Э.Сатыбеков - Гарные хлопцы в черных чалмах. "Диссиденты от веры" начнут делить Киргизию с юга 05:37 02.12.2004
Гарные хлопцы в черных чалмах
Эрлан САТЫБЕКОВ
Чем закончится в Украине кипучая буча - гадать не берусь. Но возьмусь утверждать, что и у нас хватает горячих голов, которые способны использовать украинский сценарий регионального противостояния для раскола Кыргызстана.
Положа руку на сердце признаем - практически во всех странах мира есть свое собственное деление общества по территориям. Это обусловлено историческими, трайбалистскими, экономическими и прочими условиями. Даже Соединенные Штаты, "оплот мировой демократии", и те возникли как один из результатов затяжной войны Севера и Юга.
Обратимся к соседям. Гражданская война в Таджикистане тоже в немалой степени была обусловлена противостоянием отсталых южных районов и промышленно развитым севером республики. В Узбекистане сейчас наиболее проблемным считается восточный край. Именно здесь, в сердце Ферганской долины, произошли Кокандские межэтнические стычки, Наманганские события, спровоцированные религиозными оппозиционерами, зародилось ядро ИДУ. В Китае традиционно сепаратистскими являются северо–западные земли Синьцзяня.
Украина тоже условно поделена на две части - восточную и западную. Но, пожалуй, только сейчас эта межа по Днепру приобрела столь отчетливый политический характер. С одной стороны, электорат Ющенко, с другой - Януковича.
У Кыргызстана своя специфика, связанная с южным и северным фактором. Помимо объективных и субъективных различий, по ту и эту стороны Кыргызского хребта есть еще одно, которое почему–то не берется аналитиками в расчет. Речь идет о возможной активизации в предстоящие месяцы ультрарадикальной религиозной диаспоры на юге республики, давно мечтающей о свержении светского строя. Не исключен и вариант использования активистов–фанатиков нечистоплотными политиканами, которые готовы на все ради достижения цели.
Опасения небеспочвенны. В последнее время наблюдается подозрительная возня вокруг так называемых "диссидентов от веры". Многих из них, открыто призывающих к построению Халифата, вдруг взялись защищать местные псевдоправозащитники, опекать различные фонды и НПО. Вполне логично предположить, и об этом сейчас пишут многие ведущие западные СМИ, что доноры, субсидирующие наших "защитников угнетенных", в курсе, на какие цели идут их деньги. И немалые, заметьте, деньги. Не кроется ли в этом попытка раскола страны, организации очагов сопротивления законным властям и провоцировании последующего хаоса путем финансовой подпитки третьей силы - религиозных оппозиционеров? Для чего вокруг них искусственно создается ореол мучеников, якобы необоснованно преследуемых властями? Чтобы потом заявить о нарушении прав человека и попытаться восстановить их с помощью зарубежных благодетелей? И кто даст гарантию, что ситуацией не воспользуются местные политрадикалы, поведя ваххабитов за собой на штурм?
№225 за 1.12.2004
|