"Вароруд" - Вперед... в Средневековье. Есть ли права у таджикских мардикоров? 01:18 28.12.2004
ЕСТЬ ЛИ ПРАВА У МАРДИКОРОВ?
Неъматулло МИРСАИДОВ Тилав РАСУЛ-ЗАДЕ
Мардикорами издревле в Ферганской долине называли тех, кто нанимался на работу. Обычно это были люди, которые не имели занятия. У крестьянина, который влезал в долги и терял землю, иного выхода не оставалось, как выполнять сдельную работу. Эта работа могла быть по объему и времени выполнения большой и маленькой. В зависимости от этого работодатель мог нанимать безработных на час, день, месяц или на более продолжительное время. Поскольку женщины на Востоке не работали, понятие мардикор относилось исключительно к мужчинам. И само слово в переводе с таджикского языка означает "мужская работа". Устаревшее слово в последние годы вновь вошло в активный словарный запас таджиков и узбеков. Объяснение простое - появилась новая категория людей - безработные, которых во времена Советского Союза не было. Сказать, что мардикоры лет сто-двести назад были защищены в правовом отношении, было бы неправдой. Трудовые отношения, неоформленные законодательно и сложившиеся только на доверии между рабочим и работодателем, всегда оставляли лазейку для обмана, манипуляции и нередко приводили к рабству. Именно это обстоятельство вынудило власти Согдийской области принять меры по защите прав наемных рабочих путем создания рынка наемного труда, который в определенной степени находится под контролем. Но далее выделения места сбора, к сожалению, не пошли. Потому можно сказать, положение практически не изменилось.
Ежедневно около 150-200 рабочих собирается на созданном на правобережье города Худжанда рынке мардикоров, расположившемся недалеко от района одного из самых оживленных мест города, называемом "Джумабозор". Среди рабочих можно найти людей с рабочими профессиями, вчерашних школьников, учителей и врачей, потерявших работу в результате сокращения производства инженеров и других специалистов, ранее трудившихся на промышленных предприятиях. Наибольшим спросом пользуются каменщики, штукатуры, маляры, сварщики, словом, люди, имеющие строительные профессии. Люди без профессии готовы к любой черновой работе. Лишь бы заработать сегодня на хлеб насущный, далее будет видно. Закон рынка суров: цены диктуют хозяева. Все происходит оттого, что спроса на выполнение сдельной работы предостаточно. На оформление трудовых отношений письменно вряд ли пойдет работодатель.
И с этой точки зрения вряд ли кто-нибудь возьмется за создание предприятия, которое могло бы предоставлять рабочую силу и регулировать трудовые отношения на рынке наемного труда. Этим должно заниматься государство. Именно это обстоятельство является главным препятствием на пути получения рабочим хотя бы минимума социальных гарантий. Наби Абдуразиков приехал в Худжанд из Баткенской области соседнего Кыргызстана. В его кишлаке, населенном таджиками, узбеками и кыргызами, нет работы. Он слышал о том, что в соседнем Таджикистане всегда можно в качестве мардикора найти работу. Рынок "Джумабозор" он нашел быстро. Недавно приехал в Худжанд. Молодой и широкоплечий парень мог сразу привлечь внимание работодателей. В первый же день своего появления сразу его отобрал предприниматель по имени Даврон.
Прибыв на место работы, Наби понял, что еще с тремя мардикорами они должны сперва копать траншеи под основание дома, затем залить их бетоном. Даврон на месте снесенного старого дома взялся строить особняк, который не должен был уступать по величию и красоте домам известных на его улице людей. Проработали ровно 15 дней. Двое из четырех мардикоров здесь же ночевали. Хозяин неплохо кормил. Когда работы были завершены, местные ребята получили расчет. Поскольку Наби еще себе не подыскал другой работы и жилья, попросил Даврона, чтобы тот дал ему еще сутки ночевать на топчане во дворе. На следующий день Наби надеялся получить, как и другие рабочие, где-то около сорока долларов, которые в переводе на местную валюту должны были составить 120 сомони. Но Даврон произвел другой расчет. Посчитав расходы на питание и жилье, он заявил рабочему о том, что никто никому не должен. На возражения Наби, бизнесмен отреагировал спокойно: "Жалуйся, кому хочешь. Единственное, что я могу сделать для тебя, дать десять долларов на дорогу". За полгода пребывания в Худжанде Наби таки не удалось накопить деньги. Ему не оставалось ничего иного, как выехать к себе на Родину.
