КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 19.11.2004
21:52  В Казани задержана бандгруппа "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" узбекистанца Усманова
21:24  Нацгвардия штата Вирджиния (США) провела медицинские семинары среди таджикистанских солдат
20:10  Ошский шелковый комбинат будет судиться с россиянами... вывезшими его оборудование
19:37  Рейтер: Каримов подарил Ниязову машинку в знак примирения
19:16  Ozod Ovoz: Сколько человек в силовых структурах Узбекистана?
18:00  Фото дня - Тигрица с поросенком. Конкурс на лучшую подпись
17:32  3-й комитет ООН осудил положение с правами человека в Туркменистане

16:14  Узбекистан: Найроби далеко, мины – у самого носа
15:45  США улучшат радиационную безопасность Таджикистана
14:33  Э.Нурушев - Диктатура и демократия Кыргызбайства
13:42  Ашхабад и Тегеран продолжают переговоры. Скорректирует ли Иран свою позицию по Каспию?
12:26  А.Мадумаров - Киргизские выборы: борьба будет между властью и народом
12:24  Мусульманская община добилась вывода голландских войск из Ирака?
11:26  А.Асроров - Станет ли Бухарский саммит Каримова-Ниязова шагом вперед?
10:55  Героиновые "звездочки". Все больше полицейских Казахстана уходят... в наркобизнес
10:51  С какими узбекскими банками можно работать (рейтинг)
10:43  В Кабуле найдены считавшиеся уничтоженными талибами древнеафганские сокровища
10:39  Д.Каримов - Имею честь. Платите. Права человека в Кыргызстане, как... бизнес
10:32  Кыргызстанских красавиц сестер Юсуповых засудили на конкурсе "восточных мисс" в Малайзии
10:30  К.Токаев (МИД Казахстана) - "У Н.Назарбаева довольно тесные отношения с семьей Буша" (интервью)
09:39  В Афганском правительстве появится антинаркотическое министерство
09:38  По данным иракских боевиков в Фаллудже убито 400 американцев, есть сдавшиеся в плен
09:31  Компанию Бен Ладенов лишают законно купленной земли в Астане
09:00  Поэт и экс-посол Казахстана Олжас Сулейменов пытается реанимировать Антиядерное движение "Невада-Семипалатинск"
08:57  Воссоздан внешний облик граждан цивилизации Маргуш (Туркмения)
08:49  Туркмены и узбеки подружатся навеки. Туркменбаши въедет в Бухару за рулем автомобиля
07:51  Завещание Пауэлла. Иран становится главным объектом американской агрессии
07:37  Киргизский долг Китаю будет продан на тендере?
07:01  Н.Айып - Кудрин против Чубайса и громадья планов в Кыргызстане
03:41  "Адил соз" - Мониторинг нарушений свободы слова в Узбекистане за октябрь 2004
02:52  Б.Мусаев - Узбекистан: Фарс – убийца государственности и политического режима. Часть 8-я
01:59  Джасур Абдувалиев - "Хочу продолжить дело отца". Наследник Салим-Бая делится планами
01:02  "Длинный кулак" пограничников. 19 ноября - День ракетных войск и артиллерии
00:59  Между нами, мыслителями. А.Акаев стал профессором Котбусского университета, а Н.Танаев - Московского института...
00:52  "Быть полезным России..." Как скромный А.Абдувахидов из Душанбе стал зам главы "Российской электроники"
00:25  Ozod Ovoz: Президент Узбекистана не отвечает на вызов оппозиционера-экономиста
00:11  "МК" - Узбекский строитель-гастарбайтер зарезал приютившую москвичку и ее 12-летнюю дочь
00:06  Татары протестуют против запрета латиницы и грозят России международным судом
00:01  Ищут пожарные, ищет... В Киргизии бесследно пропал правозащитник Т.Акунов
Четверг, 18.11.2004
18:26  Госкомиссию Кыргызстана по рынку ценных бумаг возглавил господин Дикамбаев
17:40  BBC: ООН идет войной на афганский опиум
16:51  Хозяин соседней нейтральной страны завтра прибывает в Узбекистан
15:45  В.Давыдов - "Больные зубы" федерализма. Чем занимается новый российский МинНац?
15:28  Ozod Ovoz: Узбекское имущество на туркменской земле
14:43  Есть ли секс в исламе? Полемика вокруг книги продолжается
14:04  Авторов кыргызских учебников пора самих... учить орфографии кыргызского языка
14:00  Гражданские интересы Узбекистанцев на конференции CASP 9/12 (анонс)
13:42  В.Летов: Как памирцы умоляли "белого" царя принять их под свое подданство (история)
13:29  "Восток - дело тонкое". Иракский журналист в Ташкенте желает новому послу Палестины успехов в работе
12:47  Неокупаемые гарантии. Чубайс не оставляет планов "зарыть" в киргизские и таджикские ГЭС 0,5 млрд руб
12:25  Из Кабула уходили последними... Вышли мемуары командира спецгруппы "Альфа" Г.Зайцева
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Кыргызстан   | 
Э.Нурушев - Диктатура и демократия Кыргызбайства
14:33 19.11.2004

