КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 15.09.2004
23:50  В.Устинов: Сотрудник авиакомпании за взятку посадил смертницу в самолет
21:13  Афганский суд решил, что американцы создали в Кабуле "частную тюрьму"
20:24  Казахстан начинает строить нефтепровод в Китай. Н.Назарбаев совершит рабочий визит в Синьцзян
19:40  Госдеп США подсчитал все антисемитские высказывания в Госдуме России
09:35  "Къ" - Союз недвижимый. Россия попытается убедить лидеров СНГ в его необходимости
09:17  "Гундогар" - Коллективное сумасшествие в туркменском парламенте. Всех туркмен можно разделить надвое: живших до и после "Рухнама"...
09:00  "Бодр, энергичен, в хорошем расположении духа", - немецкий доктор Ганс Мейснер доволен состоянием Туркменбаши

08:08  Дожили... Киргизский Кенеш проголосовал за маркировку большого пальца левой руки каждого избирателя
08:02  Я.Забелло - Мусульмане в России: загадочное меньшинство
07:58  Семья Калчекеевых, пострадавшая при теракте в Беслане, решила вернуться из Оестии в Киргизию
07:26  А.Гударзи - Можно ли сомневаться, что Хизб ат-Тахрир начнет "строить" в Узбекистане "вилоят" Халифата?
07:08  В киргизском Койташе пройдет международная военная игра "Зарница". Приедут россияне и казахстанцы
07:05  На крючок. Казахстан объявляет войну "рыбной мафии" Урала и Каспия
07:03  Супружеский долг. Жену казахстанского певца А.Цоя судя по всему посадят всерьез и надолго
06:52  Главы правительств СНГ в Астане подписали 17 соглашений и концепций
06:36  "Озод Дехконлар" - У Киргизии нет никаких исторических прав на узбекский Шахимардан
06:25  Группа высокого уровня ЕЭП на 15-м саммите в Астане согласовала перечень 29-ти "первоочередных документов"
06:22  Майрам Акаева удостоена премии Организации экономического сотрудничества (ОЭС - ЭКО) - $4 тыс
06:17  "Организация экономического сотрудничества" создала на форуме в Душанбе "Фонд восстановления Афганистана"
06:16  Павлик Морозов из Ирака. Американские танкисты усыновили 15-летнего подростка, выдавшего отца
06:11  "Ислам в современной России". Муфтий Р.Гайнутдин предлагает реформировать религию
05:38  Литва считает законным вещание сайта чеченских террористов "Кавказ-центр" и хочет закрыть российский "Первый канал"
04:54  В Ташкенте продолжается суд над 15-ю (из них 8 - женщины) "террористами". Н.Хайдарова утверждает, что ее пытали
04:47  К власти в России рвутся "ваххабиты-исламизаторы"? Полемика "Единого Отечества" с "Независимой газетой"
04:12  Дипломированные изгои. Туркменские выпускники предпочитают ехать работать в Таджикистан
03:43  Gazeta.kz - Лечебные процедуры. Реформы здравоохранения Казахстана идут медленно, но верно?
03:02  Карзай наступил на хвост "Льву Герата". Тегеран в напряжении, Ашхабад в ожидании
02:25  "Иван Грозный" идет на Америку
02:00  BBC: Россия будет также успешно воевать в Чечне, как Израиль полвека в Палестине?
01:11  20 процентов китайских предпринимателей - женщины
00:50  Пора по бабам? Закона о прелюбодеянии в Турции пока не будет
00:32  Узбекистан закупил в Китае 42 экскаватора
00:09  ИРНА об итогах Восьмого саммита глав государств ЭКО в Душанбе
00:01  Исламо-японский альянс – уже не миф, еще не реальность
Вторник, 14.09.2004
22:55  Фонд имени Конрада Аденауэра переоценивает историю ЦентрАзии
19:40  НОРМ: слухи о русских мусульманах среди террористов – инсинуация
14:05  Как И.Каримов открыто критиковал Казахстан, Киргизстан, Англию и Пакистан (текст пресс-конференции)
13:51  Туркменбаши проходит плановое медицинское обследование в новом диагностическом центре
13:42  Саммит ЭКО в Душанбе. Преседателем организации избран президент Таджикистана Э.Рахмонов
11:44  Мониторить парламентские выборы в Казахстане будут почти 1000 наблюдателей СНГ и ОБСЕ
09:06  В.Нурмухамедов - Ноу-хау правительства Узбекистана: управлять бизнесом полицейскими методами
08:55  "Нарушен принцип открытости". НАТО отменило учения Cooрerative Best Effort-2004, которые должны были пройти в Азербайджане
08:44  ВВС - Операция была проведена несколько дней назад. Уран из Узбекистана тайно вывезен в Россию
08:30  "Вароруд" - Путанами не рождаются... Рассказ узбекистанской проститутки Зарины о "работе" в Дубаи
08:24  "Frankfurter Allgemeine Zeitung" - Сорос пытается взять власть в Латвии и финансирует антироссийские силы
08:19  Gazeta.kz - Жизнь... после жизни. Казахстанская заложница "Норд-Оста" С.Губарева продолжает судиться с российскими властями
07:53  Иссык-кульские игры закончились победой: 1."Атом-Спорт" (Россия), 2."Тенгизшевройл" (Казахстан), 3. Китай
07:23  Резервы исчерпаны. Один из крупнейших казахстанских банков "Казкоммерц" оказался на грани банкротства
07:19  Власти Памира запретили веселиться и справлять свадьбы... в рабочее время
07:08  Сенсационный взлет АИСТа. По данным социологов в предвыборных опросах казахстанцев лидируют президентская партия "Отан" и недавно созданный блок
07:04  В Караганде неизвестные напали на квартиру пастора-миссионера из Южной Кореи: убита его жена
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
"Ислам в современной России". Муфтий Р.Гайнутдин предлагает реформировать религию
06:11 15.09.2004

