М.Суюнбаев - Что такое геокультура. Конечный пункт вестернизации - полное обезличение народов 12:47 18.10.2004
Что такое геокультура
Мурат СУЮНБАЕВ
"Коренные проблемы надо искать не вне человека, а в нем самом". (Аурелио Печчеи)
В одном из предыдущих номеров газеты (от 30 сентября) мы затронули вопрос о "дефектах" модели догоняющего развития. Неудачи с использованием зарубежных моделей развития объясняются не только политическими и экономическими проблемами, но и наличием глубоких социокультурных рубежей.
Об искушениях и ловушках "догоняющего развития" России по отношению к ушедшей вперед Европе писал С. М. Соловьев: "Важная выгода для западноевропейских народов заключалась здесь в том, что они имели дело с законченной деятельностью народов уже мертвых... ученик, получивши от школы побуждение и средства к умственному развитию, мог легко приступить к самостоятельной деятельности, пойти дальше учителей. Но этих выгод не было для русского народа, начавшего гораздо позднее свой переход в возраст умственного развития; он должен был обратиться к народам живым, брать от них живых учителей, следовательно, подчиняться влиянию живой чуждой национальности или национальностей..." Для русского народа существовала "и другая невыгода: он должен был иметь дело с учителями из чужих живых и сильных народностей... юный народ, долженствовавший заимствовать у них плоды цивилизации, осужден был гнаться за ними без отдыха, со страшным напряжением сил. Ему не давалось передышки, досуга передумать о всем том, что он должен был заимствовать, переварить всю эту обильную духовную пищу, которую он воспринимал".
Формирование геополитического пространства обусловлено не только строго объективными природными условиями, но и состоянием духа народов и наций, их самобытностью и т. п. Не случайно госаппарат стремится выработать "национальную идею" и прочие коды самосохранения, новую геополитическую идею, которая в другой, уже внутренней и внешней среде государств служила бы кристаллизации общества. Когда происходит крушение идеологии, наступает слом в национальных мифах, за которые люди до этого готовы были умирать.
"Дайте мне карту страны, ее конфигурацию и климат, ее воды и всю ее физическую географию. Дайте мне ее природные ресурсы, ее флору и фауну, и я берусь сказать вам априори, каким будет человек такой страны и какую роль будет играть эта страна в истории, не случайно, но в силу необходимости, не только в какое-либо определенное время, но и во всякое..." (В. Кузен)
Но есть и противоположная точка зрения.
"Я хочу сказать, что местоположение не определяло, не определяет и никогда не будет определять значимость нации: напротив, нация была, есть и будет решающим фактором экономического, нравственного и политического развития территории". (Гобино Ж. А.)
Гобино имел в виду культурные отличия наций.
Что такое культура и цивилизация?
Культура является неотъемлемой частью понятия "свобода". Гегель считал, что законы нравственности составляют понятие свободы и являются силой, управляющей жизнью людей.
Культура - это способ добиться порядка через самоупорядочение (самоорганизацию). Развитие через культуру - это развитие посредством "наведенной самоорганизации".
"Народы! Старайтесь прежде иметь добрые нравы, нежели законы: нравы суть самые первые законы". (Пифагор. VI век до н. э.)
Правовой нигилизм в экономических отношениях есть следствие снижения культуры. Если мы не выработаем в новых экономических условиях культуру отношения к инвесторам, то мы потеряем экономические связи с окружающим миром. До распада СССР "культура" экономических связей регламентировалась центром. Центра не стало, а вместе с ним и "культуры" экономических связей. Пошли срывы договорных обязательств, неплатежи и т.п., породившие глубокое недоверие партнеров друг к другу. Из-за отсутствия культуры экономических связей снижается конкурентоспособность экономик стран СНГ.
Культуру общества отражают и такие понятия, как человеческий и социальный капитал.
Человеческий капитал - это знания и умения людей, их сознательность, политическая активность, а также характеристики здоровья, географической мобильности, образа жизни, характера и принадлежности к социальной группе, полу, возрасту и др.
Социальный капитал - нормы взаимоотношений между людьми.
Культура - это взаимоотношения человека с самим собой (менталитет), с другими людьми (этика, политика), с окружающей средой (экология) и выражение материальных человеческих отношений (экономика). Единство духовной и материальной культуры выражается в понятии "цивилизация".
В целом всемирная история являла собой историю цивилизаций. Цивилизация есть способ взаимодействия носителей разума с окружающей средой, форма существования социосистемы.
Цивилизация - это понятие в геополитике используется прежде всего в культурологическом смысле (социокультурное образование, основу которого составляет религия) и географическом (формы кооперации людей, возникающие под воздействием географической среды). Употребляется и в широком толковании - как вся совокупность созданных человеком материальных и духовных основ. В настоящее время существует множество противоречащих друг другу, а то и исключающих друг друга определений цивилизации. В большинстве случаев это слово употребляется как синоним слова "культура". В эволюционистских терминах понятие "цивилизация" обозначает достижение определенной ступени в развитии общества и культуры, и противопоставляется дикости и варварству. Происхождение той или иной цивилизации зачастую связывается с той или иной религией, например, цивилизации западнохристианская, православная, исламская, индуистская, буддийская. Однако, если согласиться с такой классификацией, то возникают трудности. К какой цивилизации отнести Кыргызстан и Казахстан, населенные почти поровну христианами и мусульманами?
