О.Кымыран: Я - козох, он - сарт... Пивнополитическая дискуссия с последующим братанием 17:30 07.09.2004
БРАТ-АН: ЭТО "БРАТ" И "ДИКИЙ ЗВЕРЬ"
Пивнополитическую дискуссию с последующим братанием записал Оскар Кымыран 07.09.2004
Сидим. Пиво пьем. Беседуем. С подковыркой, конечно. Иначе не получается. Я казах (козох), он узбек (сарт). Реверансы время от времени отвешиваем. Братья как-никак.
- Хорошо у вас (действие происходит в одной из пивнушек Алматы).
- Неплохо (соглашаюсь).
- Это все нефть (улыбается).
- Нет, это мозги (делаю улыбку еще шире).
- Русских и евреев. А у нас их не осталось.
- Нет это казахи, в том числе и из Четвертого жуза.
- Это как?
- Понимаешь, идет незаметный процесс поглощения национальных диаспор. Пока на подсознательном уровне. Происходит смешение ярких представителей иных этносов с местными элитами. Пока это выглядит как шутка. Когда усть-каманский русский себя в среде казахов называет найманом, а кореец из Шамалгана приписывает себе родство с шапрашты.
- Мдя… и после этого вы обвиняете нас в узбекизации нашего населения.
- Скажи что не так.
- Скажу. И еще более того мы сильнее вас в национальном сознании, потому и сохранили свою идентичность. А вы разбросанные по степи, ассимилировались с русскими.
- Какой умный узбек, однако. Какие слова говорит. Мы помимо своей воли барьером встали на пути русификации. Пока она переваривала нас, вы могли быть относительно спокойны.
- Мы сопротивлялись в том числе и вооруженным путем.
- Ага - басмачество, львиную долю в котором составляли кокандские коныраты вкупе с курама и ферганские кыргызы. Запомни узбек – не воин, он законопослушный гражданин.
- Разве это плохо? Хотя соглашусь порою, это нам мешает. Приехал бы в Ташкент посмотрел на нашу жизнь.
- Знаю вашу жизнь, потому и ехать не хочу.
- А ведь было время вы, казахи, в начале 90-х ездили к нам на заработки.
- Тогда наши рабочие выполняли высококлассные работы, а сейчас вы ездите к нам на полях пахать.
- Нам сейчас очень тяжело.
- Не спорю, нам тоже.
- Да ваши проблемы бы нам.
- Не думаю. Вы другие.
- Ты прав. Казах – кочевник, диктата над собой не потерпит жесткого. А наш узбек привык к чинопочитанию, везде проход только через какого-нибудь "акя". Хотя мы же одного корня. Как там говорят у вас? "Озбек оз агам"?
- Ну, так это другие узбеки. Кочевые, вольные, сильные духом. А вы сегодня больше напоминаете их слабую тень. Зря тогда вы с сартами перемешались (Смеюсь). Вы же свою насквозь… власть почитаете и ненавидите одновременно.
- А что поделаешь? Все мы с ней повязаны. Везде родственники сидят, где-то левый приработок имеешь.
- Думаешь, у нас нет? "Агашкизация" только в последнее время особо сильно себя не проявляет. Этому тоже есть свои причины. Казахам стало возвращаться утерянное некогда государственное сознание. Сейчас мы в вашу сторону смотрим…
- Знаю, смотрите и облизываетесь. Не пойми превратно, но есть среди нашей истинной элиты опасения, что завтра уйдет Каримов, и мы ляжем под Казахстан. Вон как с Киргизией обошлись. Копнешь поглубже, а там казахи рулят. Не очень хочется в будущем видеть, как сосед у тебя же дома командует.
- Что-то краски сгущаешь. Думаешь, у нас в алюминии узбеки не рулят? А потом это реальный процесс. Наш капитал сегодня окреп и деваться ему не - куда. Только идти на приграничные рынки. Россия и Китай пока не по зубам. Вот и смотрим на юг, где братские народы проживают. На Кыргызстане модель экспансии сейчас отрабатывается. Пока Каримов нас к себе не пускает, но он ведь тоже не вечен. Откроются границы, пойдет либерализация, только кто изначально на риск пойдет? Запад тысячу раз подумает, а мы за это время много чего успеем отхватить.
