Р.Ибрагимов - Российские аудиторы начали экспансию в страны СНГ с Казахстана 10:30 19.09.2004
"Мы вышли на рынок СНГ с небольшими проектами, и это только начало" – Руслан Ибрагимов
Интервью со старшим партнером "РСМ Топ-Аудит"
Российские аудиторы, ранее занимавшиеся "освоением" российского рынка, начали экспансию в страны СНГ. Первой о таких планах официально заявила московская компания "РСМ Топ-Аудит", эксклюзивный представитель международной аудиторской сети RSM International в России и странах СНГ. В августе "РСМ Топ-Аудит" подписала договор о сотрудничестве с двумя аудиторскими компаниями из Украины и Белоруссии: "Главбух-Аудит" и "Аудитория". Эти рынки чрезвычайно привлекают российскую компанию и ее клиентов своим динамичным развитием и "понятной ментальностью". О том, как будет происходить эта экспансия, корреспонденту RBC daily Светлане Барсуковой рассказал старший партнер "РСМ Топ-Аудит" Руслан Ибрагимов.
– Совсем недавно Вы официально объявили о заключении эксклюзивного соглашения с аудиторскими компаниями Украины и Белоруссии. Работаете ли Вы уже в совместных проектах?
– Совместно с белорусской компанией "Аудитория" мы сейчас рассматриваем возможность участия в конкурсе по аудиту в соответствии с МСФО одного из крупных банков. Что касается украинских партнеров, компании "Главбух-Аудит", у нас есть с ними договоренность о том, что на все конкурсы по аудиту в соответствии с МСФО мы подаем совместные заявки. Кроме того, у "РСМ Топ-Аудит" уже есть иностранные клиенты, которых мы консультируем по вопросам вхождения на украинский рынок. Мы и дальше будем продолжать консультационную деятельность для них, теперь с помощью украинских коллег можем помочь провести регистрацию, получить лицензию, оформить различные документы, вплоть до заполнения и сдачи налоговых деклараций. Таким образом, мы, конечно же, начинаем сами входить на рынки стран СНГ, пока с небольшими проектами, но это только начало.
– На какую долю рынка в этих государствах Вы рассчитываете?
– Пока нам сложно сориентироваться, поскольку ни на Украине, ни в Белоруссии не велось никаких исследований по объему рынка аудиторских услуг, более того, в России также не было масштабных профессиональных исследований. Я думаю, что корректней говорить о том, какую позицию мы сможем вместе с нашими партнерами занимать в этих странах по сравнению с конкурентами. Наша ближайшая цель – это место в "пятерке" аудиторско-консалтинговых компаний Украины и Белоруссии. Кроме того, говоря о доле рынка, нужно четко понимать, о каком рынке идет речь. Мы пока не претендуем на аудит по национальным стандартам отчетности и говорим лишь об аудите в соответствии с МСФО. Этот рынок пока в зачаточном состоянии, он еще не сформировался, но мы уже стоим у его истоков и планируем быть в числе лидеров.
– Выходит, в этих странах Вы будете специализироваться исключительно на предоставлении услуг в соответствии с МСФО?
– Не только. Но в первую очередь – на предоставлении услуг в соответствии с международными стандартами. Мы также планируем оказывать услуги по управленческому консультированию, консультированию в области стратегического планирования и развития предприятий, а также по вопросам реструктуризации предприятий. Возможно, мы будем заниматься оценочной деятельностью, а также налоговым консалтингом.
– Какое место в России Вы занимаете в области аудита в соответствии с МСФО?
– По данным журнала "Эксперт" за 2003 г., мы занимаем 3 место по объему услуг по МСФО. Так сложилось, что мы мало работаем с банками, а именно банки сейчас первыми переходят на международные стандарты. В России у нашей компании другой рынок – сектор реальной экономики. В основном, конечно, в России все "гиганты индустрии", которым необходима такая отчетность, работают с аудиторами "большой четверки", но есть также масса компаний, которые только планируют переходить на МСФО. Переход на международные стандарты происходит практически одновременно в России, Украине и Белоруссии. Технологии одни и те же, и где применять их, разницы нет. Таким образом, мы сможем сразу получить от оказания этих услуг больше отдачи, если не будем ограничиваться рамками одной страны.
– А присутствуют ли на рынке Украины и Белоруссии компании "большой четверки"?
– Присутствуют.
– Если Вы планируете войти в пятерку ведущих компаний, стало быть, хотите стать пятой?
– Это тонкий вопрос – конкуренция с фирмами "большой четверки". Я думаю, что он так остро еще не стоит, потому что они работают в этом сегменте давно, а мы только к нему подступаем. Для нас важно сейчас войти на этот рынок, оценить его возможности. Я думаю, что, прежде всего, это рынок средних предприятий, которые в силу разных причин хотят провести аудит в соответствии с МСФО. Мы рассчитываем в первую очередь на предприятия среднего сектора, а дальше будет видно.
– Занимают ли компании "большой четверки" в этих странах лидирующие позиции?
– На этот вопрос вам никто не ответит, поскольку ни на Украине, ни в Белоруссии нет официальных рейтингов аудиторских компаний. В этих странах есть, как правило, четко выраженное место одной компании из "четверки" и непонятное положение остальных.
