"РосВести" - Неприятный вопрос. Ислам и терроризм - что общего? 11:47 05.12.2004
Неприятный вопрос Ислам и терроризм - что общего?
Дмитрий ЖАНТИЕВ Екатерина КРАСНОВА
Вы не замечали, что в последнее время, когда произносят слово "терроризм", первой ассоциацией всплывает "ислам"? Почему же два этих ранее совершенно несовместимых понятия так "породнились"?
Для нашей страны найти ответ на данный не совсем приятный вопрос необходимо, так как именно у нас христиане бок о бок живут с 26 млн. мусульман. В связи с произошедшими в этом году терактами многим хочется понять, связан ли терроризм с исламом, и если это действительно так, то что лежит в основе сложившейся ситуации. Существует ли прямая связь между исламом и терроризмом?
Не утихают разговоры о международном терроризме, активизировавшиеся после 11 сентября 2001 года. По мнению Гейдара Джемаля, председателя Исламского комитета России, "для всего мыслящего человечества давно уже стало ясно, что терроризм - это полицейская дубинка в диспуте неких великих держав, решивших... поменять свой мировой статус и перешедших в наступление на основы существующего мирового порядка". В первую очередь речь идет о Соединенных Штатах, которые оказались в одиночестве. По заявлению Колина Пауэлла, сейчас только 34 страны из почти 200 суверенных членов ООН разделяют тезис США о международном терроризме. И то из этих 34 государств около 30 делают такие заявления под давлением со стороны Вашингтона.
Такого же мнения придерживается группа экспертов из академических институтов и практических ведомств под руководством Шамиля Султанова, составители текста доклада "Россия и исламский мир: проблемы, предпосылки и перспективы". По их мнению, масла в огонь подливает возникшая недавно "третья сила", поспособствовавшая превращению радикала в реального террориста. "Третья сила" спокойно вмешивается в конфликт между двумя неугодными ей сторонами и под прикрытием так называемых "террористов" решает вопрос по удобному ей сценарию. Под прикрытием можно решать проблемы, отбрасывая любые моральные принципы и нормы. После совершения терактов, у "третьей силы" появляется возможность устраивать зачистку местности с боевиками, в очередной раз строить смелые планы борьбы с неуловимыми "террористами".
Во всем винят американские спецслужбы, использующие терроризм "втемную". Неслучайно "международный терроризм" значительно активизировался как раз после начала проведения "антитеррористической операции". По мнению Джемаля, сейчас за некоторыми террористическими актами стоят спецслужбы, пытающиеся таким образом взять на себя управление ходом истории. Ради достижения своей цели они готовы распоряжаться чужими жизнями, как шахматными фигурами. Ситуацию в Афганистане, Ираке и в других странах он называет не иначе как "политическим терроризмом". К примеру, события в Египте совершенно невыгодны мусульманам. При возрастании социального напряжения "египетское правительство, задрав штаны, побежит к тому же Израилю и к той же Америке просить о поддержке и о сокращении выплат долгов, что приведет к выводу из строя крупнейшей арабской страны". Джемаль считает, что это нужно Америке и Израилю.
Максим Шевченко, руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира, считает, что давним желанием США и Израиля было не натравливание России против исламского мира и наоборот, а желание усадить нашу страну в "американский окоп", используя далее наших солдат в своих целях.
У международного терроризма есть еще одно часто употребляемое название - "исламский терроризм". Конечно, все мусульмане обижаются на такую формулировку. "Ислам не имеет никакого отношения к террору, это религия мира", - утверждают они. Однако многие государства толкуют об угрозе именно "исламского терроризма". По мнению экспертов, любые террористы являются отступниками от законов своей религии. Кроме того, в некоторые террористические группировки входят люди, формально принадлежащие и к исламу, и к христианству, и к индуизму. Однако ни одно правительство не говорит о таком явлении, как "христианский" или "индуистский" терроризм. В связи с этим использование в СМИ словосочетания "исламский терроризм" следует рассматривать как форму разжигания межрелигиозной розни.
По мнению Джемаля, сегодня многие люди видят политический ислам как символ сопротивления, пришедший на смену марксистской идеологии. Для протеста характерны две черты: стремительная политизация ислама и борьба народов с империалистической агрессией. Ислам наиболее защищен от информационной агрессии буржуазного общества, а потому Западу выгодно дискредитировать его как наиболее мощную оппозиционную силу современности. 1,5 млрд. человек, защищенных от промывания мозгов, информационного давления, осуществляемого иностранными СМИ, - огромная сила, не поддающаяся влиянию Запада, которую надо разгромить в первую очередь. Кроме того, США сложнее все же вести непосредственную конфронтацию с Европой и Россией, чем атаковать и захватить более слабые Ирак или Сирию, также составляющие часть Старого Света. Глава московского бюро крупнейшего арабского спутникового телеканала "Аль-Джазира" Акрам Хузам также поддерживает тезис о "политическом терроризме", определяя так действия Израиля в отношении палестинцев, а также действия США в Ираке. Исламского терроризма, по его мнению, нет, равно как нет ислама в виде единой религиозно-политической доктрины. В мире нет единого ислама, так как нет единого исламского государства и единого исламского духовного руководства. В силу различных трактовок можно выделить три модели ислама: саудовскую, иранскую и "талибанскую". Сейчас существует более 50 трактовок Корана, а поэтому трактовать Священную книгу можно по-разному. Внушить миллионам неграмотных людей то, что требуется, не так уж сложно. Именно эта социально незащищенная часть мусульманского мира становится тем материалом, на котором строят свою работу многие террористические организации.
Однако мусульмане сами не должны позволять использовать себя. Оправдывать обиженных мусульман, идущих взрывать женщин и детей, ни в коем случае нельзя, считает Хузам.
Другую резкую точку зрения отстаивает Максим Шевченко. По его мнению, терроризмом можно считать только акции в отношении мирных граждан, не мотивированные конкретной ситуацией войны. Атаки против военных объектов, а также удары по территории противника надо считать не терроризмом, а ответными ударами. Атака 11 сентября 2001 года против США, равно как нападения на американские и израильские военные и политические объекты - не что иное, как диверсия. Чисто террористическими атаками были, по мнению Шевченко, взрыв в Оклахома-сити, осуществленный по религиозным и утопически-политическим мотивам христианским фундаменталистом Тимоти Макквеем, или же отстрел снайперами мирных граждан США. Пентагон и ВТЦ, подвергшиеся нападению три года назад, должны считаться военно-политическими объектами.
Так что же такое "терроризм"? Существуют различные точки зрения по этому вопросу. И все-таки, по мнению большинства экспертов, терроризм - это результат "игры" политических элит. А придать терроризму исламское обличье в данный момент не так уж и сложно.
Комментарий востоковеда
Активизация террористической деятельности под исламскими лозунгами лишь косвенно и опосредованно связана со свойственной исламу (как и любой другой религии) критикой в отношении "иноверцев". И было бы ошибкой считать ее проявлением некоей "исконной агрессивности" ислама, поскольку на протяжении всей своей истории исламский мир в политическом отношении демонстрировал в целом не меньше прагматизма и реализма, нежели Запад. Следует отметить, что за последние триста лет мусульмане первыми ни разу не атаковали территории так называемых "христианских" (западных) государств, а сами при этом практически перманентно становились объектами колониальной и неоколониальной агрессии. Да и само клише "исламский терроризм" - сравнительно молодо, оно было пущено в оборот западными СМИ лишь в начале 90-х годов прошлого века.
Феномен "исламского терроризма" является одним из проявлений общего кризиса мировой системы, обострившегося после крушения биполярного мира и краха мирового коммунизма. Участие радикальных "исламистских" организаций в этом кризисе вызвано, прежде всего, внешними вторжениями вооруженных сил мировых держав (США и СССР) на территорию исламского мира в постколониальную эпоху. Начало указанному процессу было положено советским вторжением в Афганистан в 1979 году и вводом американских войск в Ливан в 1982 году. Спустя десять лет американские войска были размещены на Аравийском полуострове (колыбели ислама) для действий против Ирака. Война в Афганистане привела к гибели миллионов мусульман, превращению этой страны в обезлюдевшую полупустыню, способствовала созданию мощной индустрии производства наркотиков и формированию (не без помощи ЦРУ) первых международных исламистских "сетевых" структур, включая пресловутую "Аль-Каиду". Американская "Буря в пустыне", последующие бомбардировки Ирака и, наконец, прошлогоднее вторжение привели к гибели десятков тысяч иракцев и уничтожению иракского государства. Шокирующее воздействие этих событий на массовое общественное сознание в мусульманском мире порождало чувство беззащитности перед Западом и ненависти к агрессорам. На этой почве радикальный "исламизм" вербовал немало новых сторонников, не видевших для себя иной возможности борьбы, кроме террора. Помимо чувства страха и решимости отомстить Западу за испытанные унижения, радикальный "исламизм" в последние десятилетия подпитывался также и благодаря еще одному обстоятельству. Речь идет об информационой "глобализации", выразившейся для исламского мира в активном проникновении западных ценностей и идей через Интернет и мировые спутниковые телеканалы. Многие мусульмане не без оснований расценивали этот процесс как еще одну форму иностранной интервенции - идеологическое наступление "безбожного Запада" против ислама, что опять же усиливало в их сознании стремление к сохранению собственной цивилизационной идентичности и противостояние внешним вызовам. Террористические действия под прикрытием исламских лозунгов стали для многих радикальных идеологов единственной возможностью сплотить ряды своих сторонников и реализовать личные честолюбивые амбиции в надежде на достижение главной цели - свержение "проамериканских" режимов в мусульманских странах и приход к власти.
Достаточно обоснованно и мнение о том, что агрессия Запада против исламского мира вызвана не только необходимостью контроля над зонами добычи нефти, но и стремлением "глобалистов" уничтожить главное идеологическое препятствие на пути "общества потребления", каковым, бесспорно, на сегодняшний день является ислам. Главная опасность ситуации состоит в том, что как сам терроризм, так и борьба с ним могут стать своего рода "реактивными" процессами, вовлекающими в свою орбиту все большее число людей. Для России в этой связи особую опасность представляют попытки дискредитировать ислам и мусульман как таковых, представить эту мировую религию в виде чего-то чуждого и враждебного нашей стране. Есть основания полагать, что серия громких терактов, совершенных в последние годы на территории РФ, спланированы и совершены спецслужбами государств, заинтересованных в придании российской внутренней и внешней политике антиисламской направленности, что неминуемо привело бы к ослаблению России. Между тем, с идеологической точки зрения, наиболее эффективным средством борьбы с "исламским терроризмом" для нашей страны является как раз укрепление сотрудничества России с мусульманскими странами и авторитетными организациями (в том числе ОИК), а также активная и целенаправленная разъяснительная работа на всех уровнях, призванная подчеркнуть миролюбивую сущность ислама, его терпимость и уважение к другим религиям, неисламскую природу терроризма как такового.
№42 за 1-7.12.2004
|