"Вароруд"- Приключения раба из Екатеринбурга в Узбекистане. История Саши 01:01 29.10.2004
НЕПРОШЕННЫЙ ГОСТЬ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ
Джура ЮСУФИ
Торговля людьми - это современная форма рабства, которая сопровождается самыми циничными и жестокими нарушениями прав человека. Людей насильно перевозят через границу, принуждают к труду, ставят в долговую зависимость, лишают свободы передвижения, над ними совершают физическое, сексуальное, психологическое насилие в самых извращенных формах. На языке международных документов этот вид преступной деятельности обозначается термином трафикинг, или трафик. Согласно определению ООН, рабство - это форма общественно-экономических отношений, характеризуемая принуждением к работе с помощью насилия или угроз, без какой-либо оплаты. Помимо непосредственно рабства, существуют иные подобные нарушения прав человека: нарушение условий труда, сексуальная эксплуатация, использование детского труда. Считается, что в мире около 30 миллионов рабов.
Семь лет тому назад, по стечению ряда обстоятельств я решил заняться бизнесом. Арендовал большой участок земли в Матчинском районе, где выращивал арбузы и помидоры. От солнцепека я временами скрывался в своем шалаше, который я соорудил в непосредственной близости границы с Узбекистаном. Днем работал, по ночам караулил собственный урожай. Ночевал я в поле один. Поскольку я всегда любил чтение, перед сном, даже при свете керосиновой лампы, предавался чтению…
…Стояла теплая летняя ночь. Вокруг было темно. Жаворонки не переставали петь. Вдруг возле шалаша заметил я силуэт человека. Я по-таджикски спросил: "Кто ты?". Незнакомец молчал и не двигался. В руке у него был нож. Это обстоятельство меня немного встревожило. Тем не менее, я, не выдавая своей обеспокоенности, громко сказал: "Что тебе нужно? Или заходи или уходи!". Непрошенный гость отмерил несколько шагов назад и остановился. Затем он обратился ко мне по-русски: "Скажи, брат, это Узбекистан или Таджикистан?" Я удивился вопросу, но тем не менее ответил: - Таджикистан. Ну и что? - Слава Богу! Я на свободе! - облегченно вздохнув, счастливо прокричал он. Нож по-прежнему блестел в его руке от света лампы. Я не знал, что делать дальше. Такое состояние длилось недолго. Я успокоился, когда незнакомец попросил хлеба:
- Брат, если можно, дай немного лепешки, я очень голодный. Я пригласил ночного, незваного и немного странного посетителя в шалаш, расстелил перед ним дастархан, его же ножом разрезал свежий арбуз. Поинтересовался, кто он, откуда, какими судьбами оказался у нас. "Ведь редко нынче в нашем районе встретишь исконно русского человека", - сказал я, завершая первую серию своих вопросов.
Он ел с большим аппетитом хлеб. Создавалось ощущение, что домашнюю лепешку он не видел многие месяцы. Его рассказ о собственной тяжелой участи не только меня успокоил. Но заставил проникнуться к нему сочувствием.
Оказывается, юношу, которому едва исполнилось 17 лет, звали Сашей. Родом он был из Екатеринбурга.
- Я этим летом должен был окончить среднюю школу, - сказал он. - Родители хотели, чтобы я поступил в университет. Я готовился к поступлению в вуз, но судьба забросила меня в Узбекистан. Как-то на центральном рынке своего города я познакомился с двумя торговцами из Узбекистана. Крепкие, общительные, веселые парни. Они попросили меня, чтобы я познакомил их с одноклассницами. Пообещали хороший отдых. Насчет расходов попросили не беспокоиться. Через несколько дней мы встретились. Было много водки. Предложили попробовать анаши. Правда, что говорят: "Запретный плод сладок". Тогда я вряд ли мог допустить мысль о том, что приобщусь к наркотическому зелью. Первая встреча прошла превосходно. Я чувствовал себя с новыми друзьями по-настоящему счастливым. Наша "дружба" крепла с каждой встречей. В неделю по нескольку раз собирались на квартире узбекских друзей. Всякий раз веселились до утра. Представить наши вечеринки без анаши было невозможно. Она поддавала компании жару.
