Саид Абдулло Нури (лидер Исламской партии Таджикистана) - "Хизб-ут-Тахрир" с точки зрения шариата не имеет права действовать 08:37 10.09.2004
САИД АБДУЛЛО НУРИ: "МОЛЮСЬ, ЧТОБЫ КЫРГЫЗСТАНУ СОПУТСТВОВАЛА УДАЧА"
В следующем году в Таджикистане пройдут парламентские выборы, в 2006 – президентские. Как руководство, так и независимые политологи Кыргызстана тщательно отслеживают общественно-политическую ситуацию в этой соседней стране, пережившей гражданскую войну. Обстановка в Таджикистане, который граничит с Афганистаном, в немалой степени влияет на безопасность всех стран Центральной Азии. Для Кыргызстана это тем более актуально, что благодаря усилиям кыргызской дипломатии в 1997 году именно в Бишкеке были подписаны ключевые соглашения межтаджикских переговоров. Прокомментировать нынешнюю ситуацию в Таджикистане согласился Саид Абдулло Нури, лидер Партии исламского возрождения Таджикистана.
Саид А.Нури, лидер Партии Исламского возрождения Таджикистана
- Господин Нури, для начала расскажите о предвыборном периоде в парламент Таджикистана и о возможностях Вашей партии в этом политическом мероприятии?
- У нас в настоящее время наблюдается активизация политических партий и объединений, и в том числе нашей партии. У нас есть опыт и подготовка к выборам проведена почти на 60-70%. Другие партии немного отстают в подготовке, но Демократическая партия так же начала активизировать свою подготовку. Чтобы выборы были прозрачными и свободными, несколько лет назад мы постарались, чтобы был предложен законопроект, соответствующий всем международным стандартам. За прошлый месяц были направлены новые законопроекты в парламент, где участвовали Народно-демократическая Партия, Компартия, и, конечно же представители Исламской Партии.
Было много предложений со стороны Народно-демократической партии, но многие из них мало соответствовали государственным стандартам, в них были препятствия, особенно экономические и финансовые. В их предложении говорится, что каждый кандидат должен внести 5 тысяч долларов, а каждая партия - 70-80 тысяч долларов. В этом случае выиграло бы не они, а государство. Это означало, что кроме владельцев больших денег, в выборах в Таджикистане никто бы не участвовал. Такие составляют 20% нашего общества, а 80% нашего населения осталось бы без внимания. После многих обменов мнениями, это количество была снижено до 3 тысяч долларов, но 5 тысяч долларов для отдельных кандидатов. Наша партия протестует даже против такого решения, поскольку народ Таджикистана не настолько богат.
- Партия исламского возрождения Таджикистана является единственной религиозной партией, которая официально признана в Центральной Азии. Для этого были внесены изменения в Конституцию. Это показывает силу партии или же демократичность политики таджикского правительства?
- Действительно, эта партия является единственной религиозной партией в регионе, которая действует успешно и имеет очень много сторонников. Постоянно растет количество ее сторонников среди народа, и по сравнению с другими партиями она действует успешно. К этой партии с одобрением относятся как внутри страны, так и за ее пределами, особенно в Америке и в Европе. Наша партия действует в стране не так, как некоторые исламские партии в других местах. До сих пор наша партия не создает никаких проблем. Эта партия была создана для того, чтобы принести мир в Таджикистан, к тому же она является примером демократичности в Таджикистане. Я это говорю к тому, что, если бы партия преследовала еще какие-нибудь цели, кроме восстановления мира, может быть, она тоже столкнулась бы и с другими проблемами. Например, некоторые лица из оппозиции, которые были назначены на разные должности в министерствах, были уволены или сняты со своих должностей после того, как был восстановлен мир. Может быть, нашу партию постигла бы такая же участь. Но поскольку этого не произошло, я думаю, что исламская партия наравне с государственными объединениями является примером демократии в Таджикистане. Мы имеем возможность участвовать в парламентских, президентских и местных выборах. Наша основная цель заключается в достижении без ущербной независимости, решении экономических проблем, развития духовного богатства народа, искоренения бедности. Одним словом, стараемся для благоустройства Таджикистана. Наша партия активно сотрудничает с теми лидирующими партиями, которые стремятся защитить интересы таджикского народа. Если они более успешно достигают этой общей цели, мы действуем в качестве их помощников и союзников. А если они окажутся абсолютно неспособными выполнить обещанную программу по обеспечению благосостояния народа, тогда выдвигаем кандидатуру нашей партии, поскольку мы уверены в том, что если народ избирает нашу партию, то у нас есть возможность решать существующие в нашем обществе проблемы.