Совсем иначе сложилась судьба учителя средней школы одного из горных и малонаселенных районов Таджикистана Акрама Салимова. Пятидесятилетний наставник в силу того, что был немолод, оказался невостребованным на рынке труда. К тому же у него не было рабочей профессии. Акрам свое положение объяснил нам так: "Меня никто не хочет брать на работу потому, что им неудобно заставлять меня работать и предъявлять мне жесткие требования. Работодатели очень часто ссылаются на уважение к старшим. "Представьте себе, что я заставляю работать отца. Как вы на это смотрите?" - говорят они. Видимо, они правы. Хорошо, что я встретил одного из своих однокурсников, который мне дал деньги на дорогу и я теперь отправляюсь к семье". - сказал при прощании с нами Акрам Салимов.
Узнав о том, что мы журналисты, на рынке мардикоров подошел к нам молодой человек: "Ако! На одну минуту вас можно? - остановил нас на вид застенчивый мужчина, которому было не меньше лет, чем мне. Меня зовут Саъдулло, фамилия Мирзоев. Я родом из Айни. Я хочу, чтобы вы написали несколько строк о том, какая история произошла со мной, моим братом и племянником". Получив мое согласие, Саъдулло продолжил: "Мы трое целый месяц работали на полях Матчинского района. Не на хлопковых, а кукурузных плантациях. Поскольку все в основном были на сборе хлопка, кукурузу убирать было некому. Условились на том, что ежедневно нам будут платить по 7 сомони в день. Под предлогом того, что нужно оформлять документы, взяли наши паспорта и военный билет племянника. Работали от восхода до захода солнца. Порою до поздней ночи. Собирали початки и грузили в машины. По истечении месяца потребовали зарплату у нанявшего нас предпринимателя по имени Сафар. На троих он нам заплатил только 150 сомони, почти в четыре раза меньше, чем мы заработали. И отпускать нас не хотел. Мы все себя называем мусульманами и говорим, что чужое нам не надо. Как быть с тем, что среди нас есть такие поддонки? Вопрос не в том, хочу ли востребовать свои деньги. Нет на это у меня времени. Просто меня интересует то, есть ли у нас какой-то кодекс чести?" Вопрос наемного рабочего мы решили оставить без ответа. И трудно по этому поводу что-то сказать, поскольку большинство из нас вспоминает о существующем кодексе мусульман лишь при совершении молитвы. Нам проще было затронуть правовую сторону вопроса. И потому решили обратиться к юристу.
"Рассказанные вами истории лишний раз свидетельствуют об отсутствии элементарных правовых знаний у наемных рабочих, - говорит юрист-правозащитник Худжандского центра по правам человека Нодира Абдуллоева. - Главная их беда - доверчивость. Договор в устной форме не может служить документом или основанием. А это именно то, чем пользуются работодатели, среди которых немало и нечистоплотных. Чтобы иметь возможность отстаивать свои права, обязательно нужно обговорить условия и воспроизвести договор на заверенной нотариусом бумаге, скрепив его подписями сторон. Это уже документ, на основании которого можно требовать соблюдения условия соглашения".
На наш вопрос, удастся ли в ближайшем времени регулировать трудовые отношения на рынке труда, юрист ответила: "В скором времени, вряд ли, поскольку повышение правового образования населения требует длительного времени".
газета "Вароруд" №49(137), от 22 декабря 2004г
|