КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 16.11.2004
21:15  Новый афганский кабинет будет компактнее. Число министерств сокращается с 29 до 24
19:27  Китай внесет вклад в обеспечение мира, стабильности и процветания ЦентрАзии
17:30  Алок Шекхар: Избирательная кампания в Узбекистане в самом разгаре
17:02  Индия вложит $1,5 млрд в нефтяное месторождение Курмангазы
16:54  ИГНПУ - В Ташкенте осужден китоб мушриф "Хизб-Ут-Тахрир" Т.Туляганов. Его пытали...
15:45  "Эхо" - Это СССР создал и вскормил армянских террористов из АСАЛА
15:35  Опровержение. Это азербайджанский "рыбак" таранил казахстанский погранкатер и... утонул

15:02  Развоевались. Американцы начали карательную операцию в Мосуле
14:41  Кыргызстан: "Северэлектро" опробует новый способ воздействия на расхитителей электроэнергии
14:09  Ш.Ахмаджонов - 10-ть важнейших недостатков Закона Узбекистана "О выборах в районные и городские Кенгаши"
13:47  Отставки в Белом Доме. Буш собирает под крыло самых оголтелых "ястребов"
13:33  В Усть-Каменогорске (Казахстан) изъята у населения... 70-миллиметровая артиллерийская пушка
13:31  Н.Назарбаев - "Отступать некуда!" Надо повышать прозрачность
12:12  Россия подумывает вложиться в строительство алюминиевых заводов на юге Киргизии
12:08  В армии Казахстана введена должность "Сержант Вооруженных Сил при председателе Комитета начальников штабов"
11:48  Новый казахстанский Парламент пересчитал бюджет. Дефицит будет больше
11:47  Тегеран сдал уран. Ядерное топливо из России иранцам гарантировано
11:17  К.Кубатбеков (глава Антинаркотического агентства Киргизии) - Мы повязали уже 11 наркогрупп... (интервью)
11:14  Кыргызстан намерен соединиться сетями (электрическими) с Синьцзяном
10:40  М.Сарыев - У нас, в Туркмении, нет бомжей и бездомных. А у вас?
10:37  Ко мне, Мухтар! Американские Карацупы учат Туркменских пограничников
09:33  С.Акимбеков - Субкультура Алма-Ата. В ЦентрАзии есть еще один народ - "алматинцы"
09:28  А.Михайлов - Пасынки дракона. Уйгуры Синьцзяна сегодня
09:00  Погода: Атлантические циклоны осмелели и потеснили азиатский антициклон, который позорно отступил в Монголию
08:52  В России будет создана госкомиссия по исторической реабилитации язычества?
08:30  Грузите танки бочками... Омский завод крепит обороноспособность Ирана
08:19  "НГ" - Американские солдаты высадились в Азербайджане. Баку отчаянно пытается скрыть этот факт
05:00  В Москве открывается выставка "Электрические сети России". Приглашаются парнеры из СНГ
01:55  Н.Айып - В Кыргызстане на смену советским припискам пришли недописки
01:20  Китай построит самую высокую в мире башню
00:24  Б.Мусаев - Узбекистан: Фарс – убийца государственности и политического режима. Часть 7-я
00:12  BBC: Российские войска покидают Памир
00:08  У американцев обнаружен "самолет пыток"
00:00  В.Путин: передача Японии Южных Курил возможна
Понедельник, 15.11.2004
23:09  Иран на переговорах по ядерной проблеме принял самое лучшее решение
20:54  Узбекистан: В Андижане взорвалась котельная
19:21  Акаев заверяет США, что выборы в Кыргызстане пройдут прозрачно и демократично
13:57  В.Панфилова - Лошадь, как фактор международной политики. Двойные стандарты ОБСЕ в отношении ЦентрАзии
13:29  Таджикские власти продолжают пытаться прикрыть независимую газету "Рузи нав"
12:59  Золотые клады Казахстана: где, что лежит
12:55  Ж.Аманбаев (экс-глава Компартии КР): "Оппозиция Президенту - оппозиция Кыргызстану"
12:41  "New York Times" - Путин делает мягкие шаги по восстановлению Российской империи
12:35  И.Берман - Укрощение Ирана. По-американски
12:28  Захваченные в Афгане сотрудники ООН совсем разболелись и пошли по рукам
12:23  РБК - Россию заселят мигранты. К 2050 г. по количеству жителей РФ обгонит даже... Япония
12:07  В Екатеринбурге наладили экскурсии по "ельцинским местам". Пора в мавзолей?
12:03  Ахмеджанов versus Рустамов. Последние разборки Узбекской многопартийности
11:45  Черной икры станет меньше. Каспийские производители договорились умерить аппетиты
11:00  Казахстан: В Уральске открылся магазин казахских сувениров Д.Волкогонова
10:53  Т.Айтмамбетов - Государственные институты Киргизии дисфункциональны... (доклад в Лондоне)
10:52  Продажа квот. Углеродный рынок - новый элемент межгосударственной торговли
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Казахстан   | 
С.Акимбеков - Субкультура Алма-Ата. В ЦентрАзии есть еще один народ - "алматинцы"
09:33 16.11.2004