- В сегодняшних условиях среди мусульман агитируют представители различных религий. Часть мусульман действительно переходят в другие религии. Какие меры предпринимает Ваша партия в этих условиях?
- Как Вы правильно сказали, в настоящее время в Таджикистане существуют разные религии. И они агитирует людей и открыто и закрыто, под различными предлогами. По этому поводу у меня два взгляда на происходящее. Первое: религиозные центры, которые действуют в соответствии с государственными законами, никто не может запретить. С точки зрения ислама, нет возражений против религий и религиозных центров, которые исторически связаны с народом и с древних времен поклонялись Богу. Но, как верующий, я против того, чтобы в Таджикистане появлялись новые религии и религиозные центры.
- Какова Ваша точка зрения по поводу деятельности "Хизб-ут-Тахрира"?
- У меня всегда один стандартный ответ. "Хизб-ут-Тахрир" с точки зрения шариата не имеет права действовать. Когда в одной стране существует один исламский строй, все мусульмане должны подчинятся этому строю. Например, в Таджикистане в течение 31 лет действует исламская организация, которая имеет все нужные структуры. Всякая исламская организация должна иметь свой руководящий состав, и действовать на основе этого религиозного течения (мазхаба), которое все мусульмане страны являются его приверженцами. Те, которые действуют вне этой системы, считаются мятежниками. Никто и никакая группа не имеет права вопреки этому правилу организовать другую религиозную организацию или группировку. Вы знаете, что "хизбуттахрировцы" объявляли, что они имеют сотни тысяч последователей. В первую очередь, надо им указать их ошибки, а если они не обращают внимания, тогда надо запретить их действия.
- Было информация, что за последние два года несколько высокопоставленные чиновники были обвинены в уголовных делах. Не смогли ли бы Вы объяснить их причины?
- Когда мы примирились, то одна миротворческая группа была со стороны правительства под руководством президента Э. Рахмонова, другая группа была со стороны оппозиции, которую возглавлял я. Мы примирились во время войны, эти две миротворческие группы в какой-то мере были знакомы друг с другом и уважали друг друга, осознав важность мира. С большими усилиями мы устранили трудности, и в стране наступил мир и покой. С другой стороны, были молодые люди, которые во время войны, забрав свое имущество, жен и детей, покидали страну и жили за пределами страны. Они там закончили университеты, а по приезду с помощью денег смогли занять очень высокие посты, в том числе в правоохранительных органах. Для них не имели значения, ни мир, ни люди, которые восстановили мир.
После национального примирения, многим сторонникам оппозиции была объявлена амнистия, в том числе персональная. Многие из них были вооруженными людьми, многие были политическими руководителями, и все это было результатом национального примирения. К сожалению, многие сторонники оппозиции, которые в свое время носили оружие, до сих пор сталкиваются с трудностями. Представители правоохранительных органов открывают уголовные дела, находят какую-нибудь вину. Например, вызывают человека, который был связан с оппозицией в 1993 году, и спрашивают, куда он дел свое оружие. Если у него был родственники, связанные с оппозицией, их также вызывают и спрашивают. В итоге эти бедные люди отдают им деньги. К сожалению, таких людей, которые сталкивались с сотрудниками партии права, очень много. А целью этих сотрудников является сбор денег. Сейчас арестован Шамсиддин Шамсиддинов, который был директором Агентства по контролю наркотиков. В свое время он приложил очень много усилий для восстановления мира, он был представителем Комиссии по национальному примирению. Его обвинили в том, что он во время референдума по внесению изменений в Конституции ездил в Согдийскую область. Поскольку в Согдийской области, более мирном регионе, были сторонники Исламской партии, которые хотели бойкотировать референдум, этот человек ездил туда, и решил вопрос. Но вместо благодарности сотрудники правоохранительных органов обвинили его и в результате лишили свободы на 16 лет. Ни в каком законе нет такого положения, чтобы ему дали 16 лет лишения свободы! Его незаконно посадили. Если не будут амнистированы люди, которые в то время пересекали границу, тогда 300-400 тысяч человек должны быть виновными, ибо они также пересекали границу. Мы тоже пересекали границу с Афганистаном. Получается, мы тоже виновны. Или же в вину другому политику вменяется то, что он создал незаконное вооруженное формирование. Так господин Рахмонов тоже создавал. В то время многие создавали такие группы, Химматзода создал, Достиев, Убадуллаев, Тураджанзода создавал. Почему мы все на свободе, а только Шамсиддинов, который ничего не делал, должен сидеть в тюрьме? Это несправедливо.
