КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 20.09.2004
23:20  Иран: 12 дивизий Корпуса стражей Исламской революции провели военные учения "Ашура-5"
22:13  Усубалиев настаивает на декларировании доходов. Депутаты Кенеша Киргизии дебатируют поправки в Кодекс о выборах
21:55  Чешский интерес к Узбекистану
20:16  Автокатастрофа в Киргизии, при которой погибло 19 человек, произошла по вине пьяного водителя
20:00  В Чуйской области применяют "меркенский метод" снижения потерь в электросетях
19:12  На грузино-осетинской границе возобновились перестрелки
17:01  К.Казенин: Крепок ли тыл России на Северном Кавказе? Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкессия

12:49  С.Абдылдаев - Троянский конь по-Пекински. Взгляд из Бишкека
11:31  Новым лидером Партии коммунистов Кыргызстана избран депутат Бактыбек Бекбоев
11:01  В.Третьяков - Спасут ли инициативы В.Путина Россию? Все еще демократия или уже авторитаризм
09:44  В Ташкенте идет беспрецедентный процесс над 8 бывшими офицерами таможни, милиции и СНБ
09:37  Д.Озоди - Кого выберут Каримов и Туркменбаши. ЦентрАзии хорошо при "управляемой демократии"?
08:46  Восстановим единое прокатное пространство. В Смоленске стартует 1-й Международный евроазиатский кинофестиваль
08:36  Иран отважно нарывается на санкции. 5-й ультиматум за два года отвергнут
08:33  Президенты Казахстана и Южной Кореи подписали совместное заявление. Корейские нефтяники получили приглашение на Каспий
08:28  Китай пошел по российскому пути. Вся власть отныне сосредоточена в одних руках Ху Цзиньтао
08:23  Чингиз Айтматов: Беслан - предвестие грядущего апокалипсиса на земле?
08:15  На выборах в Казахстане преодолели 7% барьер три партии ("Отан", "Асар", "Ак жол") и один блок АИСТ
07:58  Э.Байсалов (лидер "За демократию и гражданское общество") - Грядет обновление политического класса Киргизии (интервью)
07:41  "РосВести" - Кризис, крушение, возрождение. Камо грядеши, Содружество?
07:28  Экс-глава Национального ТВ Киргизии Токтобюбю Айтикеева назначена и.о. вице-премьера по социалке
07:24  "Вот вам за теракты!?" В московском метро "наци" демонстративно избили армянина, азербайджанца и таджика
06:53  Умирающий ЮКОС напоследок пакостит В.Путину. Остановлены поставки нефти в Китай
06:52  На к/фестивале "Киношок" в Анапе тепло приняли острые ленты из Узбекистана ("Великан и Коротышка") и Таджикистана ("Беглецы")
06:40  Внешний долг Киргизии дорос до $1 млрд.834,6 млн или 103% ВВП
04:56  Н.Байрамова - Школьные годы… чудесные? Туркмены не хотят расставаться с русским языком
04:39  К.Молдобаев - Тюркская цивилизация сложилась еще в VII-VIII веках...
04:19  В Москве прошел 1-й съезд профсоюза нанимателей мигрантов
03:45  СНГ: Время итогов и реформ. Взгляд из Киргизии
02:43  А.Мигранян - Саакашвили добивается... независимости Абхазии и Южной Осетии
02:13  Туркменбаши решил пресечь незаконный отгон скота в Узбекистан
02:02  Washington ProFile: Туркменистан - это мелкий диктаторский режим без военного и научно-технического потенциала
01:39  Первые итоги выборов в Казахстане: лидируют три партии-власти - "Отан", "Асар" и АИСТ
01:11  "Эзгулик" - В Намангане судят 5-ть "экстремистов" и главреда газеты "Поп Тонги"
00:49  "Бойтесь неверные Судный день близок! Граффити по–экстремистски в Бишкеке
00:30  В киргизском урочище Суук–Добо найдена уникальная галерея петроглифов бронзового века
00:03  Туркменистан: Бывший мэр Дашогуза арестован при попытке бежать на историческую родину
Воскресенье, 19.09.2004
21:28  Близ киргизского Оша сорвался в пропасть автобус: 19 погибших, 7 раненых
19:17  А ты записался в избиратели?.. В Узбекистане началась кампания по выборам в парламент
17:00  Михаил Кулехов. Рубежи Сибири
16:27  Ху Цзиньтао стал председателем Центрального военного совета. Информация о Пленуме КПК
16:01  Несовершеннолетние рабы... Узбекских школьников вывезли на хлопок
15:58  "Ни одна международная структура нас не заставит..." Иран отверг требования МАГАТЭ прекратить ядерные разработки
14:57  ВВС - Казахстан выбирает между Назарбаевыми
14:34  Экс-министр СНГ и сибирский полпред Драчевский станет новым послом России в Китае?
11:31  Киргизские вкладчики в панике. Ажиотаж вокруг "Казкоммерцбанка"
11:04  Бюджет Объединенной системы ПВО СНГ в 2005 году увеличится втрое
10:57  Чулпан Хаматову захватило в заложники ФСБ. Идиотские розыгрыши Пельша
10:55  "Кыргыз туусу" - Похождения душ. В юного сказителя Жумабека уулу Улана вселился дух великого Саякбая
10:46  М.Тажин (замглавы администрации Н.Назарбаева) - Политический терроризм возник в 19 веке?!
10:42  Сенатор Н.Джолдасбаева запрашивает МИД РК о правомочности антиказахстанских действий США
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Кыргызстан   | 
К.Молдобаев - Тюркская цивилизация сложилась еще в VII-VIII веках...
04:39 20.09.2004

