Лидерами казахстанской уммы могут стать русские мусульмане 01:14 29.09.2004
М.Сенчинов: Русские мусульмане могут стать лидерами казахстанской уммы
Новообратившиеся мусульмане в России – тема далеко не новая. Словосочетание "русский мусульманин" в нашей стране уже не режет слух, как это было, например, еще несколько лет назад.
Однако интерес к Исламу у представителей народов, которые веками исповедовали другие религии, появляется не только в России. Одним из центров русских мусульман на постсоветском пространстве сегодня является также Казахстан.
О жизни новообратившихся последователей Ислама этой республики с руководителем Культурного центра русских мусульман Казахстана "Ихлас" (Алма-Ата) Махди Сенчиновым побеседовал корреспондент Ислам.Ру.
– Сколько всего русских мусульман в Казахстане, что это за люди, чем они занимаются, в каких городах в основном живут, насколько они активны, в том числе политически?
– Русских мусульман в Казахстане становится все больше и больше. Сейчас мы проводим перепись, чтобы узнать, сколько же всего лиц нашей национальности, принявших Ислам, проживает в Казахстане.
Русские мусульмане Казахстана – это очень открытые, позитивно настроенные к окружающим люди. Мы прекрасно понимаем всю суть происходящего. Враги Ислама только и ждут возможности, чтобы развернуть очередную кампанию против нашей религии и ее последователей, свести дава?ат (исламский призыв) к минимуму или вовсе запретить его. Поэтому мы убеждены, что необходимо сторониться всякого рода провокаций.
Однако русские мусульмане Казахстана не собираются быть одними из тех, кто в трудные для всех последователей Ислама времена, как сказано в известной песне, "спрятался за дверь, кто духом пал и ни во что не верит". Мы собираемся, пользуясь своими правами, в рамках закона, вести активную общественную деятельность и называть все происходящее своими именами.
Также ни в коем случае, по воле Аллаха, русские мусульмане не будут мириться с тем, что Ислам и мусульман, обливая грязью, отожествляют с экстремизмом и террором.
Среди нас есть самые разные люди. Их социальный и образовательный уровень мне пока мало известен. По некоторым данным, русские мусульмане в Казахстане - это, помимо прочих, представители интеллигенции, бизнесмены, ученые. Одна из целей переписи как раз и направлена на то, чтобы выяснить все подробности такого рода.
Русские мусульмане в основном живут в Алма-Ате, Павлодаре, Усть-Каменогорске и Караганде.
Безусловно, мы не сидим сложа руки. Я надеюсь, что именно русские мусульмане, по воле Аллаха, со временем станут самыми активными представителями казахстанской уммы.
В целом община русских мусульман нашей республики политической деятельности не ведет. Но некоторые русские мусульмане принадлежат к различным партиям.
– Как относятся "этнические мусульмане" Казахстана - казахи, татары, каракалпаки - к русским мусульманам? Нет ли заявлений по типу того, что говорили некоторые российские муфтии, мол, что все русские, принявшие Ислам, - экстремисты, что их пугает, когда русские становятся мусульманами и проч.?
– Хвала Аллаху, ничего подобного в Казахстане и близко нет. Со стороны "этнических мусульман" к нам чувствуется очень теплое отношение, несмотря на то, что принятие русскими, живущими в нашей республике, Ислама - это уже не из ряд вон выходящее явление.
– Есть ли какая-то реакция официальных органов Казахстана на вашу деятельность, в том числе Духовного управления мусульман республики?
– Мы установили дружеские отношения с Духовным управлением мусульман Республики Казахстан. Из первых уст изложили им свои цели и задачи. Восприняли нас, если будет угодно Аллаху, нормально.
И в дальнейшем, когда русские мусульмане станут в Казахстане еще более заметным движением, я надеюсь, реакция муфтията будет оставаться положительной.
– Как к вам относятся русские-православные, казачество, среди которого заметны сепаратистские и националистические настроения, проживающие в Казахстане? Не воспринимают ли вас, как предателей своего народа, религии?
– С русскими-православными мы собираемся вести конструктивный диалог. У нас есть общие темы и проблемы: к примеру, возрождение русского народа. Но нам кажется непродуктивным делать это посредством христианства. Ведь по истечении тысячи лет, которые русские исповедовали православие, мы оказались на грани исчезновения.
То, чего не может добиться православие тысячу лет, возможно в Исламе. Становясь мусульманами, русские обретают все утраченное за это время. Люди возрождаются, как говорится, и душой, и телом, за год, месяц, неделю, бывает даже за один день.
К сожалению, обвинения в измене своей вере и нации стали уже традиционным репертуаром недалеких обывателей, когда они слышат о русских мусульманах. И меня каждый раз, когда я сталкиваюсь с такой реакцией, удивляет мой народ: сам христианства не знает, а предателем считает своего соплеменника, принявшего Ислам.
Я советую им почитать Библию. Мне кажется, после этого многие русские ужаснутся своим образом жизни. Кстати, не мало тех, кто так в Ислам и пришли, через христианство.
– Есть ли в Казахстане новообратившиеся мусульмане других национальностей, т.е. нерусские, может быть, корейцы, евреи и др. Как они себя чувствуют, какие у вас с ними отношения?
– Среди новообратившихся мусульман Казахстана, помимо русских, есть также корейцы, немцы и евреи. Последние две группы очень малочисленны.
На данный момент наша организация налаживает связи с корейцами, принявшими Ислам. Разница между нами небольшая. К русским мусульманам новообратившиеся всех других национальностей испытывают родственные чувства, возможно из-за того, что сложности, связанные с обретением новой веры как у них, так и у нас одинаковые.
– Расскажите немного о своем пути в Ислам? Почему Вы себя называете "ветераном русских мусульман"?
Насчет ветерана - это, конечно шутка. Просто я принял Ислам практически еще в детстве, когда жил в России, и с тех пор старался быть настоящим мусульманином. Как это получалось, один Аллах знает. В Казахстан я переехал после службы в армии и живу в этой республике уже много лет.
– Как в целом чувствуют себя мусульмане, соблюдающие нормы своей религии, в Казахстане: имеют ли место факты притеснений, исламофобия в СМИ, предвзятое отношение милиции и спецслужб, невозможность ходить девушкам в хиджабе. Складываются ли конструктивные отношения у мусульман с представителями всех конфессий Казахстана?
- Слава Всевышнему, нас не притесняют, хотя попытки с далеко идущими намерениями предпринимаются.
После событий в Беслане, которые потрясли и возмутили всех жителей Казахстана, в том числе и русских мусульман, например, была вброшена информация, что среди боевиков обнаружили русских и казахов. Меня это нисколько не удивило.
Сообщение о русских, безусловно, было направлено на дискредитацию новообратившихся мусульман и самой идеи принятия представителями нашего народа Ислама. Что касается казахов, то, по всей видимости, кому-то не дает покоя тот факт, что в нашей республике сохраняется стабильность.
Некоторые СМИ прямо заявили, что "экспансия Ислама в Россию идет из Казахстана". Иными словами, именно в нашей республике якобы и притаились террористы.
В этой связи также неслучайно, что после трагедии в Беслане бдительные граждане стали пристально всматриваться в лица мусульманок, зачастую этим только травмируя наших сестер. Хотя совершенно очевидно, что ни одна террористка не будет совершать преступление, одев хиджаб, т.к. в данном случае она обращает на себя огромное внимание и вызывает подозрения.
Но в целом исламофобией казахстанская пресса не страдает. Она лишь иногда просачивается из зарубежных СМИ.
В этой связи хочу, кстати, обратить внимание и на следующий беспокоящий факт. Последнее время среди части протестантов республики получила распространение Библия с комментариями Сайруса Скофилда, согласно которой все русские и мусульмане - это Гоги и Магоги (Йаджудж и Маджудж в Исламе), что, на мой взгляд, не лучшим образом сказывается на межконфессиональных отношениях. Однако наши правоохранительные органы настолько отвлечены "исламской угрозой", что не видят происходящего у них под носом.
Между тем, это частный случай. В целом, представители всех религий Казахстана спокойно уживаются друг с другом.
|