Картины, похищенные три года назад из Музея искусств в Ташкенте, возвращаются в экспозицию 15:00 17.11.2004
Похищенные в 2001 году из Музея искусств в Ташкенте полотна русских мастеров XIX века возвращаются в экспозицию Фергана.Ру, Андрей Кудряшов, 15.11.2004
17 ноября посетители Государственного музея искусств Узбекистана вновь смогут увидеть в его экспозиции подлинники известных полотен русских живописцев XIX века, которые были похищены в 2001 году. По этому поводу руководство ГМИ провело пресс-конференцию, на которой побывал наш корреспондент.
- После катастрофического землетрясения в Ташкенте в 1966 году музей искусств много лет не имел постоянного помещения, и получил нынешнее здание только в 1974 году, - вспомнила предысторию сенсационного преступления директор музея Н. Ибрагимова. - С 1995 по 1997 год, согласно постановлению Кабинета Министров, это здание, основательно обветшавшее, должно было подвернуться капитальному ремонту. Однако ремонтные работы удалось начать только после 1997 года. Мы посчитали, что не имеем морального права на время ремонта, продолжавшегося несколько лет, закрывать от посетителей экспозицию музея, который считается специалистами одним из 10 крупнейших собраний произведений искусства в мире и самым крупным в Центральной Азии. Поэтому ремонт проводился по частям, экспозиция не закрывалась, полотна не убирались в запасники. В ночь с 9 на 10 ноября вор-одиночка проник в музей и похитил несколько полотен русских живописцев XIX века, а именно "Турчанку" Карла Брюллова, "Портрет княгини Оболенской" Василия Тропинина, "Закат в степи" Айвазовского, "Портрет девочки с красным бантом" Ивана Крамского и этюд к картине Василия Сурикова "Утро стрелецкой казни". Кража была обнаружена в 9 часов 20 минут утра. Только страховочная стоимость всех пропавших работ составляла в сумме 8,5 миллионов долларов.
Вспоминая события тех дней, Н.Ибрагимова пожаловалась на журналистов зарубежных СМИ, названных ею представителями "желтой прессы".
- В то время, когда все сотрудники музея, разумеется, оказались на подозрении следствия и по нескольку раз в день давали показания, нам приходилось не подходить к телефонам и пробираться на службу тайком, потому что журналисты караулили нас на улице с шести утра до двух часов ночи. Правоохранительные органы в интересах следствия рекомендовали нам не давать никакой информации прессе, однако Би-би-си, радио Свобода и всякие Интернет-сайты в течение суток оповестили весь мир о том, что из музея искусств в Ташкенте пропали шедевры, - с малопонятной собравшимся журналистам горечью посетовала Н.Ибрагимова.
По словам организаторов пресс-конференции, кражу картин из музея совершил в одиночку и без сообщников житель Ташкента, фамилия которого не была названа, отбывающий в настоящее время наказание за свое преступление. Вор готовился проникнуть в ГМИ больше месяца, посещал экспозицию в качестве зрителя, изучал режим работы и привычки охраны, из аудиторий соседнего Автомобильно-дорожного института наблюдал за крышей здания, выбирая подходящий воздуховод. Беспрепятственно покинуть здание, миновав охрану, ему помог незавершенный ремонт и выбитое стекло в одном из отсеков музея. В качестве причины совершения преступления он назвал желание улучшить материальное положение своей семьи.
- Почему трое моих детей не должны одеваться, как одеваются дети начальников, есть то, что едят дети начальников, ездить на Мерседесах, как ездят дети начальников? - будто бы говорил он на следствии.
- Техник по ремонту кондиционеров в одном из предприятий Ташкента, он собирался продать украденные картины, ценность которых прекрасно осознавал, за пределы Узбекистана, предварительно выждав целых 20 лет, когда по его преступлению истечет срок давности, - согласилась прокомментировать журналистам представитель Генеральной прокуратуры Узбекистана Светлана Артыкова.
Преступление было раскрыто 10 января 2002 года, после того, как близкий родственник похитителя, которому стало известно о краже, проговорился о возможности продажи ценных произведений искусства в присутствии осведомителя правоохранительных органов. С начала 2002 года по ноябрь 2004 полотна, поврежденные при похищении, находились на реставрации у специалистов ГМИ.
По словам руководства музея искусств, в настоящее время ремонт здания полностью завершен. Все шесть этажей, три экспозиционных галереи и три подземных хранилища оборудованы современными средствами охранно-пожарной сигнализации, камеры точечного слежения 24 часа в сутки фиксируют и записывают все движение в залах музея, сохраняя запись в течение трех месяцев.
Справка: История музея берет свое начало с коллекции произведений искусства, которые собрал в своем ташкентском дворце (ныне Дом приемов МИД Узбекистана) Великий князь Николай Константинович Романов (14.02.1850 года - Санкт-Петербург - 26.06.1918 года - Ташкент), сосланый на задворки Российской Империи своим дядей Александром II.
|