Алматинский особый
Государство – это не только территория или, скажем, идеология. Государство – это в первую очередь люди, то, чем они живут, к чему стремятся. Поэтому так важно понять, что такое для современного Казахстана доминирующий в нашей стране алматинский стиль жизни

Султан АКИМБЕКОВ,
Алматы

В любом государстве есть извечное противостояние – самый большой, самый богатый, самый сытый город и остальная страна, которая очень часто воспринимает себя в качестве глубокой провинции и испытывает по этому поводу смешанные чувства – от плохо скрываемой зависти до ярко выраженной ненависти. Зависть обычно имеет отношение к тем материальным преимуществам, которые дает проживание в крупном городе. Ненависть вызывает снобизм, который присущ жителям больших городов и их стиль жизни, который опять же базируется на преимуществах проживания в большом городе. Москва и остальная Россия, Нью-Йорк и остальная Америка и т. д.

Наш Алматы не исключение из этого общего правила. Жителей города не очень любят на территории всего остального Казахстана, но при этом многие стремятся жить здесь или подражать алматинскому стилю жизни. Очевидно, что такой стиль жизни существует и что он густо замешан на алматинской субкультуре советских времен с добавлениями европейского лоска и запаха больших денег. В результате за последние годы прежняя старая добрая "Алма-Ата" неумолимо уходит в прошлое, что вызывает неутолимую печаль у патриотов города шестидесятых и семидесятых, которые вечно будут помнить яблоневые сады, тишину на городских улицах и особую алматинскую безалаберность.

Из-под руин старого появляется новый город, самый комфортный в Казахстане для жизни, самый динамичный, самый богатый и самый надменный. В то же время это, наверное, самый загазованный город в стране, задыхающийся от пробок на городских улицах. Это город, страдающий от перенаселенности, вызванной тем, что он как магнитом притягивает десятки тысяч мигрантов из Казахстана и ближнего зарубежья. Есть в городе и маленькая перчинка, которая придает жизни в нем особую остроту. Это дамоклов меч постоянной угрозы разрушительного землетрясения. В связи с ним алматинцы в своем большинстве не считают время десятилетиями или столетиями, как китайцы. Потому что никто не знает, что будет завтра, а значит, зачем по этому поводу особенно беспокоиться и напрягаться.

Стиль нашей жизни

Чтобы понять, какую роль для современного Казахстана играет Алматы и алматинский стиль жизни, лучше всего немного заглянуть в прошлое. Город Верный, который был основан 150 лет назад в предгорьях Алатау, создавался как опорный пункт России. Отсюда Россия могла контролировать положение дел в Средней Азии. Надо подчеркнуть, что это был в первую очередь именно русский, европейский город. В отличие от других городов Азиатского региона, где создавались русские поселения, Верный изначально был европейским городом. Здесь практически не было разделения на так называемые "европейскую" и "азиатскую, туземную" части, как это, например, было в Ташкенте, Самарканде, Бухаре. И уже после создания города, с его правильными квадратами улиц, в Верном стали постепенно селиться казахи, татары, уйгуры.

В азиатской части Российской империи традиционный уклад жизни столкнулся с модернизацией по-европейски. В регионе строили телеграф, дороги, почту, создавали школы, гимназии. В то же время огромные массы местного населения, казахов, узбеков, туркмен, таджиков, киргизов при всем желании и при всей прогрессивности модернизации не могли безболезненно адаптироваться к новым веяниям. И в итоге в Азии сформировалась своеобразная модель взаимодействия между азиатской и европейской частью живущего здесь населения. С одной стороны, находились русские поселенцы, с другой – азиатские этносы, живущие в основном традиционным образом жизни. А между ними находились посредники в лице представителей местной элиты, которая активно европеизировалась.

Однако такая модель взаимоотношений была тупиковой по своей сути. Потому что было возможно только два дальнейших варианта развития ситуации. Либо количество европейского населения с примкнувшими к ним представителями местного населения, подвергшегося глубокой европейской модернизации, превысит число местных традиционных жителей. Либо местные традиционные жители рано или поздно выдавят европейских пришельцев из своего ареала проживания. Первый сценарий был реализован в Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии, второй – в той или иной форме – во французском Алжире и некоторых других странах Африки, например в Зимбабве.

Бурный XX век был для территории России и ее азиатских владений временем огромных потрясений. В советские времена в годы войны, освоения целины и строительства заводов в азиатских республиках происходило передвижение масс населения из европейской части России в Азию. После распада СССР поток переселенцев направился в другую сторону. Потому что русские в Азии стали всего лишь одной из местных общин, а так как уровень общинной организации и общинного сознания у русских заметно уступает азиатским этносам, то результат оказался предопределен. Русские стали покидать Азию, а вместе с ними и представители сильно обрусевшей местной элиты. В одной очень любопытной книге про Туркменистан таких называли "евротуркмены". Без Российской империи, а затем и СССР в Азии традиционное стало брать верх над всем тем, что было связано с модернизацией.