Мои пропадания начали беспокоить родителей. О том, что я стал курить анашу, отец узнал и здорово отхлестал меня ремнем. Я убежал из дома и приютился у друзей. Как раз в это время мои друзья собирались к себе на Родину, в Узбекистан. Они пригласили меня с собой, пообещав, что найдут анашу и героин, который можно будет поставлять в Свердловскую область. Мысль о том, что я могу заработать состояние и стану ни от кого не зависимым, направила меня в поисках счастья в Узбекистан. Я, не посоветовавшись ни с кем и украв пять тысяч долларов у родителей, вместе с Саидом и Акрамом отправился в их родной край.
По прибытии в Ташкент друзья под предлогом грозящей мне опасности попросили доверить им паспорт и деньги. Мы приехали в их кишлак. Несколько дней мне оказывали всяческое уважение, угощали всевозможными видами блюд из национальной кухни. Впервые здесь, в узбекском кишлаке, я попробовал и героин.
Однажды вечером в нашем обществе появились два здоровых парня. Утром друзья мне объяснили, что пора ехать за "товаром". Сказали, что финансовые вопросы улажены. Только нужно привезти товар. Предстояло в сопровождении молодых ребят ехать в Бекабад. Ехали мы на их машине часа три. Прибыли в другое село. Там я узнал то, что мне никогда не снилось. Я ждал всякой опасности, но никогда не мог подумать, что могу быть обманут, предан, и что особенно страшно, продан, как раб. В первый момент мне показалось, что мои сопровождающие подшучивают надо мной. Мог ли я допустить мысль, что такое произойдет с человеком в нашем цивилизованном мире? Нет, разумеется. Тем не менее, они заявили: "Саша, мы купили тебя за килограмм анаши, и теперь ты будешь нашим рабом". В том, что я из уважаемого гостя превратился в презренного раба, я убедился вскоре. Поместили меня в амбаре, дали грязную постель, кусок лепешки с чайником воды. На утро разбудили и погнали в поле. Когда я отказался работать, вдвоем сильно избили меня и вновь заключили в амбар. Били меня каждый день, оскорбляли всякой руганью, что есть на свете. Какое-то время лишили и воды, и хлеба. Мне не оставалось ничего, кроме как работать, чтобы не помереть с голода.
Молодой человек рассказывал свою историю и плакал. Мне часто приходилось его успокаивать. В одну из образовавшихся пауз, я предложил спать. "Не беспокойся, - сказал я, - теперь тебя не достанут. Давай ложиться спать. Завтра что-нибудь придумаем".
… Наступило утро. Я теперь мог хорошо разглядеть юношу. Это был очень красивый молодой человек с типично русским лицом. Отросшие кудрявые золотистые волосы, рыжеватая щетина, потускневшие от потери уверенности синие глаза, синяки под глазами - все говорило о перенесенных жизненных невзгодах. - Ну, как ты оказался здесь? Как убежал от них? - спросил я Сашу, когда тот проснулся. - Земля не без добрых людей, - сказал он в ответ. - Мне помог сторож. Сказал, что за каналом начинается граница, а за границей - Таджикистан, другое государство, куда не поедут меня искать "хозяева", если мне удастся перебраться туда. Объяснил, что из Таджикистана мне будет легче попасть к себе на Родину. И вот я теперь здесь. Без документов и без денег. И вдруг Саша с некоторой обеспокоенностью спросил: - А у вас разве не война? - Была, на юге республики. Теперь все спокойно, - ответил ему и успокоил. - Будешь жить у меня в этом шалаше. Я постараюсь тебе помочь. В середине 90-х в Россию ежедневно из Согдийской области отправлялись десятки "дальнобойщиков" на своих КамАЗах. Бывало, что из Матчи тоже отправлялись в путь несколько машин в неделю. Я рассчитывал отправить Сашу на его Родину с помощью водителей, среди которых у меня было немало хороших друзей. Когда нашел машину, следующую в Уральский регион, мне удалось поговорить с ее водителем, который согласился взять Сашу с собой. Через месяц мне пришло письмо от Саши. Полписьма состояло из слов благодарности. Он также мне сообщил, что работает на одном из заводов Екатеринбурга и что собирается поступить в университет. Затем писал еще несколько раз. Сообщил, что часто ходит по рынку, но продавших его в рабство друзей не удается встретить
газета "Вароруд" №41(129), от 27 октября 2004г
|