Опасные крысы-мутанты, 20 лет назад бежавшие в Киргизии из научной лаборатории, оккупировали север страны и юг Казахстана 05:10 21.09.2004
Террористы из банды Rattus
Света ЛОКТЕВА
В последнее время с крысиным беспределом пришлось столкнуться многим горожанам (см. "ВБ" от 9 сентября). Между тем нынешнее нашествие, по утверждениям ученых, было прогнозируемым и явилось результатом двадцатилетней ассимиляции rattus norvegicus, захвативших почти все регионы Кыргызстана. Свободными от диктата серых тварей пока остаются только Талас и Нарын. Остальные территории оккупированы особо устойчивым гибридом.
Еще лет двадцать назад ни Кыргызстан, ни Казахстан, ни другие центральноазиатские республики не знали ничего о грызунах из семейства rattus norvegicus. В качестве среды обитания наш регион не подходил им из–за климата. Как правило, подвид серых крыс предпочитал расселяться вдоль рек или на приморских побережьях, поскольку главным условием его выживания является вода. Этим бестиям, в отличие от других, недостаточно только влажного корма. Им нужен полноценный источник питья. А потому в наших сухих резко континентальных условиях зубастые твари не могли рассчитывать на "процветание".
Но вот случилось ЧП. По одной из версий, озвученной кандидатом биологических наук, доцентом кафедры экологии Института управления природными ресурсами Кыргызского аграрного университета Анарой Алымкуловой, в начале 80–х годов многочисленная группа лабораторных крыс– альбиносов из различных научных учреждений должна была подвергнуться уничтожению. Но то ли сыграла роль поломка в барокамере, то ли недогляд лаборантов - львиная часть подопытных не погибла. И вопреки законам науки адаптировалась в природных условиях. В результате скрещивания с серой крысой появился гибрид, который смог приспособиться к отсутствию достаточного количества влаги. Сейчас учеными доказано, что на территории Кыргызстана обитает мутированный вид крысы, имеющий свою специфическую реакцию на традиционные ядохимикаты.
Скажем, серия опытов, проведенная командой Алымкуловой, свидетельствует, что некоторые "крысоморы" китайского производства только способствуют... росту потомства грызунов! Поэтому, несмотря на все меры, предпринимаемые дератизаторами, у нас регулярно происходят угрожающие вспышки активности хвостатых разбойников. Достаточно вспомнить тяжелый 2000 год, когда в Кара– Балте произошло нападение rattus norvegicus на ребенка, после чего была даже создана чрезвычайная правительственная комиссия. Или прошлый год, когда научные анализы выявили у крыс возбудителей бешенства.
Сейчас ученые говорят, что никто не ожидал столь спонтанного развития ситуации. Хотя исследования в области поведенческих и биологических особенностей серых крыс ведутся в Кыргызстане с 1993 года. Более того, существует специальный проект, поддерживаемый Госагентством по науке и интеллектуальной собственности, в соответствии с которым группа молодых ученых из Кыргызского аграрного университета и Института биотехнологий Национальной академии наук, помимо прочих экспериментов, ведет постоянный мониторинг. К сожалению, его результаты неутешительны. Анкетирование, например, показало, что серая крыса уже оккупировала не только столицу и Чуйскую область, но и проникла на юг республики, в Ош и Баткен, а также на Иссык–Куль. Пока только в Таласе и Нарыне не зафиксировано нападения этих грызунов на человека.
Крысиный вопрос еще ни одному государству мира не удалось решить. В некоторых мегаполисах Запада прибегали даже к взрывам жилых домов, чтобы избавиться от этих тварей.
Крысы относятся к разряду интеллектуальных противников. Своей умственной организацией они превосходят даже обезьян. Крысы, например, никогда дважды не попадут в один и тот же капкан. Специалистам всякий раз приходится маскировать, чистить и обновлять его. Как известно, эти хищники различают по силе ультразвук, покидая то место, где расположен его источник. А уж легенды о крысиной интуиции еще никто не опроверг, хотя биологический механизм этого явления ученым до сих пор не изучен.
Зато известно то, что наши серые крысы живут семьями. По паре самцов с двадцатью самками и молодняком. Тот факт, что в последнее время они средь бела дня стали появляться кланами во дворах и на улицах Бишкека, свидетельствует об их необычайной плодовитости.
Существующие практические меры защиты кажутся смехотворными. Конечно, госучреждения и частники предлагают услуги по дератизации помещений, но создается впечатление, что для этих структур все крысы, как и кошки, - серы. Например, для удачной потравки грызунов всегда очень важна доза ядохимиката и его комбинация с пищевой основой. Где–то в районе мясокомбината подманивать крысу на гастрономический запах бесполезно. Возможно, там лучшую службу сослужит зерновая приманка. Бывает и наоборот. В местах разведения домашнего скота крыса привыкает к запаху экскрементов животного.
Сейчас в лаборатории Кыргызского аграрного университета разработано более десятка рецептов уничтожения крыс. Но опыт ученых почему–то не находит распространения в специальных службах.
В результате практикуется однотипный "помор", после которого крысы–победители продолжают успешно осваивать новые территории. В этой связи стоит сравнить две карты Бишкека. Места обитания пришельцев прямо на глазах расширяются. Этот процесс можно остановить, если относиться к крысам как к опасным, но биологически совершенным особям. А это значит, что в ежедневной практике сопротивления нужно пользоваться прежде всего плодами науки, а не исходить из стоимости, выгоды и коммерческих интересов отдельных санитарных предприятий. Иначе крысы выживут нас, а не мы их...
20.09.2004
|