Токал завсегда лучше байбише. В Казахстане все популярнее многожество 13:59 22.11.2004
Если б я был Ельсултан… Большинство мужского населения Алматы не поддерживает идею легализации многоженства в Казахстане
Тимур НЕТАЛИЕВ
Многоженство - довольно распространенное явление
среди обеспеченных жителей Алматы. Я лично знаю семь семей, где есть байбише и токал. Обычно мужчины просто ставят жен перед фактом: или разводимся, или даешь разрешение привести в дом вторую жену.
Некоторые выбирают последнее
Согласно итогам телефонного социологического опроса на тему "Семья и личная жизнь" почти 60 процентов мужчин считает нормой иметь одну благоверную. Это и понятно: перспектива иметь двух и более тещ мало кого прельстит. Да и законную заначку мужу легче утаить от одной супруги, чем от нескольких. И наконец, в случае милого семейного скандала все-таки лучше получить по голове одной скалкой, чем многими. Но мнение оставшихся 40 процентов респондентов заставляет задуматься.
После обретения Казахстаном независимости семена идеи многоженства упали на благодатную почву. Возрождение забытых национальных традиций предусматривало и эту народную забаву. А переезд столицы в Астану возвел эту проблему в государственный ранг. Дело в том, что многие чиновники министерств заскучали на новом месте работы без женского тепла, поскольку их жены остались в Алматы. Это негативно сказывалось на производительности труда слуг народа, посему они в срочном порядке принялись обзаводиться токалками. Действительно, каждый день чиновникам, что ли, летать в южную столицу для исполнения супружеского долга? Алматинские байбише от этого, разумеется, были не в восторге, ведь их мужья дарили младшим женам квартиры, дорогие иномарки и путевки за "бугор". Естественно, что вторые браки официально не регистрировались, но байбише от этого легче не становилось. Квартиры и иномарки-то реальные!
Дело дошло до того, что некоторые парламентарии, которые тоже обзавелись токалками, несколько раз поднимали вопрос о введении института многоженства в Казахстане. Айтыс в мажилисе по этому поводу закончился победой светской части депутатского корпуса. Но сторонников идеи многоженства в нашей стране становится все больше. Еще на слуху громкая женитьба известного крупного государственного чиновника, который совершенно легально привел в дом вторую жену.
Алматинка Гульмира уже несколько лет является младшей женой успешного коммерсанта южной столицы Ельсултана Тальтенова (фамилия изменена по этическим соображениям).
- Я совершенно спокойно отношусь к этому, - сказала в интервью Гульмира. - Ибо, как сказал пророк Мохаммед: "Если мужчина, имеющий две жены, не будет одинаково справедлив к обеим, то в Судный день его будет ожидать удвоение грехов". Зарегистрироваться со второй женой не так-то просто. Самое главное - получить разрешение от "действующей" супруги и заверить его у нотариуса. Но даже если такая бумага будет представлена в мечеть, это еще не является гарантией, что мулла совершит обряд бракосочетания: преградой может стать несогласие родственников. В загсе официально зарегистрировать брак со второй женой незаконно, но возможно, потому что ни по удостоверению, ни по паспорту семейный статус определить невозможно. Во всяком случае, мой муж так и поступил. Многоженство - довольно распространенное явление среди обеспеченных жителей Алматы. Я лично знаю семь семей, где есть байбише и токал. Обычно мужчины просто ставят жен перед фактом: или разводимся, или даешь разрешение привести в дом вторую жену. Некоторые выбирают последнее. Моя тридцатилетняя подруга призналась мне, что согласилась бы стать даже четвертой женой в современном гареме, лишь бы муж обеспечивал, дети не голодали, а она сама бы забыла, что такое холодная постель. С байбише у меня отношения ровные, в дела друг друга не лезем. Наши дети - ее сыновья и моя дочка - очень дружны и считают себя родными. Только вот мама старшей жены меня на дух не переносит. А как делим супружеское ложе? Ну-у… День - байбише, день - я. Киношная фраза: "Господин назначил меня любимой женой!" - не для нашей семьи.
Рассказ Гульмиры заставил вспомнить президента Лиги мусульманских женщин Казахстана Амину-апай Абдукарим-кызы, которая первая выдвинула идею о многоженстве. В подтверждение этого она приводила убедительные доводы. В частности, Амина-апай говорила о том, что введение многоженства способно в корне изменить тревожную демографическую ситуацию: повысится рождаемость, уменьшится число незаконнорожденных и абортов. Кроме того, многоженство служит некоей профилактикой прелюбодейства, то есть исключает наличие у мужей любовниц, что позитивно скажется на моральном облике сильной половины населения Казахстана.
Что и говорить, доводы президента Лиги мусульманских женщин Казахстана убедительны. И вообще, чего хочет женщина, того хочет Бог.
№224 за 20.11.2004
|