ОБНОВЛЕННЫЙ ИСЛАМ
У верующего есть право на свободу действий и творческое мышление

Алим КОКАНЛЫ - историк и публицист.

Муфтий Равиль Гайнутдин первым в стране предлагает собственную концепцию обновления ислама.

Недавно московский издательско-торговый дом "Гранд" выпустил в свет монографию "Ислам в современной России". Ее автор - один из видных религиозных деятелей страны, председатель Духовного управления мусульман европейской части России, председатель Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин. Основой монографии стал переработанный и дополненный текст его диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.

О том, что представляет собой ислам в современной России, написано немало книг и статей. Но автор книги - не обычный исследователь, со стороны изучающий проблему. Муфтий Равиль Гайнутдин - один из организаторов и руководителей процесса, определяемого как "возрождение ислама". Ему удалось описать и обобщить кардинальные изменения, происшедшие в жизни мусульман страны и деятельности их организаций за последние годы.

В книге говорится о тысячах вновь построенных мечетей и зарегистрированных общинах, о действующих практически при всех мечетях религиозных школах, новых мусульманских периодических изданиях, массовом паломничестве в священные для мусульман места и т.д. Особо подчеркиваются возможности нравственного и социального служения, открывшиеся перед мусульманскими организациями. Но Равиль Гайнутдин далек от мысли считать все это заслугой только духовенства и мусульманских организаций. Он исходит из того, что быстрый рост числа мусульманских учреждений произошел в первую очередь благодаря принципиально новому отношению Российского государства к исламу, формирующимся партнерским отношениям между органами государственной власти и религиозными организациями.

Муфтий, однако, не ограничивается констатацией фактов из религиозной жизни. Его в первую очередь волнует вопрос о том, почему рост действующих с разрешения органов власти мусульманских учреждений не сопровождается столь же заметным повышением среди верующих соблюдения высоких гуманистических норм нравственности, присущих исламу.

В современной России, подчеркивает автор, нет города или села, в духовной жизни которого доминировали бы мечеть и имам. В России сформировался новый тип мусульманина, желающего не только сохранить свою религиозную идентичность, но и быть современно мыслящим, успешно адаптированным к условиям XXI века человеком. Но в наши дни, как и в недавнем прошлом, основное внимание в мечети уделяется исполнению религиозных обрядов, а не удовлетворению запросов современных верующих. Результат этого - превращение большинства имамов только в исполнителей этих обрядов, а также отток из мечети определенной части верующих.

Выход из сложившейся ситуации муфтий видит в обновлении учения ислама в соответствии с новыми условиями жизни. Ислам, будучи универсальным учением, способен соответствовать требованиям современного мира и не противоречить ему. Священный Коран позволяет человеку, опираясь на жизнеутверждающие ценности религии, определять линию своей жизни в соответствии с требованиями времени.

Для доказательства своего мнения муфтий, в частности, приводит известные слова Пророка Мухаммада: "Поистине в начале каждого столетия Аллах будет посылать своей общине того, кто станет обновлять для нее дело религии". Еще при жизни Пророка Мухаммада его сподвижники, не выходя за рамки догматических положений ислама, вносили в его практику новшества. Введение новшеств продолжалось и после смерти Пророка.

