"Донести правду". Профессор И.Фроянов о миссии современной Русской эмиграции 13:10 30.10.2004
МИССИЯ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ – УТВЕРЖДАТЬ ПРАВДУ О РОССИИ И РУССКОМ НАРОДЕ
Интервью Игоря ФРОЯНОВА - Заведующий кафедрой русской истории Санкт-Петербургского университета, профессор
– Какой, на ваш взгляд, могла бы быть миссия русской эмиграции, если немного "приподняться над бытом" и говорить о том, что является в эмигрантской судьбе знаковым и значимым для России?
Игорь Фроянов: Я вижу миссию русской эмиграции прежде всего в том, чтобы она по мере своих сил доносила до западной общественности правду о России и русском народе, и рассказывала о том, что сейчас на самом деле происходит в России, не преукрашивая ситуацию, но и, конечно, не сгущая краски. Ведь, как мне кажется, на Западе существует несколько превратное представление о том, что сейчас в России наступили значительно более лучшие времена, чем это было во время господства так называемого тоталитарного советского режима. Это далеко не так. Жить стало сложнее, труднее, безотраднее, Россия сейчас в ужасном положении, она расчленена. Я имею ввиду историческую Россию. Россия обескровлена, ограблена, и унижена. Вот такое ощущение у подавляющего количества жителей России. Об этом надо говорить, чтобы на Западе знали подлинное состояние дел в России.
– Какое, на ваш взгляд, значение придается в России присутствию эмигрантских общин за рубежом?
И.Ф.: Я думаю дать один ответ на этот вопрос невозможно, потому что разная ведь была эмиграция, в разное время и в зависимости от этого она играла разную роль, имела разное значение. Одно дело – эмиграция после Октябрьской революции, другое дело – эмиграция во время диссидентства в СССР, и совсем иное дело – эмиграция сейчас. Ее только весьма условно можно назвать эмиграцией. Так что, мне кажется, здесь надо подходить дифферренциированно с исторической точки зрения.
– Почему нынешнюю волну эмиграции можно назвать эмиграцией только условно?
И.Ф.: Потому что из России люди едут по собственному желанию и по собственной воле. И возвращаются тоже в зависимости от своего желания. Разные могут быть мотивы. Одним не нравится жить в России, одним давно хотелось уехать на Запад и приобщиться к западной жизни; другие отправляются на Запад чтобы поправить свои финансовые дела и снова вернуться в Россию. Ясно то, что политической эмиграции сейчас нет. Если она и есть, то имеет столь мизерное значение что не заслуживает того, чтобы о ней говорить.
– Что, с вашей точки зрения, ожидает современных эмигрантов в странах расселения? Растворение, ассимиляция? Рост национального самосознания, возвращение на Родину?
И.Ф.: Это зависит от цели, которую ставят перед собой эмигранты. Если речь идет о том, чтобы приобщиться к западному образу жизни, то, конечно, таким людям надо поскорее ассимилироваться. Если речь идет о другом, то наверное сохранять свою этническую и культурную особенность.
Сейчас ведь мир стал настолько взаимопроникаем, что этническая или этнокультурная диффузия легко достижима. Ведь это не только результат каких-то обьективных тенденций, но и смысл современной политики, которую проводит мировая элита. Она, как явствует из вполне очевидных вещей, занята строительством нового мира, нового мирового порядка, вселенской цивилизации, которая отличается отсутствием четко выраженных этнических и национальных граней. Особенность ее заключается в том, что люди планеты, как выражался в свое время наш великий писатель Достоевский, сбиваются в единое стадо.
– Какую роль может играть Россия в социокультурной поддержке зарубежных общин? Какие отношения между Россией и русским зарубежьем, на ваш взгляд, наиболее оптимальны?
И.Ф.: Мне кажется, здесь тоже надо учитывать цели и задачи, которые ставят перед собой уехавшие из России люди. Если они сохраняют какие-то организационные формы и играют роль своеобразного форпоста России на Западе, то русский народ и русское государство должно поддерживать такого рода организации. А если люди едут на Запад для того, чтобы жить получше и влиться в западное общество, то о какой поддержке может быть речь?
А там где речь идет о представительстве России и русского народа за рубежом (причем это представительство имеет организационные формы), мне кажется, что здесь должна быть достаточно активная поддержка.
– Может ли русское зарубежье стать инструментом влияния России на Западе? Какая роль в этом процессе может быть отведена политическим и религиозным организациям, в частности, Русской Православной Церкви?
И.Ф.: Может играть весьма значимую роль если эта эмиграция не потеряет своего национально-культурного лица и будет играть роль форпоста России в западном мире.
Мне кажется, Русская Православная Церковь сейчас в весьма сложном положении. В более тяжелом, чем раньше, во времена советского режима. Ситуация была тогда более-менее определенной. Есть враждебная сила в лице атеистического государства и есть традиционная конфессия и Православная Церковь. Взаимоотношения строились по ясной схеме – неприятия и взаимного отторжения. Сейчас в России ситуация в значительной мере изменилась, главным образом внешне. Правящая элита России разыгрывает свое благорасположение к Русской Православной Церкви, но это чисто внешняя игра, потому что наряду с этим открыты двери в Россию всякого рода иным конфессиям, причем враждебным русскому Православию. Россию заполонили всякого рода секты, причем такие, которые на Западе не приветствуются и даже запрещаются. Секты порой изуверские. Поэтому я бы сказал, что сейчас идет довольно мощное наступление на Русскую Православную Церковь и это, с моей точки зрения, закономерно, потому что вся игра мировых сил, если можно так выразиться, последние десятилетия, особенно в последние полтора десятка лет, сводится к походу против России и русского народа.
Давайте вспомним последовательные этапы этой борьбы. Сначало развернулась борьба с Коммунистической партией и коммунистическим режимом. Причем делалось это под флагом советов, утверждения советов. Речь шла о том, что советы должны как органы народовластия сменить власть КПСС. Когда был сломан хребет КПСС, началась атака на советы. Советы, в конечном счете, были ликвидированы. Теперь мы видим наступление на Русскую Православную Церковь. Все это дает мне основания говорить о том, что поход был объявлен не против коммунистического режима, не против КПСС, а главным образом против России и русского народа. С учетом данного обстоятельства я и прихожу к выводу, что положение Русской Православной Церкви сейчас чрезвычайно тревожное и тяжелое.
– Как вы думаете, каким образом русская диаспора может сегодня способствовать развитию и процветанию России? Какие конкретные формы может иметь такая помощь?
И.Ф.: В начале нашей беседы я говорил о том, что надо утверждать правду о России, хотя это и вещь отчасти идеологическая, идейная, но чрезвычайно важная. На Западе все-таки реальным является общественное мнение и поэтому его нужно в правильном направлении ориентировать и уже с этой точки зрения я думаю может быть оказана помощь России. Конечно необходимы какие-то акции, связанные с материальной, финансовой поддержкой наиболее страдающих слоев населения в России. Как это сделать, прибегая к каким мерам – требует специального осмысления и здесь необходимо мобилизовать интеллектуальные силы Русского зарубежья для того, чтобы разработать конкретную программу действий.
Беседу вел – Виктор Олевич
|