Диктатура кыргызбайства

Эсенбай НУРУШЕВ

Диктатуру в любой ее форме и проявлении у нас, на "островке демократии", решительно никто не любит. Особенно этим отличаются проправительственные ортодоксы и либеральные фундаменталисты: первым жутко ненавистна демократура, а вторым - авторитаризм. Зато и те и другие в одинаковой мере духовно и ментально связаны с другой диктатурой, которая нынче правит пир. Речь идет о диктатуре Кыргызбая, а точнее, кыргызбайства.

Что такое кыргызбайство?

Классическое кыргызбайство, описанное в "Манасе" и в произведениях наших писателей, особенно в известном романе Т. Сыдыкбекова, означало лишь одно - безобидное чудачество. Все главные наши кыргызбаи - от Тазбаймата до Иманбая - были добропорядочными людьми, далекими от корыстных интересов, но они никогда не занимали доминирующее положение в социально–духовной иерархии общества.

О современном, постсоветском кыргызбайстве такого уже не скажешь. Нынешний Кыргызбай мыслит и действует исключительно по категориям осознанного алогизма, к тому же он сумел превратить это свое "чудачество" в политический товар, который продает за служебные, карьерные и прочие дивиденды, а иногда просто на халяву предлагает населению в упаковке национальной идеи. Видимо, наступил тот самый период в кыргызбайстве, который предвещал знаменитый акын Калыгул, говоря о том, что последние поколения, возможно, окажутся сплошными пройдохами.

Во всяком случае, именно в таком качестве кыргызбайство взошло на идейно–духовный трон лет пятнадцать тому назад, во время известной охлократической революции. Тогда оно удивительно походило на типа, описанного еще Ортега–и–Гассетом: это был усредненный человек, совершенно довольный самим собой, не признающий никакого авторитета и вмешивающийся во все дела на основе принципа прямого действия. У него была великая утопическая раскладка: он всех убеждал, что накормить весь народ достаточно лишь золота Макмала. А если приплюсовать к этому нарынскую шерсть, а также таласский и ноокатский табак, ему казалось, что Кыргызстан станет раем на земле. Он и первого суверенного кыргызского президента считал своим личным представителем, поскольку именно на волне кыргызбайской "шелковой" революции он оказался у власти. Поэтому на первых порах Кыргызбай публично, причем в ультимативной форме, требовал от главы государства, чтобы тот во многих вопросах, особенно при подборе кадров, советовался лично с ним - Кыргызбаем.

Короче, постсоветский Кыргызбай был почти такой же капризный и слепо амбициозный, как старушка в пушкинской сказке о золотой рыбке, и в конце концов разделил ее участь - остался у разбитого корыта. Однако главный парадокс в этой истории состоит в том, что Кыргызбай, хоть и голый, сумел сохранить за собой духовно–идеологический трон. Более того, Кыргызбай со своей философией, которая так же сильно страдает нищетой, как и он сам, стал властелином умонастроений довольно широких масс, и очень многие, независимо от национальности и вероисповедания, приняли его стиль и образ мышления.
Рассмотрим наиболее типичные виды кыргызбайства.

