"Вароруд" - Перевоплощение безработного в феодала. Правдивая история таджикских гастарбайтеров 08:10 27.12.2004
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ БЕЗРАБОТНОГО В ФЕОДАЛЫ
Шохин Облокулов Мадина Сайфиддинова
Почти двести лет, как человечество, казалось, навсегда рассталось с рабством. Но сегодня, когда мир практически достиг высшей степени цивилизации, люди вновь вспомнили о нем. Одни в силу того, чтобы заработать на эксплуатации других легкие деньги, другие по причине того, что они не могут защитить собственные права. Особенно эта проблема становится актуальной в тех странах, где высок уровень безработицы и низок уровень жизни людей. Избежать подобной ситуации не может и Таджикистан, оказавшийся в числе беднейших стран мира.
Парвина вряд ли могла предположить, что станет рабыней человека, которого облагодетельствовала, потащила за собой в далекую Россию, нашла ему работу, помогла зарабатывать на жизнь. Несколько лет назад она, закончив очередной трудовой сезон в Подмосковье, с хорошим заработком вернулась домой в Пенджикент. Наконец, она могла уделить несколько месяцев внимания своим детям, которых оставила на попечение своих старых родителей, купить им одежду, запастись мукой, маслом, рисом и другой провизией, передать отцу несколько тысяч российских рублей, чтобы те не имели недостатка до следующего приезда. Разумеется, не могла она не поделиться и со своими соседями о хорошо оплачиваемой работе, которую она нашла у российских фермеров. Если бы знала, сколько из-за своей доверчивости и доброты придется ей пережить горя и унижения, вряд ли бы она стала рассказывать о своих успехах…
В марте 2003 года она в очередной раз отправилась в Россию, но не одна. Взяла с собой соседского сына Кадыра - молодого безработного, о трудоустройстве которого попросила подруга, проживавшая через двор. Подумала: "Будет помощником. Как никак есть дела, которые должны выполнять мужчины. К тому же фермеры с удовольствием возьмут мужчин. Им зачастую не хватает мужских рук".
Кадыр - молодой человек лет 20, не в меру упитанный, высокий и здоровый - все три года после окончания средней школы только и знал, как шастать по улице целыми днями, и вообще не помогал родителям по хозяйству. Даже летом, в разгар сельскохозяйственных работ, когда необходимо было заняться сбором фруктов и овощей, от него было мало толка. О его плохой репутации соседи знали и предупреждали Парвину отказаться от идеи работать с ним в единой компании, однако настойчивые просьбы подруги она не в силах была отклонить. Думала, что ее высокий авторитет поможет наставить молодого человека на путь истины.
По прибытии в Подмосковье Парвина сразу отправилась к знакомому фермеру Михаилу, занимавшемуся животноводством. К тому времени у Михаила работали еще несколько человек из Узбекистана и Таджикистана. Были среди мигрантов и женщины. Парвина устроила парня в доме, где жили земляки. Сама поодаль сняла квартиру. Она доила коров, а Кадыр отвечал за уборку территории фермы, кормление животных. Молодой человек все делал неохотно и неаккуратно. Дабы не вызвать неудовольствие хозяина, чаще всего ей приходилось выполнять обязанности своего протеже. Более того, незаметно она стала попадать по влияние юноши, который сперва просил стирать его одежду, а спустя время просто беззастенчиво приносил к ней домой и бросал, будто Парвина была чем-то обязана ему. Освоившись в деревне, Кадыр начал частенько выпивать с местными тунеядцами.
Как-то молодой человек пришел к Парвине поздно вечером под предлогом того, чтобы забрать одежду. Он был пьян. Сперва попросил Парвину заварить чай, а потом, несмотря на неоднократные просьбы соседки идти домой, таки не ушел и завалился спать. Далее произошла трагедия. Среди ночи он забрался к ней в постель и изнасиловал ее. Разумеется, что женщина об этом не могла говорить ни землякам, ни милиции. Первым в силу того, чтобы другие не знали о ее позоре, милиции не могла сообщить, потому что все они жили и работали в деревне нелегально. Единственное, что оставалось, нужно было собрать вещи и уехать подальше и искать новую работу. Но была проблема. Она заключалась в том, что хозяин рассчитывался обычно по завершении сезона. Денег, которые он давал авансом, хватало только на пропитание и оплату квартиры.
Чем дольше Парвина оставалась в Коряково (так называли село, где они жили), тем хуже становилось ее положение. В скором времени Кадыр стал и далее применять силу: он избивал ее за то, что та отказывалась сожительствовать с ним. Но и этого было мало. Он стал отбирать ее деньги. Никакого выхода не оставалось, как сбежать. Она дождалась в конце месяца дня, когда Михаил в очередной раз ссудил своих рабочих частью их заработанных денег. Парвина не стала требовать полного расчета, чтобы не посвятить в свои планы остальных, в первую очередь, Кадыра. Рано утром в начале июня она собрала свои вещи и покинула деревню. Она не стала искать другую работу. Решила вернуться домой. Пяти тысяч имеющихся российских рублей должно было ей хватить, чтобы поездом добраться до Родины. Благо, она освоилась в России и хорошо знала, как добраться до Астрахани. По приезде домой родителям просто сказала: "Ее знакомый фермер больше не нанимает рабочих". На вопрос соседей "Где их сын?", ответила: "Присоединился к группе земляков, которые работают на стройке". По истечении года Парвина решила поделиться с нами, когда мы поинтересовались жизнью трудовых мигрантов.
"Я хочу посоветовать тем, кто выезжает в Россию. Не будьте особо доверчивыми. Постарайтесь выезжать за границу легально и жить в соответствии с законами страны пребывания. Тогда вы можете хоть как-то защитить себя. Я, боясь позора, в свое время не заявила в милицию о том, что надо мной издевались, насиловали меня, избивали, эксплуатировали. Я была настоящей рабыней. Я должна была об этом говорить. Мой пример должен послужить для других уроком…
История Парвины еще раз подтверждает, что часто жертвы насилия в Таджикистане в силу среды, из-за боязни позора, мести в отношении их близких отказываются от жалоб против насильников, мошенников, которые их используют с целью сексуальной эксплуатации, воздерживаются от сотрудничества с правоохранительными органами.
В некоторых случаях они воздерживаются от подачи жалоб из страха быть привлеченной к ответственности, поскольку предоставляли сексуальные услуги, боятся эксплуататоров из-за того, что существует вероятность подкупа ими следственного органа. До тех пор, пока в самом обществе не изменится отношение к людям, попавшим в подобную ситуацию, и не будут выработаны механизмы для их защиты, нет гарантии, что список жертв не будет регулярно расти. И в результате феодальное рабство может длиться бесконечно.
газета "Вароруд" №49(137), от 22 декабря 2004г
|