Пазырыкская амазонка. В древнем Казахстане жили женщины-воительницы? 00:25 23.09.2004
ПАЗЫРЫКСКАЯ АМАЗОНКА
Чаяния исследователей древности материализовались в Астане. Открывая IV выставочный сезон, галерея современного искусства "Шежире" презентовала результат творчества казахстанских реставраторов и ученых - реконструкцию женского одеяния из Пазырыкского кургана и новую книгу "Ою и Ой", посвященную скифскому стилю, языку орнамента.
Археологическая сенсация
Находка в 1993 году новосибирскими археологами Пазырыкской девы стала сенсацией, сравнимой по значимости с открытием в свое время Золотого воина. Именно эта местность, находящаяся на стыке границ современных России, Казахстана, Китая и Монголии, смогла поведать миру о прошлом целой цивилизации евразийских кочевников-скотоводов. Благодаря поистине чудесному стечению обстоятельств до нас дошли, вопреки всем законам природы, свидетельства их жизни и быта - буквально до последней нитки. Захоронения знати и рядовых кочевников на плато Укок законсервировала природа, создавшая эффект вечной мерзлоты. Найденная в этом холодильнике мумия получила немало имен: и Принцесса Алтая (хотя она таковой не является), и Снежная леди, и Пазырыкская амазонка. Мумия пролежала там 25 веков! Судьба ее складывается непросто. Несмотря на то, что она представляет особый интерес для науки, алтайцы требуют вернуть ее обратно в усыпальницу. Мотивируют это тем, что Пызырыкская дева является своеобразным оберегом, защитницей проживающих здесь народов, и духи гневаются, что с ней обошлись сейчас таким образом. Пока спор никак не разрешился - ученые и местные жители не могут найти общего языка.
Проведенные на Пазырыке исследования показали, что цивилизация кочевников стояла на высоком уровне развития. Она не только создала великолепные образцы материальной культуры, но и повлияла на зарождение в степи трех мировых религий. Одним из свидетельств прогресса общества номадов стало доказательство принадлежности им так называемого скифо-сакского звериного стиля. Это целая духовная концепция, насыщенная особой энергетикой и детально воплощенная в образы различных животных. Среди них - окрыленный олень, грациозная лань, мифический грифон, фантастический волк, сделанные из золота древними ювелирами. Однако они не только несли художественную ценность, но и имели великий сакральный смысл, отражая особый дух сакской культуры, собственное понятие о мироздании, системе человеческих ценностей. В казахстанской части Алтая в 1997-1999 годах вскрыт еще один курган - на Береле. Полученные научные результаты дают основание утверждать, что этнический облик людей, оставивших яркую культуру ранних кочевников, показывает - они не делились по "национальному признаку" и являлись прародителями многих номадов. Словом, артефакты столь уникальны, что фактически они открыли новую страницу в исследовании прошлого кочевой культуры, и потому вполне понятен интерес к ним в Казахстане.
Общие корни
Интерес к находкам из Пазырыка возник у наших специалистов, близких к этим проблемам. А встретиться им помогло также великое стечение обстоятельств. К директору галереи "Шежире" Розе Жусуповой обратились мать и дочь Жайлаубаевы - Турсункуль и Назым, известные реставраторы. За годы своей работы они воссоздавали одежду и утварь номадов V века до нашей эры, работали над костюмом одной из реконструкций Золотого человека. Дочь создала единственную в мире коллекцию сакских платьев, которая получила широкое признание. Мастерицы загорелись идеей воссоздать для Казахстана костюм Пазырыкской девы, который очень близок к национальной казахской одежде. В это же время пришел с идеей новой книги о сакском стиле исследователь Алибек Кажгалиулы. В ней он показывает истоки казахского войлочного узора "ою" и доказывает, что они основаны на мировоззрении кочевого общества. На примере расшифровки древнейших орнаментов, запечатленных на пазырыкских войлоках, являющихся идеальными образцами "плоскости без перспективы", ученый отвечает на многие вопросы, волнующие ныне современников. Как изменился орнамент за прошедшие две с половиной тысячи лет? Что было усовершенствовано последующими поколениями в ходе собственной эволюции? Что обуславливало динамику развития орнамента как особой знаковой системы и особого вида искусства? И главное: что означают все эти знаки и какое содержание они передают? Чтобы доказать свои гипотезы, ученому требовалась поддержка.