Ученый Кыргызбай

Ученый Кыргызбай безмерно горд тем, что нас иногда называют "страной академиков", поскольку он очень любит казаться интеллектуалом широкого, если возможно, сразу же планетарного масштаба. Поэтому, когда ему становится тесновато в маленьком Кыргызстане, он начинает браться за мировые проблемы и хочет решить их одним махом, что было продемонстрировано на Иссык–Кульском форуме, где кыргызбайские ученые предложили мировому сообществу раз и навсегда изъять из политического оборота понятие "конфликт цивилизации". В итоге этот форум, по твердому убеждению его организаторов,"стал знаковым международным событием, способным оказывать долгосрочное воздействие на мировое общественное мнение".

Если это так, то нам придется недолго ждать, когда американский политолог Хантингтон отречется от своей скандальной теории, а бен Ладен лично явится с повинной. Кстати, другой "злой гений" современности, автор не менее скандальной концепции о "конце истории" Френсис Фукуяма, которому тоже досталось от участников форума, уже несколько лет тому назад успел пересмотреть свою точку зрения и в одной из своих последних книг ("Великий Разрыв". М.,2003) переключился на критику западных ценностей. Так что ждите, в скором времени наши ученые кыргызбаи могут заявить, что–де Фукуяма отказался от своей прежней концепции под воздействием именно Иссык–Кульского форума.

Вообще–то на этом форуме из уст кыргызбайских ученых прозвучало немало сногсшибательных мыслей. Один из них, например, прямо заявил, что в отношении Евразии "не все из задуманного Творцом Вселенной за минувшие века удалось осуществить". Вы можете спросить: а откуда ему об этом известно? Может быть, стоял рядом, как говорится, держа в руках свечу, когда Творец Вселенной составлял свои планы относительно евразийцев? Конечно, нет. Просто мания величия этого Кыргызбая–ученого достигла такого размера, что он сам и Творец Вселенной в его мозгу стали равнозначными понятиями!

Капитализм по-кыргызбайски

Кыргызбай, переходя на рыночные отношения, сразу же провозгласил свой главный экономический лозунг: "Кто не берет, тот ленивый и дурак". И на этом поприще он достиг почти вершины совершенства: у него выработалась психология, напоминающая алкаша из старого анекдота, который пьет не потому, что законченный алкоголик, а потому, что ему горько за отечество. Кыргызбай–оборотень хапает, урывает без того скудное богатство страны и объясняет, что все это он делает ради того, чтобы накормить бедный народ. Помнится, один известный бизнесмен, бывший охлократ–"демократ", успокаивал народ по поводу растраченных многомиллионных кредитов: да не волнуйтесь, говорил он, все эти доллары не ушли за оффшоры, а засели в кармане наших же кыргызбаев и рано или поздно все равно будут инвестированы в отечественную экономику.

А вот недавно другой Кыргызбай со страниц главной правительственной русскоязычной газеты радостно известил всех нас об одной "оригинальной методике" по борьбе с коррупционерами, которую якобы придумала сама первая светлая голова избранной кыргызбайской верхушки. Оказывается, этих оборотней никоим образом не следует судить. "Кто так думает, тот радикал, непосвященный в тонкости национального менталитета",- безоговорочно утверждает он. Потому что "если поступить таким образом, то полстраны нужно будет согнать в новые ГУЛАГи и возродить достопримечательные НКВД–ОГПУ". Вместо этого нужно решить проблему просто либеральным методом - "создать непримиримую моральную атмосферу вокруг коррупционеров". Только вот кто будет создавать эту атмосферу, если, по словам самого же Кыргызбая, почти по доброй половине населения страны плачут новые ГУЛАГи, он, по кыргызбайской привычке, не додумался. Зато он всерьез предупреждает нас "не отождествлять коррупционера из Вашингтона или Рима с бишкекскими". Тут "совсем разные истоки и причины", умно заключает Кыргызбай. В этом он прав, ибо феномен кыргызбайского коррупционера в том и состоит, что, в отличие от своего западного собрата, он умеет только брать, ровным счетом ничего не отдавая взамен, и считает это капитализмом с "кыргызской спецификой". И все же зарубежные хапуги, видать, кое–чему научили Кыргызбая. Если он раньше брал от иностранных доноров все подряд без разбора, то теперь стал просить от них только гранты.

