Как Российская Империя боролась пантюркизмом против панисламизма (страницы истории) 01:31 18.10.2004
Пророк говорил всем Но не все его поняли
Валерий ВАСИЛЬЕВ, кандидат исторических наук
Cекретное донесение из Токио поступило в канцелярии МИДа и Генерального штаба армии Российской империи в конце 1905 года после подписания Портсмутского мира, завершившего русско-японскую войну. Сотрудник царской военной разведки сообщал о состоявшемся в столице Японии первом конгрессе азиатских народов, выдвинувшем лозунг: "Азия только для азиатов".
Отмечая рост идей национализма среди азиатских народов, "источник", ссылаясь на добытые конфиденциальным путем сведения, предупреждал правительство о готовящейся экспансии на территорию Российской империи идей так называемого "нового ислама" из Османской империи. "На территории России проживает 20 млн. лиц мусульманского вероисповедания, - писал агент разведки. - Можно представить себе, что может стать с Империей в случае осуществления задуманных планов: нам может грозить развал государства. Поэтому предлагаю активизировать просветительскую и оперативную работу среди мусульман Кавказа и Поволжья для перехвата инициативы, считая конечной целью экспансию русского ислама из Поволжья на Кавказ, оттуда в сопредельные государства".
Забегая вперед, сразу отметим: вплоть до конца Первой мировой войны 1918 года наместнику царя на Кавказе Воронцову-Дашкову удалось не только поставить барьеры на пути проникновения панисламизма, но и противопоставить ему пантюркизм "в русской упаковке", сделав его мощнейшим фактором российской политики. Почему?
Прежде всего потому, что дореволюционное русское исламоведение четко разделяло ислам вообще и русский ислам в частности. Дело в том, что на рубеже ХIХ - ХX веков реформирование "русского ислама", осуществляемое теологами Казани и Крыма, вылилось в движение джадидистов. Во-вторых, считалось, что русская умма (российский сегмент) была пограничной на пространстве Российской империи с так называемым "южным антропопотоком".
Пограничная линия проходила по дуге Бухара-Казань-Москва-Санкт-Петербург. Основными методологическими принципами, которыми тогда руководствовались различные спецслужбы империи при подходе к анализу проблем ислама, считались: возможность соединять религиозное и светское, свобода выбора, толерантность. То есть речь шла о государственной поддержке работы исламских богословов, которые занимались разработкой иджтихада - либерального движения, метода критического осмысления, как необходимого условия толкования Корана. Была и фундаментальная основа. На протяжении своей истории России не раз приходилось иметь дело с исламом. Вспомните ордынское иго, после которого Россия построила новую модель государственности. Второй раз она сделала это, расширяя границы, "переваривая" волжские ханства, "выкатив" в Сибирь, и стала, собственно говоря, тем, что мы сегодня называем Россией. В третий раз во времена Петра Великого она вышла на "южный ислам", превратившись в Империю. Готовясь к Первой мировой войне, поставив цель захвата Констатинополя и части территории Османской империи, Санкт-Петербург отлично осознавал, что "переварить" новые пространства за счет своих людских ресурсов не удастся. Вот почему были активизированы попытки модернизации ислама в его "русском варианте" для выставления его в "экспортной упаковке". И в этом смысле особое внимание уделялось действующим в Турции, на Кавказе и в Средней Азии различным дервишским орденам: Накшибанди, Кадырыя и др. Считалось, что такой ислам является не только барьером на пути проникновения экстремистских неофитов, но и составной частью толерантности существующей и будущей государственной политики. Разумеется, "русский ислам" не подразумевал переход русского населения в новую религию. Это сегодня некоторые политики, жонглируя разнообразными категориями, грозят чуть ли не поголовной исламизацией населения государства в будущем. Русский ислам для Санкт-Петербурга являлся всего лишь инструментом в осуществлении своей политики. Важно другое: тогда ученые-исламоведы отлично ориентировались в так называемых разновременных исламских потоках, которые шли на Россию с юга.
Сегодня наша элита не имеет никакого отношения к доставшемуся ей "государственному телу". Она боится ислама. Чурается общения с "чужими" индентичностями. А это свидетельство цивилизационной "усталости". Однако русские - нация молодая. Проблема в элите и ее умении быть адекватной существующим южным вызовам. Точно так, как это делал дореволюционный Санкт-Петербург.
№36, 12 - 19 Октября 2004
|