"Я поклонник стиля Древней Греции..." Салим-бай Абдувалиев и его друзья: к портрету теневого короля Узбекистана 18:37 28.09.2004
САЛИМ-БАЙ: ЧЕМПИОН ПО ДРУЖБЕ
В одном из древних кодексов воина сказано: "Воин никогда не выставляет себя на первый план, он не говорит о себе. Это позволяет ему быть непредсказуемым. Воин никогда не причиняет зла. Он каждую минуту работает над собой"
Изучая историю великих походов Тамерлана, Александра Македонского, Чингиз-хана, бесстрашного Ганнибала и Наполеона, Салим Абдувалиев интуитивно следует в жизни этическим правилам стойких воинов.
Нашу беседу в его ташкентском доме сопровождали длительные паузы, во время которых Салим смотрел и улыбался. "Что рассказывать? - говорит Салим - я обычный человек, такой же, как все. Сколько раз был чемпионом? Кажется, четыре…"
И опять пауза, заполняемая тихой восточной музыкой и разговорами гостей. Но поскольку мы оказались в гостях у человека, которого знают во всем Узбекистане, да и, что говорить, на всей территории бывшего СССР, хотелось бы разузнать о нем побольше.
Приставка "бай" к имени на Востоке дается мудрому и щедрому человеку, который заботится о своем племени и окружающих, который помогает всем и щедро делится своим богатством. Народ, как правило, из чувства благодарности сам присваивает ему это звание. "Бай" - это всеобъемлющее понятие, это и брат, и отец, и друг, и лидер, и организатор.
Салим Абдувалиев, или Салим-Бай, - пятикратный чемпион Узбекистана по вольной борьбе, Президент Ассоциации спортивной борьбы Узбекистана.
Первое, что бросается в глаза в его доме, - это изысканный итальянский дизайн комнат, хотя в то же время присутствует и восточный колорит. В гостиной дома много картин русских художников ХVIII и XIX столетия, работы итальянских и узбекских мастеров.
"Мне нравится итальянский стиль", - говорит Салим-Бай. - "Я поклонник стиля Древней Греции и Рима, и потому мне импонирует дизайн дома Версаче. Ко мне часто приезжает декоратор из дома „Версаче" синьор Ринато, с которым мы подолгу советуемся по дизайну мебели и домашнему убранству".
Сидя за роскошным узбекским столом, мы видим все изобилие этой прекрасной и неповторимой национальной кухни. Обед, как правило, длится 2-3 часа и за это время только одних горячих блюд меняется не менее десяти, не говоря уже о фантастических мясных и овощных закусках Намангана и Коканда, Самарканда и Сурхандарьи, Бухары и Хивы. Во время трапезы Салим-Бай говорит так тихо, что приходится напрягать слух. Но потом привыкаем и понимаем, что этот тихий, мягкий тембр голоса придает нашей беседе неформальность и душевную теплоту. Во время обеда Салим-Бай то и дело подкладывает в тарелку гостям изысканные восточные снадобья. То и дело спрашивает: "Понравился ли шашлык? Как на вкус андижанский плов? Хороша ли сочная ташкентская самса?" и так далее.
Салиму в мае исполнится 54 года. Если бы не его седина, ему можно было бы дать на десять лет меньше. Бодрый, подтянутый, энергичный. Как-то все это не сочетается с таким изобилием калорийной еды. Но оказывается, такое угощение только для гостей. Будучи гурманом, сам хозяин частенько предпочитает простую пищу: рисовый суп, черный хлеб, зеленый чай, брынза, творог, мед - вот его обычный дневной рацион. Ну конечно и узбекский плов, который Салим-Бай для гостей и близких друзей готовит сам. Как прекрасно он разбирается в сортах риса, как умело подбирает масла абрикоса и фисташки, миндаля и кунжута. Знает сколько добавить воды и какой держать уровень огня в очаге, когда добавить восточные специи. Через 2 часа на белом узбекском дасторхане появляется фантастическое блюдо - плов. Друзья, кушая плов, говорят одно и то же: "Мы никогда не ели такого вкусного плова", - в ответ Салим-Бай только улыбается.
- Я чемпион мира по друзьям, - говорит Салим. - Дружба для меня очень много значит. Я рожден для друзей"- любит повторять Салим-Бай. Я по-настоящему счастлив среди друзей.