- Есть у нас крепкие и, что самое главное, крупные бизнесмены, промышленники. Но они поднялись в России, у вас… Но они могли бы и в Узбекистане… Сам понимаешь, значит не могут они, пока что, дома работать… так же успешно. Но с другой стороны, я точно знаю, сегодня уже казахские бизнесмены в Ташкенте появились, ходят, к заводам в районах присматриваются. Посольские ваши работники инфу собирают. К Салиму с Гафуром подходы ищут. Знают, без них выкуп трудно будет осуществить. Только деньги казахи вкладывать еще не торопятся, понимают, риск велик, наши чиновники спокойно "кинуть" могут. Бизнес у нас трудно вести. Нахапает какой-нибудь хоким или мент денег и едет к вам в Сары-Агаш или Шымкент. Находит казаха знакомого и говорит, мол, бабки даю, бизнес веди, а прибыль пополам.
- Интересная ситуация. И не боится, что, как ты говоришь, "кинут"?
- Конечно, боится, а куда деваться? Не лежать же деньгам бесполезным грузом. Настанет либерализация, вернутся эти финансы обратно домой и глядишь, собственными силами обойдемся без казахов.
- Не забывай, эти деньги сейчас работают на нашу экономику. И придут они из Казахстана. А значит, это наши инвестиции.
- Ну да особенно учитывая то, что чуть меньше половины состава ташкентской милиции – это казахи, записанные узбеками. Да и так полно у нас обеспеченных казахов, которые деньги переправляют на ведение бизнеса в Казахстан. Получается у нас там уже из ваших "пятая колонна" образовалась.
- Ну вот, мы-то своих узбеков за ваших не считаем.
- Это потому что они к нам не бегут. А ты видал, что творится у казахского посольства в Ташкенте? Приходят туда подполковники и майоры и слезно просят, чтобы их, узбеков по паспорту, признали казахами. На историческую родину собрались. А им посольство отказывает.
- И правильно делает. Нечего казахам уезжать с исконных земель.
- Знаем мы про ваши претензии на Ташкент, потому и боимся экономической экспансии. Ведь обывателю-узбеку только скажи, что в Казахстане лучше ему жить будет, он весь Ташкент с потрохами продаст. А это все - потеря такого государства, как Узбекистан.
- Ну, прекращай. Никто подаренный вам большевиками Ташкент, отнимать не собирается. Для нас главное, чтобы там казахская диаспора сохранялась и крепла.
- Ага, и время от времени напоминала о том, что мы есть и это земля вообще-то наша. Только мы из братских чувств не забираем ее обратно (ехидничает). А потом нужно учесть, что ташкентские казахи очень спаянный клан и умеют отстаивать свои позиции.
- Так у нас тоже много узбеков проживает.
- Вы их раньше опасались. А сейчас просто их купили. Ты знаешь, что единственный в мире узбекский театр за рубежом находится в вашем Сайраме? Я слышал, что меры по сплочению казахских узбеков предпринимаются, но они не так эффективны. Нельзя закрываться в махалле. Но если откроешься, можешь стать казахом. У меня родственник в Шымкенте, в полиции служит, так он из Амиржана Юсупова превратился в Омиржана Жусупова. А все, потому что от махалли оторвался. Но махаллинское сознание не дает человеку самореализоваться, он всегда находится в чьем-то подчинении, под чьим-то наблюдением. Особенно тяжело женщинам. В условиях Казахстана народ, живущий в махалле, всегда будет на последних позициях. А потом казахи своих узбеков жестко контролируют. На выборах в Южном Казахстане узбеку не пройти, если даже узбекское население составляет большинство.
- Какую мрачную картину нарисовал. Извини, это самозащита, у нас страна большая, национальностей много, но земля так или иначе казахская.
- Ну да, мы ведь даже вашим узбекам где-то завидуем. Они свободны.
- Вообще-то мы считаем, что у нас свободы мало.
- По-моему, мы возвращаемся к началу разговора.
- Да пора его заканчивать. И вообще поехали в "Али-бабу", там пиво лучше.
- Для меня ваше любое – самое хорошее. Стыдно, узбеки разучились делать нормальные продукты и едут их покупать у "кочевников"-казахов.
- Не бери в голову. Давай лучше казахские корни у тебя найдем, оралманом оформим.
- Нет, я лучше домой, там тоже когда-нибудь должно все наладится. И лозунг будет "Догоним и перегоним Казахстан!". Хотя согласно данным нашей официальной прессы, мы лидеры и вас давно уже перегнали.
- Вот за этот положительный момент и выпьем. Братан…
- Ал, давай! Брат-ан…
|