М.Сайфиддинова - "Среди вербовщиков таджикистанских девушек в проститутки есть и должностные лица" 09:53 27.12.2004
ВЕРБОВЩИЦА
Мадина САЙФИДДИНОВА
Правоохранительными органами города Худжанда по подозрению в вербовке девушек для сексуальной эксплуатации обвиняется гражданка Н.Д. По оперативным данным на счету Н.Д., имя которой в интересах следствия не называется, много жертв. На сегодня милиции удалось выявить двух жертв, но правоохранительные органы уверены, что пострадавших намного больше, только многие из них находятся в Эмиратах. Вербовщица действовала по заранее отработанной схеме. Отбирала девушек из малоимущих семей, которые готовы браться за любую высокооплачиваемую работу. По данным ОВД города Худжанда, обвиняемая вместе с пособниками в Объединенных Арабских Эмиратах безо всяких проблем оформляла "клиенткам" загранпаспорта и визы. За свои услуги она требовала с каждой девушки от пяти и более тысяч долларов США по прибытию в Эмираты, где девушки отрабатывали ей эти деньги. Н. Д. инкриминируется статья 132 (вербовка с целью сексуальной и иной эксплуатации). Дело находится на следственном этапе и, когда будет передано в суд, пока не известно.
"Это уже восьмой подобный случай в этом году, но их было бы намного больше, если бы жертвы не были запуганы вербовщиками" - говорит сотрудник следственного отделения ОВД города Худжанда, который не называет своего имени ввиду своей профессиональной деятельности. Административный центр северного региона Таджикистана - Худжанд является местом совершения наибольшего количества преступлений связанных с трафиком женщин, утверждают правоохранительные органы. Так как именно здесь находятся все соответствующие агентства по оформлению виз и заграничных паспортов.
Но одна внесенная поправка в статью 132 УК РТ дала больше возможностей правоохранительным органам в раскрываемости этой категории преступлений.
Именно эта поправка позволила устранить препятствия силовым структурам для поимки торговцев людьми. В Уголовном Кодексе от 1998 года статья 132 расшифровывалась как "вербовка людей с целью сексуальной или иных форм эксплуатации путем обмана". Это обстоятельство было на руку вербовщикам, которые запугивали жертв, и те боялись давать показания о том, что были в Эмиратах под принуждением. С 17 мая этого года сочетание "путем обмана" исключили.
"Раньше было очень трудно, потому что мы не могли осудить подозреваемых из-за того, что девушки утверждали, будто бы едут по собственному желанию, и их никто не принуждал. Теперь даже если потерпевшая скажет, что поехала по собственной воле, вербовщик все равно будет привлечен к уголовной ответственности, хотя и со смягчающими обстоятельствами", - говорит помощник прокурора города Худжанда, юрист второго класса Гулчехра Гоибназарова.
В конце сентября месяца этого года в городском суде был вынесен приговор в отношении троих вербовщиц именно по внесенным поправкам в статью 132 УК РТ. Осужденные в течение одного года занимались вербовкой женщин из малоимущих семей с целью сексуальной эксплуатации в ОАЭ. Согласно данным судебного дела, большинство жертв, проходящих по этому делу, а их было около 10, переправлялись в Эмираты через соседнюю республику Кыргызстан, город Ош. По этому делу двое приговоренных - шестидесятисемилетняя Назокат Сатарова и сорокачетырехлетняя Матлюба Мирзоева - были осуждены на три и два года условно. А сорокавосьмилетняя Шаходат Бойматова была заключена в исправительную колонию сроком на два года и два месяца. Несмотря на все действия неправительственных и государственных организаций, по мнению правоохранительных органов северного региона Таджикистана, пока им не удается выявлять все правонарушения этой категории.
"Может быть, правоохранительные структуры на сегодня выявляют из 1000 один случай. Над этим надо еще очень много работать, но и это уже сдвиг", - говорит Абдуманон Зоидов старший помощник прокурора города Худжанда, советник юстиции третьего класса.
Основными факторами развития этого вида преступлений является низкое социальное обеспечение в стране, беспрепятственная выдача загранпаспортов, а также некоординированные действия между силовыми структурами РТ и РК и ОАЭ.
Согласно законодательству РТ, каждый человек, достигший совершеннолетия, имеет право получить документы, удостоверяющие его личность. Министерство внутренних дел не вправе отказывать в выдаче загранпаспортов любому гражданину по достижению определенного возраста, несмотря на цели его применения.
"Мы не можем определить по человеку его намерения. На его лице не написано, что он преступник", - сказал в интервью начальник отделения виз и регистрации и паспортной работы УВД Согдийской области, подполковник милиции Музаффар Алиджанов.
По данным правоохранительных органов Согдийской области, основным путем переправки жертв в ОАЭ из Худжанда является город Ош, так как местные воздушные и наземные виды транспорта усилили контроль над таким правонарушением. А безвизовый режим Республики Кыргызстан является наиболее удобным вариантом для вербовщиков.
"Жаль, что нет координации между правоохранительными органами двух стран РТ и РК. Если бы она была, то можно было бы предупредить большинство из преступлений связанных с трафиком людей", - говорит помощник прокурора города Худжанда, юрист второго класса Гулчехра Гоибназарова.
В ходе следствия правоохранительные органы выяснили, что визы для жертв трафика изготавливаются в Эмиратах, где вербовщики имеют договоренность со специальными фирмами по изготовлению виз. По словам руководителя одной из туристических фирм города Худжанда, многие фирмы Таджикистана на сегодняшний день не выдают односторонних виз, поскольку это грозит гражданам стать жертвами трафика. Коррумпированность руководителей организаторов трафика вынуждает некоторых жертв трафика воздержаться от показаний. Они бояться не только того, что вербовщики не будут наказаны, но и того, что сами будут преследоватся вербовщиками. И общество узнает о них.
"Среди вербовщиков замешены и должностные лица. Это легкий способ заработать деньги", - говорит Абдуманон Зоидов, старший помощник прокурора города Худжанда, советник юстиции третьего класса. Страх быть изгоем и боязнь преследований со стороны вербовщиков вынуждает женщин замыкаться в себе и не предпринимать каких-либо мер для наказания виновных.
"Мне пришлось пройти через многие испытания, в том числе, и через издевательства и унижения со стороны моих "хозяев", но я не могу поделиться этим с кем-то. Я знаю, что меня будут преследовать, и мое будущее может превратиться в ад", - говорит одна из жертв трафика Нозанин (имя изменено по ее просьбе). В начале года ей удалось сбежать из "плена" из Дубая (ОАЭ).
Судебное разбирательство таких категорий дел проходит за закрытыми дверями, дабы не нанести моральный ущерб участникам трафика. При даче показаний анонимность и конфиденциальность жертвам гарантируется. Несмотря на все принимаемые правоохранительными структурами и государством методы, вербовщики умудряются находить все более изощренные методы торговли людьми. "Сеть расширилась, и девушек привлекают не только из Худжанда, но и из других районов Согдийской области", - говорит оперативный работник ОВД города Худжанда.
P.S. По статистическим данным правоохранительных органов, с 2002 по 2003 год в РТ из ОАЭ было депортировано около 160 женщин, которые занимались проституцией.
Трафик - это вербовка и незаконный вывоз людей с целью трудовой или сексуальной эксплуатации. Для многих согдийцев слово "трафик" практически ни о чем не говорит. Люди искренне удивляются, услышав о насилии, совершенном в отношении их земляков где-то на чужбине. Чкаловск
1. Хайриниссо: У меня нет денег для того, чтобы поехать на заработки. Но если бы мне оплатили все мои расходы, я бы подумала о том, чтобы уехать и подзаработать денег. Сейчас у меня маленькие дети, которые требуют ухода. О трафике я не слышала.
2. Ольга Шевцова: Я много слышала о том, что людей, выехавших за пределы своей страны, продают в рабство. Моим знакомым приходилось сталкиваться с этим явлением. На заработки ехать боязно. Можно, но лишь в том случае, если быть полностью уверенными в успешности задуманного. В первую очередь я должна хорошо знать людей, которые предлагают мне работу.
Кайраккум
1. Иззатой Ходжиева -медицинский работник поликлиники города Кайраккума. Я не хочу ехать на заработки, потому что у меня востребованная профессия - я медик. Много слышала об эксплуатации людей в РФ. В частности, мои сыновья тоже ездят в Россию и рассказывают очень много случаев, когда гастарбайтерам не выплачивают заработанных денег. Народ мучают, обманывают, не дают им денег. Я считаю, что в Таджикистане тоже можно заработать большие деньги, потому что наша страна развивается.
2. Зебо Холикова (6 класс): Если мне пообещают хорошие деньги, то я поеду. О трафике я ничего не знаю, но когда вырасту, то обязательно поеду зарабатывать деньги.
Бободжонгафуровский район
1. Малика - если мне предложат большие деньги, я поеду на заработки. К сожалению, я ничего не знаю о трафике.
2. Наргис - не знаю, все будет зависеть от обстоятельств. Нужны мне будут в этот момент деньги или нет. Ничего не слышала о продаже людей и трафике.
Из 14 опрошенных респондентов на улицах трех городов, расположенных по соседству с Худжандом, три женщины ответили, что согласны поехать за границу на заработки. Три женщины выразили сомнения на этот счет. Остальные наотрез отказались, мотивируя это тем, что здесь имеют постоянный источник дохода, или же выразили свое негативное отношение к трафику. Шестеро женщин знают о том, что такое трафик, восемь никогда не слышали об этом явлении. Возраст опрошенных - от 12 до 50 лет.
газета "Вароруд" №49(137), от 22 декабря 2004г
|