Дом с открытыми окнами

К. АСКЕРОВА

С 4 по 6 октября в Бишкеке пройдет Второй международный конгресс "Роль и место тюркской цивилизации среди цивилизаций мира". Его организатор - Центр исследования Кыргызско-Турецкого университета "Манас".

Первый конгресс "Тюркская цивилизация на пороге третьего тысячелетия" был проведен примерно в эти же дни четыре года назад.

Наш собеседник - доктор философских наук ректор университета "Манас" Карыбек МОЛДОБАЕВ.

- Карыбек Молдобаевич, какая была необходимость в создании Центра исследований тюркской цивилизации при вашем университете и в проведении конгрессов на тему о ней?

- Есть исторические, филологические исследования, связнные с тюркской цивилизацией, но никто не исследовал ее саму. Она даже еще не вошла в научный оборот как термин.

Мы должны чувствовать за собой богатую историю и свои корни, чтобы не было комплекса неполноценности. Для этого в первую очередь надо доказать реальность феномена "тюркская цивилизация". Вообще любая цивилизация означает наличие сразу нескольких ценностей: развитой государственности, письменности, урбанической и духовной культуры. Все это было создано тюркской цивилизацией в VII-VIII веках.

- Удалось после первого конгресса привлечь внимание ученых мира к интересующей вас проблеме?

- Да, если четыре года назад к нам приехали ученые только из стран - ближайших соседей и России и Турции, то сегодня заявки присланы уже из 32 стран: Франции, Великобритании, США, Германии, Японии, Израиля, Китая, Ирана, Пакистана, Индии и других.

- Ваш доклад на конгрессе считается основным. О чем вы будете говорить?

- С крушением биполярной системы на авансцене мировой истории доминируют две тенденции: глобализация и ренессанс цивилизаций.

Одновременно идут ожесточенные споры о будущем этих тенденций. В центре внимания мировой научной общественности - две крайние точки зрения. Первую из них выдвинул американский историк Френсис Фукуяма. В своей работе "Конец истории" он провозгласил, что с крахом коммунизма наступила эра повсеместного господства одной цивилизации - западной. К тому же она как наилучшее творение человечества обречена на вечное существование. В работе другого американского ученого Семьюэля Хантингтона "Конфликт цивилизаций", наделавшей много шума в научном мире, утверждается нечто абсолютно противоположное. По его концепции цивилизованное многообразие мира как существовало, так и будет существовать. И поскольку они разительно отличаются друг от друга, конфликты между ними неизбежны.

Словом, проблематика цивилизации ныне, бесспорно, является самой животрепещущей проблематикой, стоящей в центре внимания как мировой научной общественности, так и политических кругов. И в то же время она есть одна из самых трудных для постижения проблем.

Ведь недаром в исследовании феномена цивилизации появляется все больше взаимоисключающих парадигм.

Это, по-видимому, объясняется тем, что:

во-первых, судьбы цивилизаций трудно предсказуемы, сопряжены со многими неизвестными;

во-вторых, их настоящее и будущее неразрывно связаны с судьбой человечества.

Реалии жизни на каждом шагу убеждают нас в том, что современный мир соткан из противоречивого диалектического единства двух тенденций: глобализации и ренессанса цивилизаций. Они, с одной стороны, взаимно дополняют и обогащают друг друга, а с другой - между ними идет постоянная борьба за жизненное пространство.