– Вы уже определились, в какой форме будут строиться Ваши отношения с коллегами из Белоруссии и Украины, станет ли это поглощением?
– Аудиторские компании из Белоруссии и Украины – это наши партнеры, а как будут складываться отношения в дальнейшем – покажут переговоры и совместная работа. Конечно, в идеале мы хотели бы иметь полноценные дочерние компании на территории этих государств, но национальное законодательство не везде позволяет это сделать. Безусловно, сначала мы будем проверять наши партнерские отношения, то, как мы сработаемся в тандеме, насколько удачными будут совместные проекты. Как только станет ясно, что людям комфортно работать друг с другом, что успешно реализуются совместные проекты, мы будем думать о дальнейшем развитии отношений. У нас уже есть предварительные варианты направления инвестиций в белорусскую компанию. Наши партнеры в странах СНГ имеют безусловный интерес в отношении ресурсов RSM. Работа с "РСМ Топ-Аудит", как с полноправным членом RSM International и эксклюзивным представителем этой группы на рынках СНГ, для аудиторских компаний стран Украины и Белоруссии является одним из конкурентных преимуществ. Наш же интерес – это расширение бизнеса по России и в странах СНГ, это заложено в нашей стратегии. В настоящее время региональная сеть "РСМ Топ-Аудит" насчитывает 22 офиса, включая филиалы. Мы продолжаем выстраивать сеть, выходим на рынки СНГ. Именно этого от нас ждет RSM.
– Это было условием RSM?
– Это было обоюдным желанием, возникшим в ходе переговоров. В интересах головной штаб-квартиры RSM, равно как и в наших, быть единственным представителем в России и СНГ.
– Какая аудиторская компания может, по мнению RSM, стать ее партнером? Каковы параметры отбора?
– Это не совсем открытая информация. Единственное, что я могу сказать – эта фирма должна быть в числе национальных лидеров, то есть, в первой "десятке".
– Как Вы считаете, почему российские представительства других международных сетей официально не работают в СНГ?
– Не знаю. Я думаю, что этот вопрос нужно адресовать им. У многих международных сетей есть собственные "дочки" в странах СНГ, которые работают с национальными компаниями напрямую.
– Объясните тогда, почему RSM решило действовать через Вас?
–Я думаю, что самой RSM проще контролировать этот регион через хорошо известного ей партнера, который сможет эффективно выстроить отношения с коллегами из сопредельных государств. Видимо, мы убедили своих партнеров, а другие не смогли. Тем самым нам оказано большое доверие.
– Вы говорили, что намерены также заключить партнерское соглашение с казахстанской аудиторской фирмой. Есть ли какие-то подвижки в этом направлении?
– Мы сейчас находимся на предварительной стадии переговоров с несколькими аудиторскими компаниями. На конец сентября намечена моя поездка в Казахстан для обсуждения некоторых деталей. "РСМ Топ-Аудит" – многопрофильная фирма, одна из лидеров на рынке, в том числе юридических услуг. Хочу особо отметить, что сейчас мы наладили отношения с одной из динамично развивающихся юридических компаний в Казахстане. Сейчас происходит достаточно интенсивное проникновение казахского бизнеса на российский рынок и наоборот, поэтому мы надеемся активно работать с Казахстаном. Если наши клиенты, которые хотят иметь бизнес в Казахстане, обращаются с просьбой о помощи, то мы знаем, с какими партнерами там будем работать. Если казахские предприниматели обращаются к нашему партнеру, то им рекомендуют нас как юридического консультанта, который может сопровождать их бизнес в России или решать какие-то вопросы более узкой направленности, в том числе касающиеся судебных процессов. Официально соглашение с казахской юридической фирмой еще не заключено, но это вопрос технический. Мы уже, как говорится, ударили по рукам.
– Казахский рынок специфичный. Говорят, чтобы на него войти, нужно разрешение чуть ли не самого президента страны. Это правда?
– Это не более чем слухи. Любой национальный рынок весьма осторожно относится к иностранным компаниям, но, работая вместе с казахскими партнерами, мы уверены, что вместе сможем решить многие вопросы, касающиеся выхода на рынок Казахстана.
– Как Вы оцениваете тот факт, что российские банки переходят на МСФО уже этой осенью? Ведь очень многие недовольны, так как это огромные издержки.
– Спешим не только мы, но и соседние страны. Это процесс объективный, и от него не уйти.
– Да, но Европа перейдет на МСФО только через год, а мы торопимся это сделать сейчас.
– В Европе национальные стандарты финансовой отчетности достаточно близки к МСФО. Конечно, там есть своя специфика, но изменения будут не такие существенные, как у нас. В России переход на МСФО начинается именно с банков, и это не случайно. Банки – это наиболее "продвинутые" структуры, через которые западный бизнес работает с российским реальным сектором. Именно банки осуществляют кредитование и прямые инвестиции. Банки – держатели гигантских объемов денежных средств, и, строго говоря, это в какой-то мере концентрированный показатель нашей экономики, поэтому логично, что с них начинают.
14.09.2004
|