Казахстанские энтузиасты
Перспективное сотрудничество воодушевило директора галереи Розу Жусупову настолько, что она поехала на Алтай и собрала массу разнообразного материала, чтобы помочь сделать реконструкцию костюма и завершить работу ученого. Да и сама она стала страстной исследовательницей культуры номадов. Обойдясь без машины времени, казахстанские энтузиасты сами построили мост между прошлым и настоящим. Но их работа потребовала уйму знаний, концентрации усилий, усердия.
Народная мастерица Турсункуль Жайлаубаева, много лет проработавшая реставратором в музеях страны и до тонкостей освоившая технику изготовления, яркий колорит, всю тонкость композиции декоративного прикладного искусства, вспоминает, что после изготовления в 1994 году костюма для реконструкции Золотого человека она прикипела к скифской теме и стала постоянно думать о их культуре, изучать ее. В результате она пришла к выводу, что казахское прикладное искусство является прямым наследием скифского. Обнаружено большое сходство в технике изделий, отмечаются аналогичные композиционные решения, семантика цвета, способы окраски и обработки кожи, войлока, тканей, а также функциональное предназначение. По стопам матери пошла и дочь - окончив Институт театра и кино им. Жургенова, она выбрала стезю художника-модельера. Назым занимается изучением скифского костюма. Эта тема стала определяющей в ее творчестве. Мастера считают, что по-настоящему понять культуру во всей ее многогранности, объяснить суть вещей и ритуалов может лишь тот, кто сам является частью этой культуры. Ведь, чтобы достичь уровня мастеров, творивших много веков назад, нужно осознать идею взаимосвязи между нашими мирами. Поэтому основным принципом творческого семейного союза является возрождение и продолжение древней культуры саков, которая ценна не только для Казахстана, но и для всего мира.
Оценив достоинства скифского стиля, его надо беречь и развивать. Занимаются этим в основном энтузиасты, несмотря на принятую в стране программу возрождения исторического наследия. Работа по воссозданию наряда Алтайской принцессы заняла восемь месяцев. Конечно, говорят реставраторы, зрители увидят не копию, найденную в Укоке, а именно реконструкцию костюма. Добиваясь максимального сходства, они использовали аналогичные приемы окраски, шитья, украшений, но тем не менее временное расстояние в 25 веков - не шутка. Главное, по оценкам специалистов, костюм выглядит достоверно и дает четкое представление о жизни предков кочевых народов, о их вкусах, привычках, талантах. Как бы подчеркивая материальное - воссоздание образа Пазырыкской девы, - ученый Алибек Кажгалиулы говорит, что благодаря разработанному им методу расшифровки орнамента теперь станут доступны для чтения практически все орнаменты всех времен и народов, так же как слова, написанные с помощью букв или иероглифов. Однако, для того чтобы прочитать текст на чужом языке, надо знать этот язык. Понимание же музыки, а теперь и орнамента не требует знания языка. Музыка и орнамент сразу проникают в сердце. Это дает шанс народам, чье древнее наследие еще не расшифровано, заговорить и поведать о себе всему миру языком орнамента. Поэтому надо ли еще как-то аргументировать, сколь важное место в истории человечества имеют бесценные находки, обнаруженные в Пазырыкских курганах?
Задача, поставленная руководством галереи, сегодня решена. Один из костюмов знаменитого Пазырыкского кургана воссоздан и представлен широкой публике. Приехавшая делегация с Алтая по достоинству оценила старания казахстанских энтузиастов. Научно обоснован особый язык скифо-сакского стиля, использованный в костюме. Благодаря всему этому гордая Амазонка степи, покинувшая мир тысячи лет назад, вновь обретает плоть, чтобы новые поколения воочию видели и знали правду о своих предках, о чарующем и непохожем на других сакском мире. А у нашего Золотого воина есть подружка.
Александр РОЖКОВ Фото Бориса КУЛЬМАГАБЕТОВА
Анекдот "АиФ Казахстан" Женился мужик во втоpой pаз - ну и спpашивает сына: - Сынок, как тебе новая мама? - Папа, тебя обманули - не такая уж она и новая...
2004-09-22 19:36:00
|