Тигран Кеосаян - "Сознание у меня - имперское: мне нравится большая держава..." (интервью) 00:45 13.10.2004
ТИГРАН КЕОСАЯН: ШОУ-БИЗНЕС - ЭТО ЛЮДИ-КЛОУНЫ
После мюзикла "12 стульев" известный режиссер вернулся к кино и снял 12 серий фильма "Ландыш серебристый" Бывают фильмы, которые зрители смотрят по нескольку раз, и не надоедает. А бывают такие, которые и режиссеры снимают по нескольку раз, причем тоже с удовольствием. И то, и другое совпало в картине "Ландыш серебристый": вышедшая в 2000 году, она неоднократно показывалась по телевизору, а теперь ее режиссер Тигран Кеосаян сделал продолжение, которое скоро должно появиться на канале НТВ.
Первый фильм "Ландыш серебристый", отмеченный призом фестиваля "Окно в Европу", - это лирическая комедия о том, как некая Зоя Мисочкина в каталажке городка Локотки знакомится с двумя продюсерами - Придорожным и Болотовым, которых только что бросила поп-звезда Ирма. Провинциальная девушка увязывается за ними и попадает в их большую квартиру. А затем - после уроков вокала, зубных кабинетов и салонов красоты - оказывается вовлеченной в шоу-бизнес.
Историю отношений продюсеров и исполнителей продолжает и сериал "Ландыш серебристый". О сериале, шоу-бизнесе и других своих работах в кино "Огоньку" рассказал режиссер Тигран КЕОСАЯН:
- Нам не противно было возвращаться к картине. И мы с Сашей Цекало и Юрой Стояновым, которые играют в фильме двух продюсеров (замечу, что тогда, в 2000-м, это были их первые роли в кино), предложили драматургу Ганне Слуцки, чтобы история продюсеров переходила из серии в серию. Они кого-то раскручивают, кому-то помогают, кого-то спасают... И получились 12 самостоятельных фильмов о нашем шоу-бизнесе. Помимо Цекало и Стоянова в картине по-прежнему играют Алена Хмельницкая (Ирма), Данила Белых (сын Людвиг) и Валерий Гаркалин (композитор). А вот вместо Олеси Железняк (Зоя Мисочкина) роли новых героев исполнят Оксана Фандера, Александр Лазарев-старший, Ольга Аросева, Виктор Раков, Галина Польских, Сергей Никоненко... Мне было важно сохранить атмосферу первого фильма, когда было много и грустного, и смешного, но главное - доброго. Вроде бы никто не старался специально делать, чтобы получилось по-доброму, но так вышло. Характеры у нас такие.
- За четыре года с момента выхода фильма "Ландыш серебристый" шоу-бизнес изменился...
- Совсем нет. Люди как получали деньги с концертов, а не от продажи компакт-дисков, так и получают. Как плохие песни пели, так и поют. И пользуются теми же технологиями раскрутки и напоминания о своем существовании - при помощи прессы и телевидения распространяют о себе разные небылицы. Все это есть в сериях "Ландыша серебристого". Что изменилось? Жестче стала жизнь, страшнее? А шоу-бизнес - это люди-клоуны. Мы - клоуны, и нас изменения - не экономические, которые затрагивают всех, а политические - будут касаться в последнюю очередь.
- Вы уже второй год участвуете примерно в том же процессе, о котором рассказывал ваш фильм "Ландыш серебристый".
- "Народный артист"?
- Да. Вы - в жюри этого телевизионного конкурса, идущего по каналу "Россия". В фильме вы очень иронично относились к тому, как из провинциальной девушки делают поп-звезду. А здесь - на полном серьезе ездите по городам и точно так же выводите на эстраду никому не известных людей.
- Я догадывался, что такой вопрос может возникнуть. Год назад меня пригласили на проект "Народный артист". Это как раз совпало с моментом кастинга к мюзиклу "12 стульев" - тогда мне пришлось просмотреть две с половиной тысячи человек. Ситуации очень похожие. Но я сказал: я хотел бы иметь гарантию, что в этом проекте все честно, потому что иначе я своим лицом буду подтверждать какую-то ахинею. Сегодня я могу с полной ответственностью говорить: там нет ни одного человека, которого кто-то тащил бы за уши. Хотя выбор, конечно, субъективен: сначала отбирают судьи, а потом зрители. Мне не нравится название "Народный артист". Для меня народные артисты - это Инна Чурикова, Армен Джигарханян, Евгений Леонов... Звезды ли эти ребята? Нет, конечно. Им дается шанс развить в себе то, что, как нам показалось, в них есть. А в фильме "Ландыш серебристый" рассказывается история девочки, которую взяли два продюсера. А продюсеры ведь порой раскручивают и безголосых людей. При наличии средств, связей и влияния. Вы, к примеру, хорошо поете?
- Плохо.
- Вот собрать четверых плохо поющих людей - и вы три месяца будете чесать деньги.
- Я согласна на такой проект.
- Осталось только найти продюсера. Технология известна. Дальше, конечно, ничего не получится: люди все поймут, деньги кончатся.
- Интерес к шоу-бизнесу у меня пропал. Давайте поговорим на другую тему. Верно, что вы собираетесь снять фильм о войне?
- Да, сейчас идут переговоры с продюсерами. Я всегда мечтал снять драму. На военном материале это можно сделать лучше всего. Кроме того, мне важно, чтобы моя 9-летняя дочь знала: была страшная война, которую мы выиграли. Еще я очень хотел бы снять фильм о Белом движении. Я с детства увлекаюсь историей. И меня всегда пугало, что в нашей стране каждый новый правитель зачеркивает все, что было до него. Никому же во Франции не мешает, что памятники Людовику XVI и Робеспьеру стоят практически по соседству. А ведь один казнил другого. Я считаю, не надо убирать памятники Дзержинскому. Просто рядом должен быть мемориал жертвам репрессий.
- Вы один из немногих, кто делал сериал о чеченской войне. Сегодня, после событий в Беслане, вы сняли бы другой фильм?
- "Мужская работа" - это детектив, основанный на реальных событиях. Он не претендовал на мессианство и нравоучения. Я постарался сделать его максимально честно, хотя там - как по минному полю. Вопросы национальных меньшинств меня касаются - я родившийся и выросший в Москве армянин. Но сознание у меня - имперское: мне нравится большая держава. Поэтому в фильме я старался соблюдать баланс. Сейчас я снял бы другую картину, смысл которой сводился бы к тому, что любую войну надо прекращать и желательно как можно быстрее.
- Вы когда-то снимали музыкальные клипы, потом - рождественские фильмы, затем комедию, военный детектив. Между съемками поставили спектакль в Театре на Таганке, потом - мюзикл. Теперь сделали сериал. Чего ждать от вас дальше - оперу?
- Меня шатает от жанра к жанру, чему я очень рад. Иначе мне скучно. Но оперу я не люблю с детства. Равно как и балет. Боюсь, с этим не сложится.
- Вы как-то сказали, что снимаете сериал "Ландыш серебристый" для себя...
- ... и только это является, на мой взгляд, хоть какой-то гарантией, что фильм понравится людям. Невозможно делать для кого-то: эту картину - для менеджеров среднего звена, эту - для олигархов, а вот эту - для бомжей... Бред. Делать надо для себя. Ты же себе плохого не хочешь.
Юлия ЛАРИНА №40 (4867) октябрь 2004
|