Хуэйцы: китайцы-мусульмане (страницы истории) 10:38 02.12.2004
В конце октября этого года внимание мировой общественности привлекли волнения в Китае, в которых участвовали представители народности хуэй. В городе Ланчэнган провинции Хэнань в столкновениях ханьцев и хуэйцев погибли по официальным данным как минимум семь человек (независимые источники говорят о 150 погибших), количество раненых вовсе не сообщается.
Формальным поводом для конфликта, по мнению властей, послужило ДТП. Однако причины этого, да и других конфликтов, гораздо глубже. Вообще хуэйцы считаются наименее конфликтным этническим меньшинством в стране, однако уже несколько раз в 1980-х гг. они поднимали восстания.
Связано это с тем, что в коммунистическом Китае меньшинства, тесно связывающие свое самосознание с исповедуемой религией, оказываются под жестким контролем властей. Руководство страны весьма ревниво следит за тем, чтобы не допустить вообще какой бы то ни было формы солидарности этнических меньшинств, тем более исповедующих одну религию.
Особое внимание властей привлекают китайцы-мусульмане (еще их называют хуэй, лаохуэйхуэй ("почтенный мусульманин" - самоназв.), хуэйцзу, хуэйминь (кит. "мусульмане"), тунгань, дунган (тюрк.), причисленные к одному из 55 официальных меньшинств страны. В России они больше известны под именем "дунгане", именно так называют хуэйцев, мигрировавших в Среднюю Азию.
Наиболее компактно хуэйцы проживают в Северо-Западном Китае, где создан особый Нинся-Хуэйский автономный район (Автономный район Нинся народности хуэй). Однако при этом нет практически ни одного уезда в стране, где бы ни жили китайцы-мусульмане.
Например, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе для них созданы Чанцзи-Хуэйский автономный округ, Яньцзи-Хуэйский автономный уезд и четыре хуэйских волости (Юйцюньвэньская в г. Инине, Дунбачжанская в уезде Шаньшань, Саньгуанская в Хоргосе и Мицюаньская в Чабучаре).
Численность хуэй около 8,9 млн. чел., они говорят на различных диалектах китайского языка, пользуются иероглифической письменностью (среднеазиатские дунгане пишут на кириллице). Хуэйцы, живущие среди представителей других народов, владеют, как правило, и их языками.
Незначительная часть китайцев-мусульман знает арабский и персидский языки. Хуэйцы – сунниты, в основном следующие ханафитскому мазхабу.
Выделяются три основные этнографические группы хуэй: северная, юго-западная (юньнанско-сычуаньская) и юго-восточная (гуандунско-фунцзянская). В формировании последней на территории провинций Фуцзянь и Гуандун участвовали арабские поселенцы и местное ханьско-тайкое население. К народности хуэй в Китае также причисляют потомков китайских евреев, называемых "коричневошапочными почтенными мусульманами".
Ислам проникал в Китай двумя путями: сухопутным и морским. Первый проходит через Синьцзян. Поселившиеся на Центральной Китайской равнине приверженцы Ислама в смешанных браках с ханьскими женщинами дали начало потомству, получившему наименование "хуэй-хуэй" (Северная Сун, 960 - 1127). Хуэй-хуэй были мусульманами, именно поэтому в Китае Ислам называют также "хуэйской религией".
При династии Мин (1368-1644) хуэйцы уже сформировались как самостоятельная группа. После того, как цинское правительство объединило под своей властью Синьцзян, большие группы хуэйцев вслед за цинскими войсками пришли туда, где участвовали в освоении целины и обустройстве военных поселений "туньтянь". Позднее большое число хуэйцев Шэньси и Ганьсу переселились в Синьцзян.
Морским путем в Китай Ислам проникал через арабских и персидских торговцев.
Основные традиционные занятия хуэй – земледелие, огородничество, садоводство. Традиционным занятием были также извоз и торговля, в т. ч. посредническая. Наиболее развитые ремесла – изготовление изделий из кожи, ювелирное дело, резьба по кости, перегородчатая эмаль, ткачество, вышивание. Значительная часть современных хуэй занята в промышленности и на транспорте.
Поселения разделены на кварталы, в каждом из которых имеется своя столовая и мечеть. Жилые дома не отличаются от китайских, но прежде в них выделялась женская половина.
Элементы традиционной одежды, сохранившиеся у хуэйцев – белая (реже черная) шапочка у мужчин, иногда с изречениями на исламскую тематику, у женщин – такого же цвета головная накидка в виде капюшона.
Кулинарное искусство хуэй славится в Китае (мясные и овощные блюда с острыми приправами, лапша, сладости). Строго соблюдается общий для всех мусульман запрет на употребление популярной в Китае свинины. Хуэйцы едят в основном баранину, говядину, мясо домашней птицы. Кроме чая, пьют квас и прохладительные напитки из кислого молока.
На улицах хуэйских городов и поселков можно видеть харчевни, где готовят традиционные кушанья: желтую лапшу, холодную вермишель из крахмала и т. д. Популярным блюдом на пирушках является мясо, приготовленное в пиалах на пару.
Часто можно увидеть вывески ресторанов и продуктовых магазинов, на которых написано "хуэйминь" или "цинчжэнь" (дословно - мусульманская пища), т.е. халяль – дозволенное к употреблению, согласно нормам Шариата. Эти рестораны и магазины специализируются на обслуживании хуэйцев, но своими известными блюдами также привлекают и представителей других национальностей.
Широко известно и искусство китайцев-мусульман. Поскольку Ислам запрещает изображать живых существ, изготавливавшийся хуэйскими женщинами лубок покрывался рисунками цветов и геометрическим орнаментом; мужчины покрывали лубок каллиграфическими иероглифами на мусульманскую тематику.
На основе Ислама и культурных традиций ханьцев, перенятых хуэйцами, сформировалась специфическая хуэйская культура. Элементами зданий являются традиционные в китайском зодчестве взлетающие углы кровли, орнаментированные балки, галерея, круглые деревянные колонны. Отличием является направление входа, обращенного на запад (направление на Мекку в Китае).
В целом, хуэйцы оставили в истории Китая заметный след. И сегодня они имеют один из самых высоких в стране уровней экономического и культурного развития.
|