Подробно рассматривается в книге сложность в обновлении учения ислама, связанная с мусульманским правом (шариатом). Исследуя становление шариата, автор подчеркивает, что он стал развиваться с учетом национальных, культурных и иных условий жизни мусульман - обитателей разных регионов мира. Именно об этом свидетельствует то, что наряду с Кораном и Сунной общепризнанными источниками шариата являются также иджма - консенсус; истислах или маслаха - общественное благо; урф - привычная практика, местные традиции, обычаи и нормы; зарура - необходимость.

Муфтий доказывает, что суть шариата заключается не в подчинении человека раз и навсегда установленному порядку, а в том, чтобы научить его оценивать ту или иную ситуацию и поступать в ней по-исламски, не забывая при этом свои интересы, а также особенности той среды, в которой он живет.

Заметное место в книге занимает обращение к опыту реформаторского движения в российском исламе в XIX - начале XX века. Возникновение этого движения, известного как джадидизм, было связано с вовлечением татар и башкир в развитие промышленности и рыночные отношения. В условиях, когда отечественному богословию также предстоит принять вызов, брошенный начавшейся модернизацией российского общества, этот опыт приобретает особую ценность.

Джадиды, показывает муфтий, отстаивали идею, согласно которой человек имеет право на свободу действий и самостоятельное, творческое мышление. Ими были разработаны пути приобщения единоверцев не только к достижениям европейской цивилизации при сохранении мусульманской идентичности, но они на практике реализовали свои идеи, начав реформирование методов обучения мусульманской молодежи, введя в программы духовных школ преподавание русского языка и естественных наук.

Они постоянно апеллировали к тому, что Аллах вручил людям две основные ценности: источник истины - Коран и способность ее познания - Разум. Как человек воспользуется этими ценностями, зависит от него самого. Джадиды исходили из того, что ислам, воздействуя на мораль и деяния человека, удерживает его от вредного и направляет его к полезному действию. Не может быть верой то, что противоречит опыту, разуму или целесообразности. Главными признаками веры, согласно джадидам, являются разумность, добродетельность, высокая нравственность и общественная выгода.

Муфтий Равиль Гайнутдин первым в стране предлагает собственную концепцию обновления учения ислама, основанную на тщательном изучении Корана и хадисов (изречения и деяния Пророка. - Прим. ред.). В Коране неоднократно говорится о том, что Аллах желает людям не трудностей, а облегчения. Ислам - религия, которая в полной мере принимает во внимание природу человека и все его физические и духовные составляющие, отвергает все чрезмерные требования, игнорирующие условия бытия людей, их возможности. Духу Корана противоречат упорные попытки отдельных религиозных и общественных деятелей отстаивать все то, что отброшено самим временем, требовать выполнения отдельных, восходящих к Средневековью норм и предписаний.

Все эти мысли, как свидетельствует книга, непосредственно вытекают из самого Корана и высказываний Пророка Мухаммада. Муфтий показывает, что ислам, даже в своих обязательных для всех верующих предписаниях, исходит из учета их физических и материальных возможностей. По мнению Равиля Гайнутдина, современность требует обновления всех без исключения составляющих богословие предметов, таких, как мусульманская священная история, единобожие, тафсир (комментарии Корана), хадисоведение, шариат, нравственное богословие, социальное учение ислама и т.д.

Сердцевину обновления должно составить учение об отношении Аллаха к человеку и человека к Аллаху, о том, как человеку духовно приблизиться к своему Создателю. Развитие богословия в наши дни даст желаемый результат только при условии, если в центр его внимания будет поставлен современный человек с учетом его жизненного и общественного опыта, тех реальных проблем, с которыми он сталкивается.

Книга муфтия, конечно, не лишена недостатков. Например, ее разделы о путях обновления ислама излишне детализированы, в них слишком много цитат из Корана и трудов богословов. Автор, видимо, как бы заранее отвечает на возможные выпады тех, кого, по определению знаменитого мусульманского богослова Средневековья аль-Газали, можно называть "невежественными друзьями ислама". К сожалению, таких людей предостаточно и в современной России.

Муфтий не раз подвергался публичной и необоснованной критике со стороны тех, кто упорно и не совсем бескорыстно держится за определенные представления об исламе. Так, одним из дагестанских богословов он был подвергнут настоящей хуле за попытку заново осмыслить учение ислама о предопределении. Причем его статью, полностью основанную на Коране, дагестанский "друг ислама" опровергал ссылками на труды местных богословов многовековой давности.

Впрочем, это не значит, что муфтий боится критики и широкого обсуждения своей книги. Наоборот, он, видимо, стремится к этому, так как обновление ислама для россиян - дело совершенно новое, и он надеется, что и его труд сможет помочь тем, кому предстоит развивать богословие - имамам, студентам и преподавателям духовных учебных заведений.

№16 за сентябрь 2004

Источник - НГ-Религии
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1095214260


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх