"DW" - Ловись, рыбка. Туркменские спецслужбы хозяйничают в России 01:11 02.01.2005
Ашхабадским чекистам в России вольготно
Виталий ВОЛКОВ
Основная задача туркменских спецслужб, действующих на территории России и ряда других государств СНГ - это насильственное возвращение на родину туркменских инакомыслящих и оппозиционеров, сумевших бежать из Туркменистана, или оказание на них давления.
Об этом корреспонденту "НВ" сообщил источник во внешнеполитическом ведомстве Туркменистана. В туркменском посольстве в Москве работает сотрудник МНБ республики, одновременно поддерживающий связь и с аппаратом президента С. Ниязова. Этот агент не находится в подчинении посла. В задачу этого сотрудника входит обеспечение жильем и прикрытием, а также управление группами туркменских чекистов, приезжающих в Россию для экстрадиции оппозиционеров и оказания на них определенных мер психического и физического воздействия.
По сведениям источника в МИД Туркменистана, одна из таких групп в декабре этого года провела захват и неофициально вывезла в Туркменистан несколько "неблагонадежных лиц", проживавших в Ставропольском крае. Такие же случаи имели место в Дагестане. При этом вывозимые лица имеют чаще всего российское гражданство, однако на этот случай туркменские чекисты предъявляют оформленные на "подопечных" туркменские паспорта и вывозят их как граждан Туркменистана. Вольготно, по словам источника, чувствуют себя сотрудники МНБ на территории Узбекистана и Белоруссии. Так, недавно из Минска в Ашхабад была этапирована туркменская семья, решившая просить политическое убежище в посольстве одной из западных стран. Источнику не известно, совершают ли сотрудники МНБ эти действия на территории других стран по согласованию с соответствующими службами этих государств, или без него.
Как говорит в интервью "НВ" бывший посол Туркменистана в Турции и Израиле, а сейчас один из лидеров оппозиции в изгнании Нурмухаммед Ханамов:
- Если говорить об активности туркменских спецслужб против инакомыслящих и их семей, можно привести много примеров. В прошлом году спецслужбами Туркменистана были организованы избиения одного из лидеров оппозиционного движения Абды Кулиева, корреспондентов радиостанции "Азатлык" Мухаммеда Бердыева и его сына Шаназара. Было доказано, что эти бесчинства были организованы туркменскими спецслужбами. Хотя официально Россия в этом не признавалась, но ряд сотрудников туркменского посольства в Москве, среди которых были и сотрудники спецслужб, были депортированы из России в августе прошлого года. Такие примеры можно привести и в этом году: повторное избиение Мухаммеда Бердыева в мае, когда он три дня пролежал без сознания у себя на квартире, и случайно был обнаружен хозяйкой дома - после этих событий он иммигрировал в Европу. Таких примеров, когда спецслужбы Туркменистана в России действуют, как у себя дома, можно привести много. