Отец Петр (католический священник): "Казахстан – это самый большой реликвиар мира" 10:30 26.12.2004
Казахстан – это самый большой реликвиар мира – священник Римско-Католической церкви в Астане
Астана. 25 декабря. КАЗИНФОРМ – "Выработать настоящее прозрение в людях, настоящую толерантность - очень длительный процесс. Должен быть воспитательный процесс на всех уровнях и Казахстан – единственный пример спокойствия, толерантного отношения друг к другу представителей разных конфессий. Мне импонирует, что именно в Казахстане мы наблюдали за большим событием – встречей лидеров мировых конфессий, когда мы, наконец, впервые начинаем на официальном уровне говорить о том, что нас объединяет".
С этих слов, в День католического Рождества, началась беседа корр.Казинформа со священником Римско-Католического прихода Святой Марии неустанной Божьей помощи в Астане отцом Петром, в которой были высказаны впечатления и мысли католического священнослужителя о разных аспектах современной жизни в казахстанском "миру". Стоит заметить, что беседа велась достаточно долго, и здесь приводятся лишь основные выдержки из нее.
- Сейчас многие говорят о том, что Казахстан - особый пример миролюбивого отношения между конфессиями, между этносами. В чем, по-вашему, причина этого?
- На этот вопрос можно отвечать по-разному. Если смотреть с политической точки зрения, то это разумная политика Президента, которая именно в стремлении к миру видит свою силу. Естественно, "хорошее легче делать вместе, чем в одиночку". Исходя из культурных соображений, известно, что народы Казахстана всегда были очень дружны, открыты. Многие люди оказались в этой стране в качестве переселенцев во время репрессий. И эта открытость свидетельствует о том, что шанырак Казахстана настолько велик, что может вместить такое число национальностей.
С нашей точки зрения – это земля мучеников. Земля людей, которые погибли, будучи невиновными за свои религиозные убеждения. В католической церкви есть такое понятие как реликвиар, место, где оставляются мощи святых, напоминая о мужестве тех, кто жил до тебя. Казахстан – это самый большой реликвиар мира, ежедневно мы ходим по гробам, по могилам людей, которые погибли на этой большой территории мира. В том, что мы имеем сейчас, заслуга тех, кто ранее отдал свою жизнь. Понимание со стороны государства, вероисповедания – это все благодаря прошлому. Я приехал сюда не для того, чтобы кого-то учить, а наоборот - услышать то, что говорят здесь, чем эти люди живут.
С одной стороны, здесь ощущается разумная работа Президента, с другой – открытость народа и прошлое. Кто-то из философов сказал, что невозможно понять будущее, не помня о прошлом. Случай Казахстана тому свидетельство. Подтверждается это тем, что в этой стране представлены многие религиозные традиции. Я не слышал, чтобы между конфессиями возникали какие-то недоразумения.
- Какова роль католической церкви в консолидации казахстанского общества? Проводятся ли какие-то акции?
- Наша цель - научить любить друг друга, ведь любить другого человека по-настоящему – это, значит, желать ему по-настоящему добра. Показать, что человек просто держит в своей руке свечку какой-то веры и с помощью этой маленькой веры уверено может пройти трудные вещи, решить проблемы с помощью этого света, огонька веры. Я всегда повторяю, что если одну каплю воды капнуть в стакан вина, она растворится, а если добавить много капель, то вино потеряет свое качество. Так и люди… (пауза). Наша церковь не делает никаких широкомасштабных акций. Есть одна старинная притча о том, как один человек, желая сделать город чище, придумал много программ. Но не было денег и, естественно, у него не получилось с его планами. Добрые люди ему посоветовали сначала сделать уборку в своем дворе, сказав, что тогда и город будет чище. Этим же принципом руководствуемся и мы, чтобы каждый человек старался нормально жить, и тогда все общество будет чище душой и умом.
- В связи с достаточно сложной международной обстановкой и тем, что одной из традиционных религий - исламу - приписывают обвинения в экстремизме, терроризме, каково отношение католической церкви к этому вопросу?
- Я думаю, что нам не надо объяснять друг другу, что в любой войне страдают не только те, кто непосредственно участвует в военных действиях, но и обычные люди, которые не могут влиять на ход войны. Они только могут страдать. И радоваться, если данная война прекратится. И наша церковь повторяет круглосуточно, что терроризм не имеет ничего общего ни с какой религией, тем более с исламом. Потому что в основе любой религии заложено стремление человека к Богу, к миру, она не может ни одобрять, ни участвовать в любых проявлениях насилия. Это несовместимые понятия. Просто иногда люди пытаются решить какие-то проблемы, политические вопросы, прикрываясь той или иной религией, причиняя этим боль тем, которые по-настоящему являются верующими людьми. Мирное сосуществование в Казахстане представителей разных конфессий должно стать примером для других стран.
Мне кажется, что разговаривать и думать о том, что ислам – терроризм, это вообще не хорошо. Есть такой стереотип, что священник якобы не может говорить о других религиях, но я могу сказать о жизни религий в Казахстане. На уровне конфессиональном мы живем превосходно, дружески. Ислам в Казахстане так же дружески открыт для каждого человека. Я думаю, что это пример для других стран, в которых терроризм более разветвлен, допускаются любые проявления насилия. Терроризм – это совсем другое явление.
- Как Вы относитесь к переходу из одной конфессии в другую?
- Мы не занимаемся исключительно миссионерской деятельностью, у нас есть постоянная община. Наш взгляд на эту проблему немного другой, чем у других. Сейчас говорю о своих личных размышлениях. Я никогда не буду считать правильным следующие утверждения: если немец или поляк – то он должен обязательно быть католиком, казах – мусульманином, русский, белорус – непременно быть православным. Так как и в личной жизни каждый из нас, выбирая себе мужа или жену, руководствуется в этом плане чувствами, своими личными убеждениями. Мне кажется, и отношения к религии, к вере настолько личные, что в этом плане должна быть абсолютная свобода. Проблемы начинаются тогда, когда кто-то хочет из этого сделать "политический" вопрос – вот тогда начинаются трудности.
Мы сегодня ходим по улицам и не говорим, ребята если вы к нам не придете, то плохо будет с вами. "Мерседесы" в рекламе не нуждаются (Смеется). Так и в этом плане. Учитывая, что мы не занимаемся привлечением людей, не заставляем никого становиться католиком, не шантажируем - наша община стабильна. Хотя 95 процентов немецкого населения, которое было привязано к нашему приходу, уехали в Германию.
Если кто-то приходит, то я радуюсь каждому человеку, радуюсь рождению долгожданного ребенка. Ведь каждый имеет свою личную дорогу к Богу.
|