Кыргызбайская демократия

Если у всех нормальных людей одна демократия, то у Кыргызбая ее две - официальная и неофициальная, которые никак не стыкуются меж собой. Поэтому решили сшить для них "смирительную рубашку" под названием "Демократический кодекс". Она действительно получилась забавной, хотя бы тем, что в кодексе прообразом или первичной ячейкой демократии провозглашена семья. По кыргызбайской логике получается, что дети в конфликтных ситуациях могут отправить в отставку своих родителей и выбрать для себя новых. Что же касается концептуального пафоса этого документа, то он представляет собой своеобразную интерпретацию на кыргызбайский лад основополагающих идей "гражданской религии" радикального руссоизма, ставшего в свое время главным идейным оружием якобинцев, без которых по сей день практически не может обойтись ни одна программа тотального счастья.

Ассоциация общественного договора предполагала воспитание масс "в правилах, предписываемых правительством, и под надзором магистров, поставленных сувереном". Но для этого сначала следует принудить каждого к повиновению догматам общей воли, заставить каждого гражданина "любить свои обязанности", а потом, если "кто–нибудь, признав публично эти догматы, ведет себя как не верующий в них, то он должен быть наказан смертью". Кыргызбайский демкодекс отличается лишь тем, что избегает этой крайности, хотя "магистры" в лице членов совета дембезопасности в печати уже заявили, что злостные нарушители кодекса могут быть наказаны в моральном плане. А по остальным параметрам демкодекс преследует ту же цель, что и ассоциация общественного договора, которая предполагала такой вид социальности, где "каждый должен отдать свою личность и свои права под верховное руководство общей воли", ну а если кто–нибудь откажется от этого, то его "силой заставят быть счастливым". Если у стародавних радикалов–французов формула такого "всеобщего счастья" именовалась гражданской религией, то постсоветскому Кыргызбаю она представляется в виде тотальной демократии.

Вообще кыргызбайская "демократия" получилась почти как у первых французских революционеров, которые начали с того, что провозгласили, даже приняли Декларацию прав человека и гражданина, а потом истребили все, что называется, без остатков. Разработчики кыргызбайского документа, которому, как они считают, "нет аналогов в мире", тоже всерьез верят, что на основе их "матрицы" можно выработать и принять Всемирный демократический кодекс.

Кыргызбай как оппозиционер

Нынче везде, даже в Африке, в процесс легитимации государственной власти все активнее вовлекается оппозиция. О Европе, где оппозиционный лидер практически завтрашний премьер–министр или президент страны, говорить не приходится. Пост лидера оппозиции тут подавно считается высокой правительственной должностью. В Англии, например, вот уже 70 лет как лидер парламентской оппозиции исправно получает жалованье из казны в размере министра кабинета. В последнюю четверть века по стопам европейцев пошли многие развивающиеся страны. Конституция Бразилии, скажем, вводит лидера оппозиции наряду с некоторыми высшими должностными лицами в Совет республики при президенте. Правам политоппозиции в конституции Колумбии посвящена целая глава. А в таких странах, как Ямайка, лидер оппозиции назначает определенное число сенаторов в парламент.

Кыргызбай–оппозиционер тоже принимает активное участие в легитимации нынешнего режима. Он выдвигает себя в качестве альтернативы почти на всех выборах, даже президентских, хотя заранее знает как Божий день, что ему абсолютно ничего не светит. Потом сам же ругает и хулит эту власть, называя ее нелегитимно–узурпаторской. Кыргызбай–оппозиционер до сих не понял, что он вообще не институционализирован и не легализирован. В стране нет ни одного закона, где были бы специально оговорены его права как политического оппонента. Однажды возникнув стихийно, он по сей день живет со своей стихией и постоянно ходит в "мучениках" своей же слабости. Поэтому кыргызбай–оппозиционер, привыкший считать себя гордостью кыргызской демократии, фактически является ее горем. К тому же он, по наблюдениям ряда политэкспертов, за эти годы научился быть не только двуликим Янусом, но и этаким Сфинксом, готовым в любой момент выступить в любой ипостаси, если этого потребуют его личные интересы.