Как сохранить необходимое равновесие между глобализацией и цивилизациями - и есть поистине судьбоносная задача XXI века. Приемлемое ее решение станет достойным ответом на вызов истории. Путь к нему, наверное, будет и тернистым, и долгим.

В настоящее время внимание научной общественности сконцентрировано прежде всего на геополитическом аспекте мирового устройства. И это, конечно, не случайно. Как только канула в Лету биполярная система, во весь рост встал вопрос: какая система должна прийти на смену почившей - однополярная или многополярная? Хотя при этом речь прямо не идет о судьбах цивилизаций, но незримо вопрос этот постоянно присутствует. Судьба мира, действительно, неотделима от судеб цивилизаций. Поэтому нельзя и невозможно рассматривать их в отрыве друг от друга. Ведь мир прекрасен прежде всего своим многообразием и многоцветьем, чему мы обязаны наличием у каждой цивилизации своих неповторимых, индивидуальных черт, наряду с чертами общими, присущими всем цивилизациям.

Причем это многообразие, как считает общепризнанный авторитет в области футурологии О. Тофлер, не помеха прогрессу, наоборот, оно зиждется именно на нем. Он особо подчеркивает, что "...чем больше мы приближаемся к экономике "третьей волны" (под этим термином подразумевается информационная эпоха - К. М.), тем большее значение приобретает культура. Отсюда следует, что ни одна расовая или этническая культура, ни одна религия, ни одна национальность не имеют монополии на лучшие способности, которые требует экономика "третьей волны". Каждая культура, будь-то вест-индская, алжирская, кубинская или корейская, подходит к "третьей волне" со своей психологией, со своим социальным характером, развивавшимся на протяжении веков".

Если это так, а в этом нет никаких сомнений, то для науки нет важнее задачи, чем исследование путей и механизмов функционирования конкретных культур и цивилизаций в условиях, которые диктует эпоха глобализации. Для этого прежде всего необходимо глубоко разобраться в том, что есть та или иная культура, цивилизация, чем они дороги как для своих носителей, так и для других. Какие существуют предпосылки для их возрождения в ответ на вызов эры информационной революции.

- Но при всем этом непременным условием сохранения и ренессанса цивилизаций является гуманизация глобализации?

- Да. Без этого тенденции маргинализации, начавшиеся в различных частях света как результат экономической конкуренции и всеусиливающегося господства массовой культуры, могут приобрести необратимый характер.

Когда же речь идет о настоящем и будущем той или иной конкретной цивилизации, в частности, тюркской, то в нашем поле зрения мы постоянно должны держать как внутренние, так и внешние предпосылки ее полноценного функционирования и ренессанса. Если говорить о внутренних предпосылках применительно к тюркской цивилизации, то с полной уверенностью можно сказать, что они в целом благоприятные. Во-первых, тюркские народы, пережив за свою многовековую историю бесчисленное множество социальных драм, катаклизмов, не только не утратили, а, наоборот, еще более укрепили свою цивилизованную идентичность. Она стала их генетическим кодом. Следовательно, ее устойчивость против негативных воздействий извне очень велика.

Во-вторых, коренные геополитические сдвиги, происшедшие с уходом с исторической арены советской империи, открыли перспективу воссоединения разорванных в свое время частей единого тела тюркской цивилизации.

В-третьих, тюркская цивилизация, благодаря особым историческим условиям существования, восприимчива к иноцивилизационным новациям. При этом она воспринимает их не механически, а пропускает через призму собственных ценностей.

Что же касается внешних предпосылок функционирования и ренессанса тюркской цивилизации, как уже говорилось выше, они напрямую связаны с гуманизацией глобализации.

Как показывает анализ, процесс возрождения цивилизаций есть, с одной стороны, процесс возврата цивилизации к самой себе, а с другой, - процесс ее самообновления.

- Есть, на ваш взгляд, на мировой сцене примеры возврата тюркской цивилизации к самой себе и самообновления?

- Пожалуйста, Республика Турция. В ходе революционных преобразований, осуществленных под руководством Ататюрка, здесь прежде всего расчистили национальную культурную почву от имперского наследия. В результате теократическое имперское государство уступило место национальному светскому, официальный язык империи османлыча уступил место национальному. Так происходило и по всем другим позициям.

