РосВести - Гимны стран Содружества предсказывают судьбу? 03:27 23.12.2004
Главная песня страны. Гимны Содружества предсказывают судьбу?
Никита НИКОЛАЕВ
Тексты "самой важной песни" государств постсоветского пространства, входящих в СНГ, позволяют судить о многих особенностях развития этих стран не только в настоящем, но и будущем. Именно поэтому столь внимательно относятся аналитики ко всему, что происходит с гимнами, гербами и другими официальными символами государственности новосозданных стран Содружества.
Рассуждения об эволюции общественно-политического развития государств на постсоветском пространстве часто затрагивают проблему их перехода от постсоветского этапа к новому, который уже мало связан с наследием СССР. Формирование гражданского общества, становление демократических институтов, создание открытой экономики - все это лишь элементы подобной трансформации. Но мало кто задумывается над тем, а какими видят себя сами эти народы и в какой стране, по их мнению, они живут? Не менее значимым является и другой вопрос: какой исторический опыт до сих пор влияет на сознание людей? Ничто так не отражает сути страны и характер ее граждан, как "главная песня" - государственный гимн. Не исключено, что, обратив внимание на него, будет легче прогнозировать и будущее. Примечательно, что существующее универсальное правило композиционного составления гимнов присуще и для государств постсоветского пространства. Практически все они включают несколько смысловых блоков, каждый из которых может выступать в роли доминирующего, нередко "подавляя" другие и делая их своего рода обрамлением для себя. Главными композиционными элементами государственного гимна всегда являются обращение к стране, упоминание о народе, живущем в ней, создание исторически обусловленного фона как в прошлом, так и "вечном будущем", в котором будет существовать страна. Удивительно, но факт - уже в первых куплетах большинства гимнов стран СНГ акцент делается на трагический характер истории народов, их борьбу и даже выживание. Так, в частности, в азербайджанском варианте этой темы говорится: "Тысячи нас, павших в бою,// Защищавших землю свою". В армянском гимне это выглядит следующим образом: "Повсюду смерть одна,//Человек умирает только раз, //Но блажен тот, кто погибает //За свободу своего народа". Казахский "аналог" также звучит весьма грустно: "Мы - народ доблестный, дети чести,//На пути к свободе жертвовали всем.//Из тисков-испытаний судьбы, из адских огней//Вышли победителями, мы уцелели..." В белорусском гимне тема борьбы и жизни народа интерпретируется не менее однозначно: "В битвах за волю, в битвах за долю// Мы обретали знамя победы!" Не менее драматично эта тема озвучена в государственном гимне Украины, в первых куплетах которого заявляется: " Нет, не погибла слава и воля Украйны// Улыбнется нам еще, братья-молодцы, судьба// Сгинут наши вороги, как роса на солнце//Будем мы еще хозяевами собственной земли". Практически во всех этих "главных песнях" тема жертвенности и, в конечном счете, достижения свободы, так или иначе, объединяется с другой: фактически возвращением бывшей некогда у народов воли.
Примечательным на этом фоне становится и образ страны, ее народа, который официально "запротоколирован" в словах государственного гимна. Весьма красноречиво этот аспект так называемой национальной идеи освещен в словах туркменского гимна: "Великое создание Туркменбаши,//Держава родная, суверенный край,//Туркменистан - светоч и песня души,//Во веки веков ты живи, процветай!" Азербайджанский вариант выглядит более романтично: "Азербайджан! Азербайджан!// О колыбель святая славных сынов!// Нет земли милей Отчизны,// Нет ее родней". В белорусском гимне в самой первой строфе утверждается: "Мы, белорусы, мирные люди". Для армян важны, судя по национальному гимну, не только свободная и независимая Родина, но и объединение всех представителей нации именно внутри нее: "Родина наша, свободная, независимая,//Что веками жила//Своих сынов ныне созывает//В свободную, независимую Армению". Образ страны, интерпретируемый с географических позиций, оказался наименее востребован в СНГ. Лишь в украинском гимне пунктирно обозначаются главные топонимические "ориентиры" страны: Дон и его степи, Черное море, Днепр и Карпаты, а в "главной песне" Кыргызстана воспеваются "высокие горы, долины, поля" и лишь упоминаются предгорья Алатау. Весьма примечательно, что в гимне Казахстана слова "Мы - народ доблестный, дети чести" соседствуют с утверждением "казахская степь - любимая Родина". Подчеркивание географических особенностей в данном случае должно способствовать формированию и соответствующего образа народа, который на протяжении веков жил на степных просторах. Для него оказался важным так называемый пространственный фактор, который связан с борьбой за свободу. Совершенно по-иному к этой теме подошли в Молдове, где после недолгого использования в результате обретения независимости государственного гимна Румынии ("Вставай, румын!") был принят новый гимн - "Наш язык". Ода языку в данном случае имеет весьма символичное значение: для Молдовы, близкой к Румынии в силу исторических и этнических факторов, было важно "найти себя", но не потерять свою идентичность. Именно поэтому образ страны и его народа оказался воплощен в его языке. Пожалуй, это единственный случай, когда в "главной песне" нет ни названия страны, ни каких-либо точных географических названий, но зато есть объединяющее всю нацию начало: язык, на котором она говорит. Однако при всех различиях "главных песен" в Содружестве есть у них и очень много схожего. Грустный лейтмотив "борьбы за существование" большинства из них, несмотря на оптимистические рефрены, лишь подчеркивает трагизм происходившего в их истории. Но способен ли он стать, как говорили раньше, "жизнеутверждающим императивом" на будущее? Вопрос не только культурологический, но и общественно значимый, политический. Почему в текстах гимнов, коль скоро идет речь о борьбе, нет слов о тирании, "цепях рабства" или чем-то подобном, что можно встретить в гимнах стран Европы и Латинской Америки, народы которых строили свою государственность не в типичных условиях? Обусловлено ли это тем, что освобождение свалилось в 1991 году на бывшие республики СССР неожиданно без войн, революций и серьезных потрясений и воспевать революционный порыв было просто неуместно? Не исключено. Но в любом случае, "главная песня" страны дает материал для многих серьезных размышлений по широкому кругу отнюдь не музыкальных и поэтических проблем.
№49 за 22-29.12.2004
|