Издан уникальный каталог узбекской художественной вышивки ХIX - XX веков 07:30 13.09.2004
УЗОРЫ БУХАРСКИХ МАСТЕРИЦ
Корегди ЖУМАЕВ, Лариса ЛЕВТЕЕВА
"Каталог художественной вышивки ХIX - XX веков из фондов Бухарского музея-заповедника" - такое название получило уникальное издание, которое вскоре увидят ценители красоты. Его издание обеспечит государственный учет и сохранность богатейшего наследия народно-прикладного искусства Узбекистана, возрождению которого в нашей стране уделяется огромное внимание.
Поистине неоценимую роль в этом сыграли указы Президента Республики Узбекистан И. Каримова "Об образовании Академии художеств Узбекистана" и "О мерах государственной поддержки дальнейшего развития народных художественных промыслов и прикладного искусства", заложившие прочную социально-экономическую и духовную базу по развитию ремесел. Народному искусству, как важнейшему средству гармоничного развития подрастающего поколения, отведено особое место и в таких государственных документах, как "Закон об образовании", Национальная программа по подготовке кадров. Особое значение приобретают массовые виды декоративно-прикладного искусства, которые во многом определяют национальные ценности, эстетические и нравственные идеалы. Одно из ведущих мест здесь принадлежит вышивке, как одному из самых массовых видов народно-прикладного искусства. Популярность вышивки объясняется не только местом, которое она занимала в доме, но и исторически сложившимися традициями и обрядами. Вышивки изготавливались главным образом к свадьбе в доме невесты и составляли обязательную часть приданого. Искусством вышивки владела каждая женщина, воплощая в нее свои мечты о счастье. В вышивке воплотился огромный художественный и мировоззренческий опыт многих поколений мастериц, который очень важно изучить, донести и освоить.
Для узбекских вышивок характерна символика цвета и орнамента. Составляя сложные композиции, мастерица выражала благопожелания, которые легко расшифровывались одним взглядом сведущего человека. К примеру, цветы в орнаментах имеют свой смысл. Ирисы символизируют покой и долгую жизнь, волнообразный стебель вьюнка - богатство и жизнеспособность, бутоны и листья выражают идею плодородия и весеннего возрождения природы. Волнистые и струйчатые узоры олицетворяют потоки животворной воды. Узор "илон изи" - "след змеи" выполняет роль оберега, змея считается покровительницей женщин и детей, символизируя богатство и достаток.
Определенную смысловую нагрузку несло в себе и сочетание нитей разных цветов. Белый цвет - пожелание счастья, успеха; цвет неба - почитание всего высшего, красный - радость.
К концу XIX в. на территории Узбекистана сформировалось более 10 региональных школ вышивального искусства. Особое место здесь принадлежит вышивке Бухары, представляющей одну из старинных школ художественной вышивки страны, которая имеет присущие только ей особенности, стиль, композиционные решения, орнаментальные мотивы и технические приемы. В научной и специальной литературе первые упоминания о ней встречаются в книге историка Х в. Наршахи "История Бухары". К сожалению, древние образцы вышивок до наших дней не дошли. Наиболее ранним из сохранившихся является хранящийся в фондах Самаркандского музея жойнамоз, вышитый в XVIII в. белыми домоткаными нитями в технике йурма. Наиболее характерным видом крупной вышивки Бухары является сюзане, украшающее интерьер узбекского дома. Сюзане часто расшивалось золотыми и шелковыми нитями и несло сакральное значение - по поверью, оно предохраняло молодоженов от сглаза, злых духов. Со стены сюзане снималось только после рождения первого ребенка. Время расцвета вышивки Бухары приходится на вторую половину XIX - начало ХХ вв. В этот период Бухара была столицей государства, четвертую часть ее населения составляли ремесленники. Только во дворце эмира творили около 400 замечательных мастеров - ткачей, золотошвеев, медников, чеканщиков, керамистов, ювелиров. Их творчество наложило неповторимый отпечаток на бухарские декоративные изделия, принеся им поистине мировую славу. В отделке бухарских вышивок нашли свое отражение орнаментальные мотивы, почерпнутые из архитектурного декора средневековых памятников. Они выполнялись на домотканых материях - карбосе, полушелке, атласе, адрасе и малла. Характерная их особенность - мастерское использование цветов, разнообразие композиционных вариантов орнаментальной декорировки, художественных приемов.
Крупным центром Бухарской школы вышивки являлся Шафрикан. В исторических летописях он тесно связан с названием "Вардонзе", основание которого приходится на V-X вв. В изделиях шафриканской вышивки воспевается поэтика жизненных сил земли и пробуждение природы. Весомый вклад в развитие Бухарской школы вышивки внес и Гиждуван, известный миру благодаря одному из столпов теории суфизма Абду Халику Гиждувоний. Гиждуванские вышивки XIX в. выполнялись на светлых переливчатых тканях. Им присущи четырехугольные широкие поля в центре и обрамление двумя тонкими и одной широкой полосой "хошия". Еще одним центром Бухарской школы вышивки является Вабкент, в декоре которого преобладают растительно-цветочные орнаменты. Относится сюда и каракульская выставка, где была развита ап- пликация.
Вышивки Бухарской школы имеются в собраниях Государственного музея истории Узбекистана, Музея прикладного искусства, Государственного музея искусств, Самаркандского музея. В каталоге, включающем свыше 500 образцов вышивок, представлены все основные их виды: декоративные сюзане, зардевор, покрывала для подушек естикпуш, болинпуш, простыни и полотенца козиклунги, бугжома для завертывания чистого белья, молитвенные коврики жойномоиз и многое другое. К разновидностям вышивок относятся хранящиеся в музее тюбетейки - традиционный головной убор узбеков и других народов Средней Азии. Вышивкой украшали мужскую, женскую и детскую одежду, обувь, головные платки румол, поясные мужские платки чорси. Наряду с вышивками Бухарской школы в каталог включены вышивки других региональных центров - Ташкента, Пскента, Нураты, Самарканда, хранящиеся в Бухарском музее.
Их собрание позволяет выявить особенности и динамику развития этого ремесла: характер преемственности традиций, специфические черты техники и приемов вышивания, композиционное и колористическое своеобразие и разнообразие, стиль и семантику орнаментальных мотивов и образов, роль вышивки в быту и народном сознании.
№ 189 от 10 сентября 2004
|