Но это возвращение к себе не было возвратом к прошлому, а было шагом, направленным на освобождение созидательных сил нации от оков всего старого, отжившего. Насколько он был точно просчитан, показало время: Турецкая Республика выросла в буквальном и переносном смысле слова, как птица Феникс из пепла. Сегодня она - в когорте стран, шагающих вровень со временем.

Примерно через такие же процессы цивилизационного возрождения проходят ныне молодые тюркские республики Центральной Азии и Закавказья. Как и всякие глубинные преобразования, эти процессы идут в мучительных поисках как самих себя, так и своего места в общемировом процессе под названием глобализация.

Поиски самих себя осложняются главным образом двумя причинами. Перво-наперво, надо учесть глубокие раны, оставшиеся на теле национальных цивилизационных ценностей от советского периода. Коммунистическая доктрина рассматривала их не как части единого целого, а как некий конгломерат несовместимых друг с другом разных антагонистических элементов. Все те ценности, которые не укладывались в прокрустово ложе коммунистической идеологии, беспощадно искоренялись.

Поэтому вновь обретшим государственную независимость народам тюркских республик пришлось заново открывать себя, свою цивилизационную идентичность. Но открывать себя не ради повторения пройденного, а ради настоящего и будущего. А это требует критического отношения к тому, что накоплено за многовековую историю народов, что имеется в национальной копилке ценностей, исходя из требований времени.

Но, к сожалению, на практике это не всегда удается. Порою мы оказываемся в плену ценностей, давно отслуживших свое.

- Например, каких, - если говорить о Кыргызстане?

- Родоплеменное деление, например. Оно сегодня играет гораздо более активную роль, чем в советское время. И здесь власть не должна заигрывать с обществом. А она заигрывает, чтобы успокоить людей.

Настоящее и будущее тюркской цивилизации, как и любой другой, зависит от того, насколько она сумеет творчески претворить те позитивные начала, что несет в себе глобализация. В первую очередь речь - о ценностях демократии и рыночного механизма и, безусловно, информационных технологиях.

Одновременно мощные волны глобализации таят в себе угрозы смыва цивилизационных ценностей, если не принять эффективные превентивные меры по их сохранению и защите. Сегодня как никогда актуально звучит предостережение великого мыслителя Махатмы Ганди: "Мне совершенно нежелательно, чтобы мой дом был обнесен со всех сторон при плотно закрытых окнах. Наоборот, я хочу, чтобы культуры разных народов по возможности без помех проветривали мой дом. Но при этом я никак не могу допустить, чтобы порывы хоть одной из них вырвали с корнем мою культуру".

Как известно, цивилизационные ценности делятся на две группы. Первая из них - это памятники давно минувших дней. У тюркской цивилизации есть величайшие памятники архитектуры, уникальные изделия эпохи бронзы. Эти бесценные реликвии можно сохранить и защитить путем консервации.

Вторая группа - это живые, действующие ценности. Генетическим кодом кыргызской нации заложены толерантность, восприимчивость к культурам других народов, умение преодолевать трудности. Вот эти ценности можно сохранить, защитить только путем развития и путем возрождения в соответствии с запросом времени. Как известно, многие цивилизации, когда-то громко заявившие о себе, постепенно сошли с исторической арены. Проходя через все испытания, крутые повороты истории, продолжают действовать немногие из них. Среди этих самых жизнеспособных цивилизаций находится и тюркская цивилизация. С наступлением эпохи глобализации она, как и все другие действующие цивилизации, стоит перед лицом нового вызова истории. Будущее тюркской цивилизации зависит от того, каков будет ее ответ на этот вызов.

17.09.2004

Источник - Слово Кыргызстана
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1095640740


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Маулен Ашимбаев встретился с директором Оксфордского центра исламских исследований
- Законопроект по регулированию движения мопедов одобрили депутаты в первом чтении
- Олжас Бектенов ознакомился с цифровыми инструментами по поддержке отечественных товаропроизводителей и прогнозу паводковой ситуации
- Подготовка к пожароопасному периоду: Канат Бозумбаев поручил безотлагательно устранить нарушения в регионах
- Казахстан и Россия подписали межправительственное соглашение о строительстве угольных ТЭЦ
- Омбудсмен Артур Ластаев: "Распространяемое "мнение" о том, что закон якобы будет способствовать отъему детей – откровенный фейк"
- Подрядчик, завысивший стоимость строительства водопровода в Алматы, выполнит дополнительный объем работы за свой счет
- О пресеченном наркоканале
- Сотрудник СпецЦОН арестован за причинение ущерба в размере 3 млрд тенге
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх