А.Борубаев (спикер Парламента) - "Недаром лучшие умы... Вклад А.Акаева в... мировое мышление" 03:32 01.10.2004
Вклад в мировое мышление
А. БОРУБАЕВ, торага Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, академик Национальной академии наук Кыргызской Республики.
Недавно вышла в свет книга Президента Кыргызской Республики А. Акаева, посвященная концепции и практике внешней политики и проблемам современного мироустройства (Акаев А. А., "Думая о будущем с оптимизмом. Размышления о внешней политике и мироустройстве", М.: "Международные отношения", 2004 г.). Она получила широкий резонанс во всем мире. Это вполне понятно, поскольку в труде Президента Кыргызстана затрагиваются самые животрепещущие вопросы современного мирового сообщества и ведется активный и плодотворный интеллектуальный поиск их понимания и решения.
В настоящее время не только постсоциалистические страны, но и весь мир переживают сложный переходный период. Расхожее древнее китайское изречение "Жить в переходное время и трудно, и интересно" сегодня имеет мировой, планетарный смысл. Происходящие изменения и их воздействия перешагнули границы стран, регионов и континентов, неоднозначно и противоречиво сказываются на жизни всех стран и народов, на жизнедеятельности людей, спонтанно возникают общие для всех проблемы, новые вызовы и угрозы. Бурные сдвиги в политической, экономической, культурно-психологической сферах, вопросы управления ими, прогнозирования их перспектив ставят перед человечеством задачу осмысления реальности, дают возможность найти адекватные ответы на эти вызовы и угрозы. Поэтому недаром многие лучшие умы - политики, государственные и общественные деятели, ученые - заняты теорией и практикой обустройства жизни современного мира, решением глобальных проблем. Книга А. Акаева по праву является одним из выдающихся творений в этой области и признана ведущими специалистами и учеными значительным вкладом в мировое глобальное мышление. Подтверждение тому - восторженная оценка, единогласно данная российской интеллектуальной элитой на ее презентации, проведенной в Москве в Российской дипломатической академии, а также отзывы американских специалистов во время презентации книги в Гарвардском университете. Высокое достоинство и новизна книги состоят в комплексности, системности и строгой научности подхода к рассматриваемым в ней проблемам. Впрочем, такая методологическая цельность присуща и предыдущим социально-политическим трудам Президента ("Переходная экономика глазами физика", 1999 г., "Памятное десятилетия", 2001 г., "Кыргызская государственность и народный эпос "Манас", 2003 г.), составляющим вместе с нынешней книгой своеобразную тетралогию. Первая книга Президента по социальному познанию посвящалась исследованию экономической природы трансформируемого посттоталитарного общества вообще, и в частности кыргызстанской действительности в новых условиях. Во второй книге "Памятное десятилетие" Президент размышляет и детально анализирует пройденный нами десятилетний путь построения основ демократического общества и правового государства. Главной в третьей книге, мне кажется, мысль о возможности возрождения древних этносов, каким является кыргызский народ, в новых условиях на основе великой пассионарной идеи и под руководством пассионарных личностей - национальных лидеров и благодаря их сильной и целенаправленной политической воле.
И в обсуждаемой четвертой книге он применительно к предмету исследования четко вырабатывает свою методологию анализа и обобщения, основанную на теории самоорганизации. Эта теория, т.е. синергетика, дает возможность рассматривать объект в его саморазвитии, проследить и изучить динамику его развития. Новизна и смелость методологического подхода А. Акаева заключается в том, что он, творчески применяя синергетику в отношении общественных явлений и систем, значительно ее обогатил и расширил сферу ее применения.
Приступая к конкретному изложению исследования, автор всесторонне анализирует положение Кыргызстана с точки зрения внутренней и внешней безопасности, особенно подчеркивая важность развития демократии, укрепление государственности на основе постепенного наращивания своих внутренних возможностей. Здесь Президент развил очень важную тему раскрытия и обобщения экономического, социального и политического, а также духовного опыта Кыргызстана и кыргызского народа, опыта создания новых общественных отношений, основанных на общепризнанных демократических правах и свободах человека, и формирование новой социальной структуры общества, соответствующей этим отношениям. В этом плане очень убедительными являются доказательства и утверждения автора о необходимости управления со стороны общества и государства демократическим процессом, всемерно укрепляя его нацио-нальную, внутреннюю почву, а также о неправомерности и недемократичности так называемой идеи ограниченного суверенитета, экспорта демократии в виде "бархатных революций", "революций роз".
Последнее обстоятельство в книге является существенным, поскольку автор всегда обращает свое внимание на выявление общих закономерностей и тенденций трансформации посттоталитарных обществ. Автор, опираясь на последние методологические достижения социальных и естественных наук и обогащая их своими обобщениями и размышлениями, приходит к важным выводам в выяснении позитивных и негативных сторон процесса трансформации переходных обществ в новое, более высокое качество.
Раскрывая принципы приоритетов международных связей Кыргызстана, векторов его внешней политики, автор логически переходит к детальному анализу важнейших вопросов международной политики, злободневных проблем современного мироустройства. Надо сказать, что читателя здесь ждут интересные и оригинальные суждения и выводы нашего Президента. Аскар Акаевич в своем труде делится с читателями своими глубокими размышлениями о состоянии современного мира и принципах его устройства, отношениях между различными государствами и их группами. Он предметно критикует некоторые идеи и тенденции, открывающие возможности мирового диктата в новой форме, такие, как принижение роли и значения Организации Объединенных Наций, создание так называемого мирового правительства, ограничивающего суверенитет национальных государств, размышляет о процессе глобализации и о возможностях ее управления в мировом масштабе, о позитивных и возможных негативных социальных последствиях новой информационно-технологической революции, о борьбе с международным терроризмом и о многом другом. Мне не представляется возможным сказать обо всех крупных идеях и выводах, заключенных в книге, не говоря о других, ибо их очень много и они очень емкие. Заинтересованный читатель сам может прочитать эту книгу и составить свое мнение. Но необходимо подчеркнуть некоторые выводы Президента о современном мироустройстве.
Размышляя о процессе глобализации, автор убедительно доказывает, что этот процесс объективный и необратимый, отгородиться от него нереально и бесперспективно. Но необходимо внести в этот процесс управляющее начало. Нужно сообща искать пути управления этим процессом во благо не только богатых, но и всех народов и стран. По этой злободневной проблеме идеи Президента достаточно свежи и убедительны.
Говоря о новом мировом порядке после распада социалистической системы, Президент, опираясь на теорию самоорганизации, убедительно доказывает неправомерность и неправильность идеи "однополюсного мира". С точки зрения синергетики в политической структуре мира, именно многополярная топология содействует равномерному развитию его частей. Он решительно отвергает религиозную подоплеку оценки и определения международного терроризма и призывает богатый "золотой миллиард мира" не замыкаться в "собственных границах благополучия", а действовать глобально, вместе с остальной частью земного населения в целях искоренения социально- экономических и политических корней международного терроризма.
Автор, отвергая прогнозы о неизбежности конфликта цивилизаций, органически связывает объективный процесс диалога цивилизаций с сохранением и развитием государственного суверенитета стран, демократическое понимание и осуществление которого, по существу, не противоречит взаимодействию и сближению цивилизаций и культур. Рассмотрение грядущей общечеловеческой цивилизации как самоорганизующейся системы требует как необходимость сохранения и развития национальных колоритов и особенностей народов и стран. Словом, в своем новом труде, как и в других, Президент выступает как истинный диалектик, объективный исследователь социальной действительности, отвергающий всякую политическую конъюнктуру и субъективные наслоения. Своими выдающимися трудами социального содержания Президент А. Акаев показал себя как оригинальный и глубокий мыслитель. И в этом проявляется неординарность его личности. Ученый-естествоиспытатель, государственный деятель-реформатор, истинный патриот, демократ-мыслитель - все эти достоинства и добрые качества уживаются в одном человеке. Написав и опубликовав свою тетралогию, Президент совершил интеллектуальное деяние огромного значения. Эти труды прочно вошли в отечественную и мировую социальную мысль, стали фактом и богатством духовной жизни нашего народа.
1 октября 2004г.
|