Единственным исключением оказался Казахстан. Сыграло роль то, что, в отличие от остальной советской Азии, здесь было много национальностей и достижение пусть шаткого национального согласия было естественной задачей местного политического режима. Но это политическая сторона медали. А была еще и важная системная составляющая. Дело в том, что традиционное общество бывших кочевников казахов, в отличие от оседлых мусульманских обществ, не имело жесткой структуры организации. Эта структура была пластична и гибка. Там, где были соответствующие условия, например в Турции, казахи формировали общины, жестко сохранявшие свою идентичность. В других условиях, например в России, казахские общины легко распадались на составляющие, вплоть до отдельных семей. Структура организации казахов всегда зависела от внешней среды, в то время как структура организации оседлых мусульманских народов, например уйгуров, в любой внешней среде сохраняла свою неизменность. Поэтому так много среди казахов русскоговорящих или китайскоговорящих.

В момент распада Союза это казалось огромной проблемой, потому что налицо была угроза конфликта между казахским селом и "русским" городом. Причем "русским" не в смысле того, что там жили только русские, но и в смысле того, что "русские" города означали приверженность "европейским" ценностям в противоположность ценностям "азиатским". Современное или традиционное – старая как мир взаимосвязь проблем и противоречий. Вечная азиатская дилемма – как проводить модернизацию и не задеть при этом традиционные ценности. Как свести воедино огромную территорию с таким разным населением и, самое главное, сохранить линию на европейскую модернизацию.

И вот тут можно вести речь о старой доброй "Алма-Ате". Именно в этом городе была фактически сформирована социальная модель для будущего Казахстана. Здесь сыграло свою роль то, что на протяжении десятилетий город был центром притяжения региональных элит Казахстана. Сюда тонкими ручейками стекались представители из "Джамбула", Караганды, Павлодара, Семипалатинска, "Чимкента", Уральска и других регионов, сохраняя при этом связи на местах. Для больших казахских семей того времени было очень престижно иметь родственников в "Алма-Ате". В результате в "Алма-Ате" сформировался сравнительно большой процент казахского населения (22 проц. по переписи 1989 года), представлявшего в той или иной мере все регионы Казахстана. Только еще два города во всем Казахстане имели больший процент казахского населения. Это Гурьев (Атырау) и "Кзыл-Орда".

Сравнительно высокий процент казахского населения плюс те позиции, которые его представители занимали в столице Казахстана согласно советской национальной политике, привели к тому, что в "Алма-Ате" сформировалась особая субкультура. Здесь на равных сосуществовали русские и казахи, уйгуры и татары, евреи и немцы. В "Алма-Ате" сложилась по своему уникальная модель. Сложная национальная структура населения плюс то, что здесь были представлены практически все казахские районы от запада до востока и от севера до юга. Например, на севере Казахстана жили в основном русские и казахи, на юге – казахи, узбеки и русские. Но такого, чтобы всех понемногу, да еще и представители самых разных казахских сообществ со всей страны, такого больше в Казахстане нигде не было. И здесь же происходили интересные процессы в казахской среде.

Многие алматинские казахские семьи находились на своего рода верхушке пирамиды. Они в той или иной мере обеспечивали интересы своих родственников на местах. Но в то же время именно в "Алма-Ате" происходило распространение индивидуалистических ценностей. Со временем "большие казахские семьи" медленно, но верно распадались. Этот процесс был ускорен после распада Союза. Начало рыночной либерализации привело к массовому распространению индивидуальных ценностей. Идеология достижения личного успеха настолько нетипична для восточных обществ, где личность всегда подчинена интересам общины. Однако именно в "Алма-Ате" идея независимой успешной личности, объединенной в рамках алматинской субкультуры, смогла адаптироваться к рыночным условиям. При этом алматинская субкультура включала в себя множество людей различной национальной принадлежности, которые с детства были вынуждены договариваться друг с другом. Надо отдать должное политикам. Они создали все необходимые условия. Стабильность и экономическая либерализация. Однако, надо сказать, что семена пали на благодатную почву. Старая "Алма-Ата" породила невиданный в истории взаимодействия Востока и Запада феномен – социокультурное общество, состоящее в равной мере из представителей азиатской и европейской культур, активно взаимодействующих друг с другом. Более того, они взаимодействуют без образования общин, составляя единое целое. Другого такого примера в мире нет.

Сегодня стиль жизни и принципы организации алматинской субкультуры медленно, но верно распространяются по всему Казахстану. Если и не распространяются, то явно доминируют. В этом смысле мы самое западное из восточных обществ и самое буржуазное. Даже буржуазнее, чем Россия, потому что для нас доминирующей стала рыночная идеология личного успеха, без которой невозможно становление современного рыночного государства.

№21 (133) 10 - 23 ноября 2004

Источник - КонтиненТ
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1100586780


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх