Хазим Балави: Как богоизбранный народ строит царство демократии. Сравнение США и Израиля 00:01 26.12.2004
Несколько слов о поддержке "Израиля" Соединенными Штатами
Д-р Хазим Балави газета "аль-Ахрам", 19.12.2004
Возможно, именно Великобритания более всего способствовала превращению сионизма из простой идеи в идеологию политического движения. В 1917 году появилась Декларация британского Министра иностранных дел Бальфура, признававшая право иудеев на создание "национального очага" в Палестине. Россия и некоторые другие страны бывшего соцлагеря, в первую очередь, Польша и Украина, населили "Израиль" иммигрантами. Однако нет никакого сомнения в том, что именно Соединенные Штаты создали это государство и поклялись его защищать. Это произошло в 1947 году, когда президент Трумэн, вопреки мнению своих советников из Госдепартамента и Пентагона, признал создание государства "Израиль". В пользу этой точки зрения говорит позиция США в дальнейшем, особенно, после 1967 года. Соединенные Штаты стали стратегическим союзником сионистского образования, гарантом его сохранности и превосходства над всеми соседями. Людей за пределами Соединенных Штатов давно мучает один вопрос: почему США безусловно поддерживают "Израиль" во всех вопросах и при любых обстоятельствах, имея огромные интересы в арабских странах?
Говорят, что большую роль в США играет сионистское лобби. Оно обладает большим влиянием на принятие решений, на исход выборов на местном уровне, в Конгресс, а также на результат выборов президента страны. Сионистские интересы оказывают влияние и на средства массовой информации, а, следовательно, и на формирование общественного мнения. Они присутствуют в финансовой сфере и в банковской системе. А ведь всем известно, как деньги влияют на поведение людей и целых организаций! В последнее время представители ряда консервативных религиозных направлений – от протестантов до христианских сионистов – вспомнили старые обещания и заговорили о том, что возвращение иудеев в Палестину – это божий завет, исполнение которого предваряет второе пришествие Христа.
У меня нет никакого сомнения в том, что все вышеприведенные объяснения верны. Они частично объясняют, почему США оказывают почти ничем не ограниченную помощь "Израилю". Тем не менее, несмотря на всю важность перечисленных факторов, их недостаточно для объяснения беспрецедентной поддержки "Израиля" Соединенными Штатами. Некоторые факты истории их собственной страны заставляют простых американцев сочувствовать "израильтянам". Цель этой статьи – не оправдание американской позиции, а лишь ее объяснение.
Как такой многочисленный народ, как народ Соединенных Штатов, мог стать на службу интересам "Израиля", которые часто идут в разрез с его собственными? Тем более что иногда это противоречит принципам, в которые верят американцы. Недостаточно сказать, что этот народ лишен самостоятельности. Им руководят интересы еврейского народа или некие религиозные доктрины. Но должен быть и какой-то более весомый аргумент, связывающий простых американцев с государством "Израиль". Нам следует это принять, независимо от того, нравится нам это или нет. Только таким образом можно понять, как следует относиться к окружающим. Опыт "израильтян", особенно в том, что касается строительства поселений, простым американцам напоминает 17-18 вв. в самой Америке, когда предки нынешних граждан США прибыли на Землю обетованную для того, чтобы построить Город на холме.
Можно по-разному воспринимать историю Америки. Это и история противостояния колониальных держав – сначала Испании и Португалии, затем Англии и Голландии, Англии и Франции. Но это также и история торговли – табаком, хлопком, сахаром. Это и история авантюристов, пускавшихся на поиски богатства. Однако складывается впечатление, что для большинства американцев история их страны – это прежде всего первая в летописи человечества попытка построить новое общество, основанное на добродетели, справедливости и равенстве.
В сознании простого американца историю его страны символизирует корабль "Мейфлауэр", на котором в Америку в 1620 году прибыли первые поселенцы, и данная ими клятва построить новое общество. Это история сбывшихся чаяний. В этом смысле образование Соединенных штатов – это сбывшаяся мечта англосаксов-пуритан, которые хотели избавиться от черт старого европейского общества и сформировать новое общество. Оно должно было базироваться на праве личности свободно мыслить, создавать организации, свободно распоряжаться самим собой. Новое свободное общество – это не просто политическое объединение. Оно было создано свыше. Переселенцы считали себя богоизбранным народом. А потому – то, что они делали на американской земле, было не создание нового государства, а строительство нового Иерусалима. В новом обществе главными ценностями были труд и успех. Когда они столкнулись с особенностями местного климата и ландшафта – холодом, студеными зимами, непроходимыми лесами, им пришлось продемонстрировать свою способность к труду. Правда, когда переселенцы столкнулись с коренным населением Америки – индейцами, перед ними встала другая проблема – этическая: как строить отношения с местными жителями? Следует ли относиться к ним как к людям, обладающими всеми человеческими правами и обязанностями, или понятие "человек" на них не распространяется, а, значит, не распространяется и действие договоренностей, достигнутых между переселенцами? Тогда возобладало мнение, согласно которому местные жители не достигли еще соответствующего уровня развития, а, следовательно, не имеют никаких прав.
Вновь прибывшие обращались с индейцами со всей жестокостью, не испытывая при этом никаких угрызений совести. Их считали "нелюдями", а потому допускали в отношениях с ними любые приемы, включая унижения и прямой обман. Добродетель была хороша в обращении с людьми, с белыми людьми, а еще лучше – с англосаксами! С остальными все дозволено. Причем большая часть подобных оправданий звучала из уст служителей культа. Молодое общество добивается успеха, реализуя тем самым американскую мечту. Расширяются поселения, люди продвигаются дальше на запад и на юг. Получает подтверждение тезис о том, что успех надо постоянно развивать. Завоевав в 1776 году независимость, Соединенные Штаты стали первым в мире государством без границ. В следующем веке это повлекло дальнейшее расширение территории страны за счет присоединения земель на юге и на западе, а также на крайнем севере (Аляска).
Такой вкратце представляется американская история рядовому гражданину. Соединенные Штаты создали поселенцы, прибывшие на эту землю с намерением осуществить божественные заветы на земле. На этой земле обетованной богоизбранный народ построил царство свободы, демократии и равенства. Труд был признан истинной ценностью. Что касается коренных жителей, то у переселенцев возникли сомнения относительно их принадлежности к роду человеческому. Ничего страшного в жестоком обращении с ними или даже в их полном истреблении нет, поскольку индейцы являются препятствием на пути прогресса.
Если американская история предстает в таком свете в сознании простого гражданина, то какова должна быть его позиция относительно событий в Палестине? Дело в том, что иммигранты из Польши, России и Германии хотят сделать своей родиной чужую землю. Они якобы осуществляют завет божий, возвращаясь в Землю Обетованную. Обращают на себя внимание термины, которые они используют – возникает ощущение повторения американской истории. "А что? Разве наши предки не делали то же самое? Разве это было ошибкой? И откуда сомнения в законности нашего присутствия здесь? Это был призыв божий. Образование Соединенных Штатов, обладающих огромной материальной и духовной силой, было главным успехом в истории человечества". Так размышляет простой американец.
Что же дальше? Переселенцы строят поселения на чужой земле. А что в этом страшного, – спрашивают они, - разве не делали то же самое наши отцы и деды? Мы должны жалеть о том, что построили Нью-Йорк, Бостон, Чикаго? Или мы должны были предпочесть деревни и лачуги индейцев? Взгляните на любое еврейское поселение и сравните его с расположенной по соседству арабской деревней. Улицы поселения чисты, дома выглядят привлекательно, есть детские площадки, дома престарелых; во многих поселениях есть концертный зал, почти везде – публичная библиотека. Посмотрите в другую сторону. Увидите перенаселенность, отчаяние, бедность, грязь. Это не все. С одной стороны – свобода, демократия, оппозиция. С другой – деспотия и коррупция. Конечно, никто не спрашивает о причинах этого. Достаточно и увиденного. Не обязательно докапываться до причин.
Дальше? Свобода "израильтян" ограничена. Но это не помешало им убивать палестинцев и изгонять их из домов. И ничего плохого они в этом не видят. "Разве наши отцы приглашали к участию в политической жизни индейцев, а позднее – негров из Африки? – задаются они вопросом. - И разве это помешало нам в Америке познакомиться с самым демократичным режимом, в наибольшей степени уважающим свободы?".
Дальше? "Израиль" не имеет границ и с каждым днем расширяет свои владения за счет территорий соседних государств. Соединенные Штаты еще столетие после завоевания независимости не имели определенных границ. Это помогло им присоединить Техас, часть Калифорнии, купить Луизиану и Аляску. Это часть нашей истории, и мы ее не стыдимся.
Итак, несмотря на влияние иудейского лобби, контролирующего финансовую и информационную сферы, на появление новых религиозных направлений, можно сказать, что рядовому американцу история "Израиля" напоминает историю его собственных предков. Этим и объясняется сочувствие американцев "Израилю".
Есть, правда, одно различие. Американская мечта заключается, прежде всего, в успехе. Все, что ведет к успеху – правильно и этично. Все, что не ведет к успеху, наоборот, неправильно и неэтично. Исходя из этого, можно предположить, что поддержка Соединенными Штатами "Израиля" обусловлена успехами евреев и неудачами арабов. В успехе "израильского" проекта сомневались вплоть до войны 1967 года. Только после нее скептики поверили в верность избранного курса. А потому неудивительно, что после войны 1967 года позиция США в отношении "Израиля" качественно изменилась, хотя Америка и поддерживала еврейское государство с самого первого дня его образования. Но после 6-дневной войны эта поддержка стала явной. Раньше Соединенные Штаты были связаны трехсторонним англо-франко-американским договором, запрещавшим поставлять оружие странам, находящимся в состоянии войны. В 1964 году США пришлось прибегнуть к помощи Германии, через которую в "Израиль" было поставлено оружие. Одна из причин столь резких перемен после 1967 – успех "Израиля" и сокрушительное поражение арабов в войне. Арабам не только не удалось вернуть отобранные у них земли. Война оказала пагубное воздействие на политическую и экономическую сферы жизни общества. Только успех гарантирует помощь и уважение. Неудачникам никто не помогает, даже если они правы. Помощь в этом случае может быть лишь в форме подачки. А она в политике не поможет.
Вот лишь несколько причин, заставляющих Соединенные Штаты поддерживать "Израиль". Но это попытка не оправдать, а только объяснить действия Америки. Чтоб мы не питали лишних иллюзий.
|