А.Дрозд -Культура Узбекистана: богатая падчерица или бедная невеста? 11:13 14.12.2004
Культура Узбекистана: богатая падчерица или бедная невеста?
Аркадий ДРОЗД
Наблюдая на экране УзТВ за дебатирующими лидерами политпартий, захотелось сесть и изложить окружающим свое мнение. Тем более, что речь шла о культуре. Правыми на дебатах, как и ожидалось, были активисты Либерально-демократичнской партии Узбекистана (УзЛиДеП), а умнее всех солидных мужчин оказалась примкнувшая к стану либерал-демократов певица Насиба Абдуллаева.
Не стану утомлять интернет-читателя пространными рассуждениями. Тема культуры, согласитесь, - безразмерная. Позвольте только привести несколько впечатляющих цифр, показать несовпадение этих цифр с установками дискутантов УзТВ и, наконец, представить несколько собственных доводов.
… Последние отечественные фильмы "Испытания любви", "Заказная любовь" и другие, как оказалось, сумели собрать кассу, которой хвалились даже в достопочтенные советские времена. В 2003 г. отечественные кинотеатры посетило 1,7 млн. зрителей. Из 219 кинотеатров полностью приватизированы 214.
37 театров за последние 10 месяцев показали около 6 тыс. спектаклей. Их посетило те же 1,7 млн. зрителей. Ряд спектаклей ("Чимилдик" и другие) уже 2-3 года собирают огромную кассу. Продолжает жить интеллектуальная гордость нации – театр-студия "Ильхом".
Во введении государства находятся 5,7 тысяч библиотек. Фонды библиотек переводятся в электронные каталоги. Другая гордость нации – "Туркестанский сборник" - приобрела недавно электронную версию. Постепенно преодолено уродство начала 90-х гг., когда из фондов изымались иностранные книги.
Все обозначенное выше – актив. Мы в целом научились лелеять культуру, исходя из рыночных ценностей. В сознание обывателя постепенно внедрилась мысль, что за все сотворенное творческим работником, надо, простите, платить – так же, как платим мы сантехнику, сварщику, столяру…
Есть, однако, в нашей теме и пассив – результаты препятствий остаточного, планово-распределительного характера. Среди этих результатов – непопулярные фильмы, пустые театральные залы, пессимистически настроенные библиотекари. Постоянные стоны и жалобы работников культуры на бедственное положение.
Что сделать – хотя бы дополнительно к тому, что уже сделано?
Мы, после пятничных теледебатов, поговорили с известными деятелями культуры, обратились за помощью к знакомым итальянским, польским и российским экспертам - с просьбой поделиться мнениями на тему "Культура и рынок" и свели услышанное к следующему.
Нужно, посоветовали нам, отказаться от жестких идейных установок, восходящих не то к этнической идее, не то к сверхзадаче существования этноса. Проще говоря, нормальной культуре "крепкая" идеология нужна так же, как здоровому человеку гиря на ногах.
Нужно также четко представить, что именно в отечественной культуре нами должно быть преодолено (тоталитаризм, но не прошлое)? что конкретно этому мешает (тупость, но не интеллигентность)? и с кем идет конкуренция (с современными странами, но не со средневековыми монархиями)?
Нужно лишить министерство культуры и спорта (которое интеллигенты называют "министерством скрипки и гантели", а другие – "минкультуризмом") каких-либо распределительных функций, усилить в этом органе "мозги" вместо "кулаков".
Нужно отказаться от назойливого, как мясо в зубах, обращения к менталитету, разобраться, наконец, чем он является - спасительным феноменом или опасным диагнозом. И тогда, когда определимся, - повесить на входной двери Минкультспорта желанно-необходимый лозунг "Пусть расцветают сто цветов!".
Немецкий эксперт Карл Ремарк в разговоре с нами образно заметил: "современная узбекистанская культура никак не хочет замуж. Ей предлагают достойного супруга – свободолюбивого капиталиста, нового узбека, нажившего богатство честным трудом. Она не хочет, почему-то ссылаясь на фамильные драгоценности и огромные апартаменты".
Да, в нашем доме духовности не все в порядке. Много жалоб на нехватку средств, много лени. А нам хочется так, как хотя бы в Польше. Хотя в Польше культура победила бескультурье беспощадной привязанностью к рынку и, как следствие, - демократией, плюрализмом вкусов, мнений, оценок.
09.12.2004
|