Э.Фаталиев - Каспийский осетр "SOS": во всем виноват... Советский Союз 09:37 20.10.2004
КАСПИЙСКИЙ ОСЕТР - "SOS"
Энвер ФАТАЛИЕВ, режиссер
Каспийское море - один из крупнейших в мире замкнутых внутриконтинентальных водоемов, по существу - озеро, не имеющее в настоящее время выхода в Мировой океан (в прошлом был), - имеет важное рыбнохозяйственное значение для населяющих его побережье 11 млн. человек.
Протяженность Каспийского моря с севера на юг достигает 1030 км, а ширина с запада на восток - 435 км при максимальной глубине 1025 м. Его площадь составляет 378 тыс. кв. м.
Хотя в Каспии и впадающих в него реках обнаружено около 124 видов и подвидов рыб, промысловое значение имеют около трех десятков. Среди них такие ценные, как белуга, русский осетр, персидский осетр, севрюга, стерлядь, шип, белорыбица, кутум, каспийская кумжа, жерех, сазан, лещ, вобла, различные виды сельдей, кильки, шемая, судак и другие.
В настоящее время проблемы Каспийского моря, вызванные как становлением новых прикаспийских государств, так и намечающимся широкомасштабным освоением морских месторождений нефти, все больше и больше привлекают внимание политиков, предпринимателей, ученых и общественности. Уже настойчиво вводятся новые для "седого" Каспия - Хазара - наименования: "Нефтяное озеро", "Второй Персидский залив", а Баку называют не иначе, как "Вторым Кувейтом".
Именно под таким углом зрения проводится разведка и добыча нефти. Ожидаемые инвестиции, будущие баснословные прибыли, которые поднимут "благосостояние" населения прикаспийских государств - вот политика, проводимая в этом регионе.
Ясно, что Азербайджан, Туркменистан, Казахстан рассматривают нефть Каспия как залог своей будующей независимости и благосостояния. Им вторит ряд ведущих нефтяных компаний мира, а политики далеких от Каспия стран предпринимают энергичные шаги с тем, чтобы обеспечить деятельность своих нефтяных компаний. В результате Каспийский регион становится взрывоопасным, как всякая большая нефтяная кладовая.
Здесь таится еще одна опасность, которая умышленно замалчивается временщиками - политиками или нефтяными королями. Эта опасность - разрушение уникальной экосистемы Каспийского моря и прежде всего уничтожениеп его рыбных запасов, в том числе самых древних их представителей - осетровых, из-за браконьерского промысла, а также широкомасштабной разведки углеводородов, а в последующем и разработки месторождений без достаточной экологической экспертизы в открытом, весьма штормовом море.
Проводимая советским государством политика в сфере водных биоресурсов была политикой их бесконтрольной эксплуатации во имя получения максимальной прибыли: она привела каспийских осетров на грань катастрофы. По инерции это продолжается и сейчас, что привлекло внимание мировой рыболовной общественности.
Сведения о запасах нефти непосредственно в Каспийском море, когда-то представлявшие государственную тайну, сейчас опубликованы. Выявленные запасы нефти оцениваются в 7-9 млрд.тонн, в том числе у побережья Азербайджана - около 1-1,5 млрд. тонн, России - 4-5 млрд.тонн, Казахстана - 1 млрд.тонн, Туркменистана - 2,6 млрд.т., по Ирану данные отсутствуют. Ряд исследователей оценивают суммарные запасы нефти в недрах Каспийского моря еще выше. Еще более значительны разведанные запасы газа.
Таким образом, можно предположить, что запасы нефти при их интенсивной разработке будут извлекаться в течение 30 -50 лет. А что дальше? Каспийское море - единственный в мире на сегодня водоем, который имеет сразу два черных золота: нефть и икру осетровых. Оба продукта - желанные на местных и мировых рынках. Не менее существенно и то, что оптовая стоимость 1 тонны черной икры во много раз перекрывает оптовую стоимость 1 тонны нефти.
Добавьте еще и лечебные свойства икры, и то, что нефти осталось от силы лет на 50, а икра осетровых - это возобновляемый вечный продукт. Так что в условиях Каспия предпочтительнее все же икра. Но политики в большой геополитической игре предпочитают ставить на нефть. Иначе чем объяснить то, что неоднократные обращения ученых, общественности к президентам Прикаспийских государств обратить внимание на надвигающуюся экологическую катастрофу и уничтожение осетровых остаются без ответа? Помощники, советники не информируют всенародно избранных об этих обращениях.