Короче, этот бессильный кыргызбай–оппозиционер с амбициозным апломбом и моральной всеядностью порядком надоел очень многим, так же, как и ныне существующий кыргызбайский режим cо своим патологическим цинизмом. Поэтому пора бы сменить их обоих. Новая власть, если, конечно, она состоится и захочет быть хоть чуточку разумнее, могла бы завести для себя более влиятельную и солидную оппозицию, инкорпорированную в структуру политической системы, что явилось бы надежным фактором реальной, а не мнимой стабильности в обществе. Но такое пока видится только в гипотетическом будущем.

Кыргызбайская любовь к Отечеству

Кыргызбаев–патриотов объединяют две вещи: во–первых, все они принципиальные сторонники национальной традиции властвования, этакие зелоты (ревнители), и поэтому всегда готовы поставить на службу режиму свое "чудачество", что считается, по их мерке, истинной любовью к Родине; а во–вторых, все они стойкие антизападники, при этом у них особая идиосинкразия в отношении тех, кто пытается, по их словам, экспортировать свой "гнилой политтовар" под названием "демократия". Особенно их сокрушает то, что американцы учат демократии тот "народ, который демократическим путем избирал своего правителя во времена, когда Соединенных Штатов Америки и в помине не было" ("Ученье - свет, а дураков - тьма". - "СК"). И такими вот примитивно–мифическими понятиями о демократии кыргызбаи–патриоты, нанеся превентивные информационные удары по очагам экспортеров так называемых "розовых революций", в один голос заявляют, что все их потуги напрасны. Потому что "как цивилизованный человек президент сам уже решил сдать власть", твердо убеждает нас один кыргызбай–журналист правительственной газеты. К тому же, вторит ему кыргызбай–обозреватель из "Вечернего Бишкека", их "демократии здесь противоречит все, начиная от культурно–исторических традиций, заканчивая климатом и укладом быта". Именно поэтому, что бы ни делал Запад в отношении азиатов, это никак не поддается логике кыргызбайского патриотизма. "К сфере свободы слова в Казахстане Вашингтон подошел особенно творчески, - по-кыргызбайски ерничает другой автор того же "Вечернего Бишкека". - В соседней стране на деньги американских налогоплательщиков пытаются повысить качество продукции журналистов, их благосостояние и… знание титульного языка". Видимо, кыргызбай–вечеркинец был бы в восторге, если б Госдеп США выделял деньги соседней стране на развитие там… китайского языка.

Кстати, из–за госязыка в стане кыргызбаев–патриотов нынешной весной произошел крупный раскол. В этом вопросе они сразу разделились на кыргызбаев и киргизбаев: первые обозвали вторых "национальными предателями", "врагами кыргызского народа". Вторые, в свою очередь, пообещали первым устроить великий апокалипсис. "Что может последовать за вступлением в силу закона о госязыке? - писал "ВБ". - Неизбежный отток русскоязычного населения. Отказ международного сообщества впредь оказывать грантовую и кредитную помощь Кыргызстану. Катастрофический дефицит товаров народного потребления. Изоляция от мира".

Автор этой статьи, озаглавленной "Одноязычное двуличие", называла себя кыргызкой по паспорту. "Но госязыка не знаю. И, честно говоря, с детства считала родным языком русский", - признается она. Кто же тогда она? Ответ очевиден. Только Кыргызбайка с Кыргызбаем, будучи подлинными одноязычными двуликими, способны обвинять других в "одноязычном двуличии".

Кыргызбая в отставку!

Именно этот лозунг звучит для нас наиболее актуально. Пока Кыргызбай остается на духовно–идеологическом троне, никакая смена президентов и правительств не поможет нам выбраться из той глубокой ямы, куда завело нас это самое кыргызбайское мышление, которое, говоря словами Макиавелли, "сам(о) ничего не постигает и постигнутого другим понять не может".

19.11.04

Источник - Моя столица
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1100863980


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх