Л.Китаев-Смык: "Террористическая "шпана" очень хочет иметь над собой мировую исламскую террористическую "крышу" 18:31 01.09.2004
Леонид Китаев-Смык: "Террористическая "шпана" очень хочет иметь над собой мировую исламскую террористическую "крышу""
По мнению известного этнолога, если относится к террористам как к недоумкам и недочеловекам, это будет иметь пагубные последствия
Сергей Плетнев 1 сентября 2004
События вокруг целого ряда терактов в России обозревателю Страны.Ru Сергею Плетневу прокомментировал эксперт, этнолог и психолог Леонид Китаев-Смык.
- Не напоминают ли события последней недели то, что произошло 11 сентября в Нью-Йорке, то есть, спланированную атаку на целую страну?
- То, что сейчас происходит, не следует представлять как аналог 11 сентября. Событие, активизировавшее террористическую деятельность чеченских боевиков - это выборы президента Чечни. Чеченский этнос - это этнос равных людей, и никогда не было человека, который бы возглавлял его. И даже в свое время имам Шамиль (он бы не чеченцем и на этом языке знал всего 70 слов) был свергнут не только русскими войсками, но и самими чеченцами, которым он порядочно надоел за время войны. И поэтому выборы президентом чеченца - представителя одного из тейпов, к которому примыкает не больше 3-4 тейпов из около 150 существующих, означает, что больше сотни тейпов уходят в какую-то глухую оборону против результатов этих выборов.
И я думаю, что террористические акты - это ответ на эти выборы против выхода некоторых тейпов во главу всей Чечни, а не против России как таковой. Ведь чеченский этнос - это равенство соревнующихся между собой, противодействующих, но одновременно и уравновешивающих друг друга тейпов. И политика создания некоего главного тейпа разрушает многовековую стабильность в этой этом этносе.
- Но ведь получается, что именно Россия разрушает это равновесие, делая ставку на своего кандидата?
- Нельзя сказать, что разрушает Россия. Равновесие разрушают конкретные политики, которые игнорируют информацию, доведенную до них самими чеченцами и людьми, сведущими в психологии чеченского этноса. Есть конкретные люди, которые привержены ошибочной политике, когда они решили Чечню как бы по ранжиру поставить в тот же строй, как и остальные регионы. Вот есть регион, есть его руководитель, и с руководителя мы все можем спросить, потребовать. Якобы так проще.
- Почему чеченские сепаратисты, которые ранее не спешили брать на себя ответственность, вдруг объявили о каких-то "Бригадах Исламбули"?
- На основании того опыта, который у меня есть (и не только у меня, так как я бывал по приглашению израильских спецслужб в Израиле, общался с высшими руководителями антитеррористических центров ), я полагаю, что существуют небольшие самостийные, даже стихийные группировки, которые планируют и организуют эти террористические акты. Над ними наверху есть некие люди из исламских экстремистских кругов, которым все же эти "младшие" террористические структуры не очень-то и подчинены.
Но, тем не менее, контакты есть, и поэтому эта террористическая "шпана" очень хочет иметь над собой мировую исламскую террористическую "крышу". И с этим связаны все эти названия. На самом деле это просто молодежь, которая выросла в условиях войны, не ходила в школу, не училась и т.д. Они занимались только войной и обучались держать в руках оружие и взрывать. А называют они себя "Бригады Исламбули" с тем, что бы возвысить самых себя вплоть до международных центров, которые, даже если они и существуют, наверняка не владеют ситуацией в Чечне.
Но к громким именам их побуждает еще и политика высших сфер России, которые все время пытаются приклеить ярлык международного к тому терроризму, который происходит у нас. Ну и что же? Они и говорят, что да, мы - от международного терроризма, хотя на самом деле прямой связи здесь вполне может и не быть.
- Боевики выдвинули требование освободить своих соратников, арестованных в ходе спецоперации в Ингушетии. Не слишком ли это мелко для идейных террористов?
- Являются ли они отдельной изолированной террористической группой или над ними есть централизованный исламский контроль, - эти требования, конечно, выдвинуты для того, чтобы дестабилизировать положение в России, дезориентировать власть и общественное мнение. И вслед за этими требованиями, если власти вдруг пойдут у них на поводу, террористами будут выдвинуты новые. Вообще для всякой исламской "шпаны" важнее не выполнение выдвигаемых требований, а создание конфликта между спокойным мирным исламским этносом, проживающим в стране и коренным населением этой страны. То же самое мы видели, когда исламские экстремисты в Ираке, пленив двух журналистов, требовали в обмен на их жизни право на ношение хиджабов во Франции. Угроза казни этих журналистов направлена на раскол исламского и христианского населения Франции, а совсем не на то, что бы девушки могли носить эти "косынки" в школе.
- То, что боевики начали захватывать детей и прикрываться ими, свидетельствует о том, что у чеченских боевиков действительно не осталось, как говорится, ничего святого?
- Нельзя говорить, что у людей, которые так поступают, нет ничего святого. Если мы так скажем, то мы заведомо самих себя будем обманывать. И это совершенно ошибочный путь предотвращения таких терактов. Для мусульманских экстремистов свято то, что освящено Кораном и Исламом. А там есть понятие "священной войны" - газават или, как некоторые говорят, джихад. В их понимании именно такая "святость" руководит их действиями, и только с учетом этого можно вести переговоры и предотвращать кровопролитие. К террористам нельзя относится как к недоумкам, недочеловекам, это будет иметь совершенно пагубные последствия. Их нужно понять как людей и предотвратить эти античеловеческие действия, которые они сами для себя понимают как святые.
|