На материалы в СМИ, телевидения, Интернета, радио и обратили внимание далекие от Каспия деятели ряда стран. Проблема приобретает уже глобальный характер.
21 апреля 2004 года служба США по охране рыб и живой природы объявила о решении внести белугу из семейства осетровых в список исчезающих видов. Самка белуги рассматривается как самая ценная рыба, потому что она поставляет белужью икру, являющуюся самым дорогим деликатесом в мире.
Вспоминаю свое детство. Лет 35 тому назад всей семьей гостили у дяди Мамеда. Утром, проснувшись после сладкого сна, я увидел дядю, который по земле еле-еле волок огромного осетра. Целых три дня с утра до вечера все ели шашлыки из осетрины... А старые рыбаки вспоминают, что когда-то белугу можно было выловить чуть ли не в тонну весом, а сейчас во всем море, наверное, больше стокилограммовой и не найдешь. Не доживает бедная до такого веса. Белуга живет до 100 лет. Она очень долго растет, у нее только период половой зрелости наступает в 14 лет. Сколько же у нее шансов дожить до 14 лет, считайте сами.
Угроза исчезновения каспийских осетра и белуги - этих уникальных ровесников мамонтов - РЕАЛЬНА! Сплошь перекрытое браконьерскими сетями и нефтяными вышками умирающее море - таково, по мнению экологов, ближайшее будущее Каспия к 2015 году. В этом уникальном закрытом водоеме не останется даже кильки. Сейчас реальная угроза нависла над тюленями, птицами, осетровыми.
Последних в Каспии 85% всех мировых запасов, а значит, проблема сохранения биообразования здесь актуальна для всего мира.
У Каспийского моря две беды: катастрофическое загрязнение (которое еще больше усилится с увеличением нефтедобычи) и огромные масштабы браконьерства. Я сам был свидетелем того, как браконьеры выходили в море.
На берегу их поджидали наши "доблестные" полицейские. Браконьеры делали им "хормат", после чего им разрешалось продолжить движение. Каждый день в море выходят браконьеры. Особенно опасно, что они вылавливают молодь, не успевшую дать потомство. Популяции не восстанавливаются и объемы рыб угрожающе сокращаются. При этом браконьеры используют все достижения технического прогресса: лодки с мощными японскими моторами, самые современные навигационные приборы, оснащенные радиомаяками рыболовные снасти.
Как предотвратить надвигающуюся угрозу? Что необходимо предпринять в практическом плане с тем, чтобы все прикаспийские государства, да и далекие от Каспия страны, преследующие не только нефтяные интересы, но прежде всего геополитические, могли бы объединиться и не допустить экологической катастрофы?
Исходя из сегодняшнего состояния запасов осетровых, необходимо ввести полный запрет на их промышленный лов (всеми прикаспийскими странами) не менее чем на 5 лет, а еще лучше на 10 лет. На этот период следует сохранить их отлов только для научно-воспроизводственных целей.
"В 2004 году Азербайджан намерен выпустить в море 20 млн. мальков осетровых рыб, - сообщил журналистам руководитель департамента воспроизводства и сохранения биоресурсов в водных бассейнах при Министерстве экологии и природных ресурсов Азербайджана Рауф Гаджиев. - В 2003 году двумя рыбзаводами было выпущено 12 млн. мальков. В текущем году из 20 млн. по 6 млн. выпустят Нефтчалинский и Куринский рыборазводные заводы и по 4 млн. мальков - Али-Байрамлинский и Куринский опытные заводы".
Это заявление, если, конечно же, нет приписок, внушает оптимизм и надежду. Но надо неуклонно наращивать темпы и выпустить в море в ближайшей перспективе 60-80 млн. мальков. И это касается не только Азербайджана. Нам в одиночку не справиться. Это касается всех: и нас, жителей прикаспийских государств, и всех жителей планеты Земля. Мы должны сделать все, чтобы в угоду обогащению не потерять каспийского осетра. Мы не должны позволить ему вымереть, исчезнуть с лица Земли, а Каспий не должны превратить в "мертвое море". Это НАША ЗЕМЛЯ, НАШЕ МОРЕ и НАМ здесь жить. Об этом должны помнить Все, начиная от Президента страны и кончая простым школьником.
№ 202(940) Ср., 20 Октября 2004
|