Наличие цивилизации определяется готовностью для продолжения культурных традиций. Вне преемственности происходит разрыв культурного пространства. Цивилизация, как понятие, включает в себя ценности, институты и способы мышления, которым сменяющиеся поколения придают первостепенное значение.
Что такое геокультура?
Огромная роль территории в исторических судьбах государства и культурном развитии народа издавна привлекала внимание исследователей. Еще у Платона и Аристотеля есть ряд ценных замечаний на этот счет, причем, Аристотель обстоятельно останавливается на выяснении связи между климатом и государственной культурой. Маккиавелли, Монтескье тщательно разрабатывали эти вопросы (Устрялов Н.).
"30 тиранов", свергшие в 404-403 гг. до н.э. демократию в Афинах, считали, что владычество над морем породило демократию, земледельцы же меньше тяготятся олигархией (Плутарх, Избранные жизнеописания).
Даже такое чувство, как ностальгия, можно рассмотреть как феномен геокультуры. Человек привыкает к определенному набору геофизических полей: температура и влажность воздуха, атмосферное давление, сила тяжести, геомагнитные и радиоактивные поля (альфа-, бета-, гамма-излучения) и т. д. Покидая родину, он попадает в непривычный набор этих полей, испытывает физиологический дискомфорт, переходящий в дискомфорт душевный, который и именуют ностальгией.
Морским государствам, считал Готтманн, в отличие от континентальных, свойственна большая свобода, терпимость и меньшая склонность к автаркическим и абсолютистским формам организации. Многое в этих положительных свойствах морских стран определяется характером их коммуникационных связей. Свобода мореплавания давала большие преимущества, способствуя заимствованиям опыта и вариантности развития.
Природная среда влияла на хозяйственную среду, она - на общественную, а последняя определяет геокультурные особенности, формирующие идентичность.
Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает их для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, предшествовавших этому типу или современных ему цивилизаций. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда достаточно разнообразны этнографические элементы, составляющие этот тип,- когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств (Данилевский Н.).
С. Хантингтон понимает под признаками цивилизации "культурную общность": язык, историю, религию, обычаи. Он говорит: "Каждый сам знает, к какой цивилизации он принадлежит (в лучшем случае - хочет принадлежать)". Иными словами, спектроскопия цивилизаций вытекает из рамки идентичности (С. Переслегин).
Выдвигая этот тезис, С. Хантингтон оказывается перед необходимостью, во-первых, ответить на вопрос, какие идентичности образуют, а какие не образуют цивилизаций (ибо последних в рамках модели С. Хантингтона насчитывается только восемь), и, во-вторых, доказать, что никакие идентичности никогда не смешиваются. Ни того, ни другого автор не делает.
Цивилизационная идентичность - это отождествление себя с той или иной современной мировой цивилизацией (насчитывается различными авторами от 7 до 9). Применяется, главным образом, в отношении нации, государства, региона, регионального сообщества.
Вестернизация
Постсоветские страны в результате шоковой либерализации импортировали чужие (и, нередко, чуждые) стандарты образа жизни (например, индивидуализм). Западные идеалы стали разрушать несформировавшуюся национальную идентичность.
"Одной из особенностей европейской цивилизации является ее нетерпимость - следствие осознания своей исключительности и силы". (Гобино Ж. А.)
На вопрос: "Можно ли объективно доказать, что культура современных романо-германцев совершеннее всех прочих культур, ныне существующих или когда-либо существовавших на Земле?", приходится ответить отрицательно. На вопрос: "Возможно ли полное приобщение целого народа к культуре, созданной другим народом, без антропологического смешения обоих народов?" приходится тоже ответить отрицательно (Трубецкой Н.).
Арнольд Тойнби считал, что резкий рывок России в сторону Запада способен, скорее, привести к разрушению российской цивилизации, чем к ее совершенствованию. Чтобы обезопасить себя от завоевания и насильственной ассимиляции со стороны Запада, они постоянно заставляют себя овладевать достижениями западной технологии. Все это ставит русских перед дилеммой. Чтобы спастись от опасности принудительной и полной вестернизации, они предпочитают перенимать у Запада кое-что выборочно, и здесь им приходится брать инициативу на себя, чтобы этот неприятный процесс прошел вовремя и держался в нужных рамках. Возникает, естественно, судьбоносный вопрос: может ли кто-нибудь заимствовать чужую цивилизацию частично, не рискуя быть постепенно поглощенным ею целиком и полностью?
Вестернизированный народ всегда будет больше получать извне, чем отдавать на сторону, его культурный импорт будет всегда превышать культурный экспорт - и уже одно это ставит его в зависимое положение по отношению к природным романо-германцам. Патриотизм и национальная гордость в вестернизированом народе - удел лишь отдельных единиц, а национальное самоутверждение большей частью сводится к амбициям правителей и руководящих политических кругов (Трубецкой Н.).
Конечный пункт вестернизации - полное обезличение всех народов земного шара, разрушение всех своеобразных и обособленных национальных культур, кроме одной, западной, которая выдает себя за общечеловеческую. Осуществление этого процесса превратит все народы мира в западных людей второго и третьего сорта.
Таким образом, можно сказать, что геокультура, как научная дисциплина, родилась (рождается) из недр геополитики в условиях глобализации.
На вызов вестернизации пока есть два ответа: зелотизм и иродианство. Но об этом - в продолжении статьи в следующем номере.
14 октября 2004 г. | № 39 (211)
|