В последние дни я провел несколько встреч по поводу единства нации. Хоть и неофициально, встречался и разговаривал с президентом. Президент тоже против таких дел, о которых мы говорим.
- Ваше мнение о Движении Талибан и о войне США с талибами…
- О талибах у меня было и есть только одно мнение. Об этом я раньше говорил, говорю и сейчас. Когда талибы захватили власть в Афганистане, они должны были сохранить ту исламскую систему, которая существовала до них. Да, были там преступники, воры, но это не означает, что само государство является преступником. Что я выше сказал о "Хизб ут-Тахрире", можно сказать и о талибах. Если бы они действительно были нацелены на исламское государство, то Афганистан сегодня был бы сильной страной. Талибы сами стали причиной ослабления страны. То есть, придя к власти и воюя с правительством моджахедов, они ослабили страну. В Афганистане какое бы правительство не пришло к власти, на основе его были преступления. Талибы ответят за свои действия как в этом, так в ином мире в Судный день, ибо они совершали недопустимое. Талибы против мусульман были смелыми, а когда пришли другие силы, даже один месяц не смогли противостоять и исчезли.
Что касается нас, мы хотим поддерживать правительство, которое ныне пришло к власти, чтобы в Афганистане восстановился мир. Для того, чтобы в Афганистане восстановился мир, было спокойно и велось обустройство всего афганского народа - это правительство намного лучше. И ради этого мы будем поддерживать миролюбивую политику нынешнего правительства. Их конституция также принята на основе ислама и демократии и нет ничего противоречащего исламу. И я молюсь, чтобы эта страна стала сильной и ее руководство служило во благо всего народа Афганистана.
- Как Вы думаете, в Кыргызстане можно создать исламскую партию?
- Я думаю, что государственные органы должны понять, что сейчас общество не такое, как в коммунистическое время, и нынешние люди не такие, как раньше. Например, в Таджикистане и Кыргызстане уровень жизни не очень высокий. Но, поскольку существует связь с остальным миром, у людей появляются потребности, и ограничить сознание людей фактически невозможно. Поэтому, если вдруг появится такая потребность, некоторые люди захотят иметь свою политическую партию. Конечно же, они должны действовать на основе закона и своих взглядов. Я думаю, что такие действия не стоит ограничивать или закрывать дорогу. Когда такие действия ограничивают, обычно они заканчиваются плохо. Люди начинают действовать тайно, что очень опасно для государства в будущем. Эти партии присоединяются к "Хизб-ут-Тахриру" и начинают вместе действовать, чтобы достичь своих целей, а у "Хизб-ут-Тахрира" нет ничего общего с государством. И это очень большая опасность. Поэтому я думаю, что если есть умные люди, которые беспокоятся о будущем государства и нации, то им нужно разрешить, чтобы они могли действовать вместе в соответствии с существующими законами. Например, Партия исламского возрождения, действует очень открыто и не представляет никакой опасности никому. Мы всегда хотим, чтобы в нашей стране было спокойно, был мир и безопасность. Того же мы желаем и народу Кыргызстана. Наши отношения с президентом А.Акаевым особенно сблизились после переговоров в Бишкеке. До сих пор помню, как он старался тогда, чтобы помочь нам, противостоящим сторонам, найти общий язык. Он внес свой вклад в восстановление мира в нашей стране. До сих пор между Таджикистаном и Кыргызстаном развиваются хорошие отношения. Внешняя политика, которую проводит лидер Кыргызстана, очень хорошая, и я молюсь, чтобы Вашему народу и Вашей стране всегда сопутствовала удача.
- Спасибо Вам.
Беседовал А. Бокиров, "Кабар" Журнал "Кыргызстан сегодня", № 9 (17), 2004 г.
|