Наше узбекское гостеприимство имеет глубокие корни. Забота о близких и уважение к человеку лежит в основе нашей культуры. Помню в детстве, когда отец был председателем колхоза, мы жили не богато, как и большинство в те времена. Однажды к нам в гости пришел сосед. Отец сразу усадил его на почетное место и предложил пиалу душистого зеленого чая. Сосед стал рассказывать, что собирается жениться, и уже обговорили день свадьбы, однако, к сожалению, сказал, что нечем заплатить калым за невесту.
Салим-Бай вдруг замолчал, взял пиалу и погрузился в воспоминания. Чему-то улыбнулся и продолжил.
- Тогда мой отец не долго думая встал с места и сказал соседу: "Не расстраивайся, вот тебе от меня бухарский ковер, возьми его, вот тебе калым", - и видя, что тот сейчас начнет возражать, отрицательно помотал головой. Было ясно, что возражений он не принимает. Появившаяся в комнате мать с ужасом наблюдала эту сцену, поскольку это был их первый ковер в семье, о котором долго мечтали. Отец сказал спокойным голосом: "Дети мои, не надо ни о чем жалеть. Мы столько лет жили без ковра, а у нашего соседа большое событие, ему надо помочь". Я благодарен своему отцу, который научил меня не быть рабом вещей. Жизнь человеческая коротка, и я тороплюсь сделать как можно больше добрых дел. Если Аллах дал мне возможность и силы, я буду заниматься делом и зарабатывать деньги для того, чтобы помочь своему народу.
- Вы фаталист, Салим-Бай? - осторожно спросили мы.
- Наверное, как и все на востоке, - отвечает он. - Я фаталист. Аллах предопределяет нашу судьбу, но, в то же время, человек должен много трудиться и быть в движении, для того чтобы созидать и сеять добро.
Я рано встаю, с восходом солнца, как правило, иду на утренний плов. На Востоке это старинная традиция. Затем, в течение дня встречи, переговоры, обсуждение деловых проектов, решения и контроль текущих дел. Работа для меня как воздух. Она лечит от хандры, от скуки, от апатии, даже от большого горя. Помню, когда ушли из моей жизни , один за одним, мать, жена и две сестры, я впал в глубокую печаль, опустились руки, но я вышел из этой ситуации благодаря заботе и вниманию моих близких и друзей, и благодаря работе. Большую моральную помощь в эти трудные дни мне оказали мои близкие друзья братья Черные, мои друзья Сергей Лалакин и Иосиф Кобзон, мои коллеги по спорту и бесчисленное ташкентское окружение. Именно в те дни я включился в неустанную работу. И с тех пор работаю день и ночь. Нет, ночью я читаю. Люблю читать историю Древней Греции и Рима, историю Древнего Востока. В ней я нахожу многие ответы на вопросы сегодняшней жизни. Жаль, что в сутках 24 часа.
У Салима феноменальная память. Он отлично знает не только историю. Если его разбудить среди ночи и спросить, как распределились места на чемпионате мира по вольной борьбе двадцать пять лет тому назад, он назовет не только фамилии призеров, но и скажет, сколько кто из них весил. Помнит, кто и на какой минуте забивал решающие голы в матчах Кубка европейских чемпионов по футболу. Друзья называют его живой энциклопедией спорта. Он удивил нас своими познаниями флоры и фауны Сибири и Дальнего Востока, рассказывая о том, какая рыба водится в Енисее и какая - на Байкале. Какие леса в основном на Дальнем Востоке, в Европе и Азии. Он большой поклонник персидской поэзии. Читает наизусть Омара Хайяма и Саади. Цитирует классиков узбекской литературы. Мы с удивлением слушали Салим-Бая и думали, как он все успевает. Он что, сверхчеловек? Принимать в день сотни людей?! Помнить что кому поручал?! Читать по ночам историю, а утром показывать виртуозную технику игры в теннис?! И что самое главное, при этом не превращается в машину, в хорошо отлаженный бесчувственный механизм, как произошло с большинством крупных предпринимателей.
Салим-Бай проявляет огромную заботу о ветеранах, которые еще в советские времена беззаветно служили своей родине - СССР. Среди них много заслуженных врачей, учителей, строителей, заслуженных работников спорта и партийных органов.
Зачастую его спрашивают: "Салим-Бай, зачем вам это нужно?" Салим-Бай отвечает: "Ведь люди всю свою жизнь посвятили делу служения отчизне. Сегодня развал Союза и рыночная экономика застали этих честных представителей Узбекистана врасплох. Ведь о них должен кто-то заботиться. И я, по мере возможности, буду помогать и заботиться о них".
