Г.Тораева - Певцы или колдуны? Откуда взялись центразийские бахши (баксы) 09:47 13.09.2004
Бахши: от учителя до народного певца
Гулнабат ТОРАЕВА, ТНИМЯ им.Д.Азади.
Интересную версию о древнем существования профессии бахши, происхождении самого этого слова выдвинул известный ученый А.Н. Самойлович. Слово бахши - санскритского происхождения и по существующему мнению оно пришло к тюркским народам вместе с буддизмом и означало "учитель". Среди тюркоязычного населения это слово приобрело два значения.
Это был человек, который владел уйгурским алфавитом. По существующим историческим сведениям, во времена Чингис хана так назвались писари, работавшие в канцеляриях. В народной среде это слово обозначало "шаман". В форме "бахсы" - колдун - это слово долгое время существовало у казахов. Когда на территории Центральной Азии распространился ислам и религиозный служитель шаман был вынужден "отдать" свои полномочия молле, то у бахши остались музыка и пение. Именно в это время слово бахши приобрело ныне существующий смысл - "народный певец".
Бахши в истории туркмен отведена значительная роль. Она заключалась прежде всего в умении хранить и распространять уникальные творения национальной литературы.
Исследователи туркменской музыки В.Успенский и В.Беляев указывают на ее древние корни, приводя в качестве примера старинный обычай, характерный только для огузов - играть на туйдуках вдвоем, находясь друг против друга.
Еще один известнейший исследователь - венгерский тюрколог А.Вамбери еще в середине XIX века побывавший во многих аулах на территории нынешнего Туркменистана в обличие дервиша, сообщал, что дутар был в каждом доме. Это вполне объяснимо, ведь пение бахши было своеобразным компасом в бушующем море жизни, акцентировало внимание на непреходящие человеческие ценности и, конечно же, способствовало формированию определенных идеалов. Народные певцы продолжали традиции древнего значения слова бахши и были учителями. Аудитория могла узнать о прошлом земли туркменской "преподавали" они и страноведение: расширялся кругозор слушателей, узнававших о традициях, нравах, обычаях других народов. Более того, буквально каждому жителю Туркменистана с детства хорошо знакомы дестаны, сказания, песни.
Среди записанных В.Успенским произведений туркменской музыки есть отрывки из дестанов "Героглы", "Зохре и Тахир", "Лейли и Меджнун"...
Как в минувшие века, так и сегодня искусство бахши пользуются всенародной любовью.
12.09.2004
|