитик по вопросам обороны Павел Фельгенгауэр.
Некоторые эксперты считают, что события на Кавказе, особенно назревающий конфликт в Южной Осетии, являются ярким примером непродуманности российского геополитического подхода. "Ситуация [в Южной Осетии] еще раз свидетельствует, что у страны нет никакого проактивного плана действий", – говорится в комментарии от 11 августа, опубликованном на российском веб-сайте Gazeta.ru. Далее в статье выражается обеспокоенность тем, что "Москва обрекла себя на вытеснение из этого региона [Кавказа]".
Россия может наилучшим образом защитить свои интересы, отказавшись от состязательных инстинктов и перейдя к политике полноценного сотрудничества с Вашингтоном, считают некоторые аналитики. Они подчеркивают, что Россия и Соединенные Штаты в настоящее время имеют общую стратегическую задачу, заключающуюся в борьбе с радикальным исламизмом. Один из таких экспертов, генерал-майор запаса Павел Золотарев, возглавляющий Фонд содействия военной реформе, считает, что "ни США, ни Россия в одиночку справиться с современными угрозами [радикального исламизма] не в состоянии". В подробной аналитической статье, опубликованной "Независимым военным обозрением", Золотарев предлагает создать совместные американо-российские базы под эгидой Совета "Россия – НАТО" как наиболее эффективный способ борьбы с угрозой радикального исламизма в Центральной Азии.
Идея совместных баз приобретает в России все большее число сторонников. Эту идею поддерживает и Аскар Акаев, президент Кыргызстана, на территории которого размещены и американская, и российская военные базы. По сообщению ежедневной "Независимой газеты" от 18 августа, московский Институт США и Канады наряду с американским мозговым центром "Рэнд корпорейшн" заявляют о необходимости изучения осуществимости проектов совместных баз.
И хотя позиции тех, кто выступает за сотрудничество, усиливаются, остается немало аналитиков, которые считают необходимым продолжать соперничество с Соединенными Штатами. В статье Дмитрия Багиро, опубликованной 11 августа на веб-сайте Politcom.ru, подчеркивается, что весьма значительное число политических деятелей продолжают верить в способность России ослабить влияние США на Кавказе и в Средней Азии. По мнению Багиро, общий итог геополитического соперничества в этих двух регионах склоняется в пользу Москвы. Он отмечает, что растущее экономическое влияние России на Кавказе и в Средней Азии может сыграть ключевую роль в достижении Кремлем в этих регионах своих геополитических целей.
"Затянувшийся кризис в Ираке не позволяет администрации [Буша] уделять большое внимание среднеазиатскому региону", – пишет Багиро в своей статье. "Одновременно Россия стала более аккуратно и интенсивно работать с руководством государств Центральной Азии".
От редакции. Игорь Торбаков – независимый журналист и историк, специалист по СНГ. Кандидат исторических наук (МГУ), доктор философских наук (Украинская Академия наук). Работал в Институте российской истории (РАН) в 1988-1997 гг. Приглашенный исследователь в Институте Кеннана (Вашингтон), фулбрайтовский стипендиат Колумбийского университета, приглашенный исследователь Гарвардского университета. В настоящее время живет и работает в Стамбуле (Турция).
31.08.2004
|