Кто-то может сказать скептически: да, денег полно, помогать не трудно. Однако держать все на контроле, проводить турниры и чемпионаты мира по борьбе, помогать ветеранам спорта и труда, обучать талантливых молодых студентов в Англии и США, оплачивать дорогостоящие операции талантливым детям - задача не из легких. Очень часто расходы далеко опережают доходы, но другой жизни Салим Абдувалиев не примет. "Видимо это мое предназначение - работать и помогать людям", - утверждает Салим-Бай.
Непривязанность Салима к вещам и к деньгам только преумножает их. Деньги у него все время в течении, в потоке. И возвращаются к нему сторицей. Бизнес приносит прибыль.
Рассматривая фотографии друзей Салима здесь, у него в доме, мы видим: друга молодости вице-президента Международной федерации бокса (АИБА) Гафура Рахимова, Иосифа Кобзона, братьев Черных, Александра Карелина, Сергея Лалакина, Юрия Башмета, Владимира Спивакова, Рената Акчурина, мецената Алимжана Тохтахунова, великого французского футболиста Мишеля Платини и президента Международной федерации футбола (ФИФА) Иозефа Блаттера, президента Международной федерации борьбы (ФИЛА) Рафаэля Мартинетти и владельца Fashion TV Мишеля Адамса. О своих друзьях Салим-Бай говорит охотнее, чем о себе, восхищается благородством Иосифа, преданностью братьев Черных, талантом Владимира Спивакова, победами Александра Карелина: "Я действительно горжусь, что у меня есть такие прекрасные друзья, которые своим трудом и талантом заслужили честь и уважение миллионов людей и я всегда и везде утверждаю: мои друзья - это мое истинное богатство".
Салим-Бай подолгу может рассказывать и о своей даче: "Пожалуйста, я вас приглашаю посмотреть мою дачу, какие там деревья, какие цветы и кустарники. Рассаду мне присылают из разных концов планеты".
Посетив дачу Салим-Бая, мы убедились, что попали в настоящий рай. Несколько красивых домов в живописном горном местечке, открытый бассейн, бани русская и турецкая, и настоящие сады Семирамиды. Деревья, цветы самые экзотические. Водопад переливается на солнце. Кажется, что попали в фантастический мир. Вокруг этой заморской красоты - наши русские березы. Как они тут прижились? Садовник, кандидат наук, объяснил, что используется израильская капельная система орошения, а растений в этом саду более тысячи видов. Причем хозяин знает, где и какое растение, деревце, и как за ним ухаживать. На даче бывает очень много друзей, хотя Салим-Бай за 9 лет ни разу там не переночевал.
Мы побывали на очередном Кубке Независимости Узбекистана по вольной и греко-римской борьбе, вдохновителем и непосредственным организатором которого является Салим Абдувалиев, и перед отъездом вновь навестили его.
- Салим-Бай, вот Вы проводите чемпионаты мира по борьбе, международные турниры "ГранПри", Кубки Независимости Узбекистана по вольной борьбе. Как Вам это удается, ведь это непосильная задача для одного человека?
В ответ Салим-Бай улыбнулся и сказал:
- Ведь я получаю полную и неуклонную поддержку нашего Правительства во главе с Президентом Республики Узбекистан, который уделяет огромное внимание и заботу спорту и развитию молодежи страны и, конечно же, помощь моих верных и благородных друзей.
- Не жаль было уходить из спорта, Салим-Бай?
- Ох, борьба - моя любовь, - вздохнул Салим-Бай. - Но тогда другого выхода не было. Надо было кормить семью. И я пошел на завод, потом в дальнобойщики. Весь Союз исколесил. Не жалею ни о чем, многому научился. И если бы можно было прожить жизнь второй раз, прожил бы ее так же.
- Салим-Бай, никогда не думали о том, чтобы уехать куда-нибудь за границу, к морю, к океану, пожить для себя с комфортом?
- Нет, никогда. Хочу жить только в Узбекистане, на земле своих предков. Ведь когда-то Самарканд был столицей мира. Я патриот. Люблю Родину и путешествовать люблю, но надо всегда возвращаться домой.
- Салим-Бай, Вы давно не были в Москве, каково Ваше впечатление?
- Москва у меня всегда ассоциируется со столицей нашей бывшей родины - СССР. Я всегда восхищался благородством, патриотизмом и широтой русского народа. Я большой поклонник русской поэзии, русского искусства, российского спорта и особенно русской кухни, а Москва всегда была и есть частица моего сердца. №1 за май 2004
|