Первый блин - баурсаком. Казахстанское реалити-шоу никто не хочет покупать 12:14 18.11.2004
Первый блин - баурсаком
Мадина ИСКАКОВА
Первое и пока единственное отечественное реалити-шоу не может найти себе пристанища Бизнес по-нашему - это когда за бешеные деньги покупается заморский телепродукт, а отечественного производителя с аналогичным товаром не пускают даже за порог. Местные каналы не берут его даже бесплатно! Видимо,"не вышли рылом"…
Российский проект "За стеклом" стоил создателям полмиллиона долларов. Наши "Четыре комнаты" обошлись гораздо дешевле. Причем съемки производились хорошими камерами, и качество, на мой зрительский взгляд, не уступает известным российским шоу. Общий хронометраж отснятого материала уже составляет 520 часов - это примерно 15 серий по 40 минут.
- Вообще, как нам сказали, если бы мы были москвичами, то они у нас бы купили. А так как мы местные, то сами должны платить, - говорит один из продюсеров проекта Андрей Пронин.
- Это не реалити-шоу "За стеклом" или "Последний герой". Это что-то среднее и гораздо круче, - самоуверенно заявляют продюсеры проекта Андрей Пронин и Сергей Эрфут. - От "Стекла" мы взяли замкнутое пространство в виде комнат, а от "Героя" - конкурсы и экшн. Экшна в "Четырех комнатах" достаточно. 32 камеры, установленные вплоть до туалета и ванной, добросовестно сняли массу эксклюзива. Никто не верил, что в Казахстане можно сделать реалити-шоу, а мы сделали. И это неоценимый опыт прежде всего для нас самих.
Большинство телевизионных специалистов считают, что наступает эпоха "реального телевидения".
Мода на реалити пришла с Запада, оно завоевало популярность в России и наконец добралось до нас. Вот только здесь оказалось никому не нужным. Съемки шоу начались еще в августе 2003 года, а монтаж программы завершился в апреле 2004-го.
- Еще с марта мы начали ходить по каналам и предлагать его, - рассказывает Андрей. - Вначале мы договорились с одним из алматинских каналов, но потом у них поменялось руководство, и нам отказали.
Тот же отказ они получили от всех других каналов южной столицы.
- До людей, которые действительно что-то решают, очень трудно дойти. Они все равно что небожители. А те, кто по должности вроде может дать "добро", на самом деле власти не имеют. Поэтому они говорят: "Не наш формат!". Это самый распространенный ответ.
Несмотря на неудачи, продюсеры полны оптимизма. Сейчас разрабатывается концепция нового реалити-шоу.
- Мы учли все замечания и придумали шоу, как нам кажется, в формате. Это будет программа по изучению казахского языка в режиме реального времени. То есть собирается группа людей, которые плохо разговаривают по-казахски и начинают учить язык, чтобы выжить и стать "героями".
СПРАВКА "ЭК"
Реалити (от англ. слова "real" - реальность, настоящий) - действие, проходящее по незапланированному сценарию, показывающее действительность и вскрывающее настоящий характер персонажей. Вариаций на тему реалити-шоу много, и они настолько же разнообразны, насколько различаются национальные особенности стран, на телеэкранах которых появлялись передачи этого формата. В общих чертах игра выглядит так: определенное количество людей живет в замкнутом пространстве, чаще всего - в квартире. Во всех углах помещения вмонтированы скрытые камеры, чтобы зритель имел возможность постоянно наблюдать за жизнью героев. Если трансляция идет в прямом эфире, то работа режиссера сводится к переключению камер, если нет, то режиссер монтирует наиболее интересные эпизоды. Но в любом случае герои не играют, они просто живут в передаче. Это и есть реальное телевидение. Очень важно не путать форматы реального телевидения и прямого эфира. Реалити-ТВ - это игра о реальной жизни, о социуме, в уменьшенном виде представляющем наше общество, это сериал, где нет актеров. И как поется в одной популярной авторской песне, реалити - это просто маленькая жизнь.
*** Миссия невыполнима
Тимур НЕТАЛИЕВ
Проблемы первого отечественного реалити-шоу приводят к грустному оргвыводу: у нас реалити-шоу изначально нереально. Суровая реальность есть, шоу на политтоях присутствует, а вот объединить эти два понятия практически невозможно. Как сказал бы классик, в одну телегу впрячь не можно шоу и трепетный реал.
Хотя вначале вроде бы все говорило в пользу реалити-шоу. Во-первых, это отечественный менталитет, сформировавшийся в коммунальной квартире: добрая дюжина человек, десятилетиями живших в атмосфере накаляющейся дружбы в коммуналке, дадут сто очков вперед кучке лоботрясов, которые всего месяц-другой жили в комфортных декорациях российского реалити-шоу "За стеклом". Во-вторых, это наша беспробудная любовь к телевизионным сериалам: так называемый эффект присутствия и "феномен замочной скважины" давно сделали из нас серийных телеманьяков. А реалити-шоу - та же мыльная опера! Конечно, менее красивая, чем "Рабыня Изаура", но зато более циничная. Как говорил другой классик: "Побольше цинизма - людям это нравится".
Но все эти посылы почему-то не сработали. Отечественные телеканалы дистанцируются от первого казахстанского реалити-шоу и ведут себя, как заевшиеся купчики на конском базаре: мол, и даром не надо! Тут есть несколько объяснений.
1. Вполне возможно, что руководителей телеканалов смущает само название реалити-шоу - "Четыре комнаты". Ведь уже есть знаменитый фильм Квентина Тарантино с аналогичным названием. А вдруг этот известный голливудский режиссер увидит, что название его картины элементарно стырили? Да он по судам затаскает за нарушение авторских прав! Такой многомиллионный иск вчинит, что телеканал по миру пойдет. Ну ладно, не пойдет… Конечно, не пойдет. Но все равно неприятно!
Выход: авторам реалити-шоу "Четыре комнаты" надо срочно поменять его название. Например, на "Пятый угол".
2. Не исключено, что "Четыре комнаты" действительно сняты непрофессионально. Все-таки первая попытка, как-никак. А первый блин всегда выходит баурсаком. Реалити-шоу - это театр, где нет актеров. Как говорил еще один классик: "Жизнь - театр, и люди в нем - актеры. А если не актеры, то… актрисы". Вполне возможно, что участники нашего шоу именно актерствовали невпопад и играли на публику. Наверное, даже в туалете мужчины поднимали после исполнения малой нужды стульчаки, что в реальной жизни, как известно, практически не встречается.
Выход: убрать из нашего реалити-шоу стульчаки к чертовой матери!
3. Как говорилось в вышеизложенной статье, невероятно трудно дойти до людей, которые действительно что-то решают на телевидении, это все равно что небожители. А небожители оторваны от реальности. Страшно далеки они от народа! И реалити-шоу им, как зайцу сигарета.
Выход: выхода нет. Миссия невыполнима.
№222, 18.11.2004
|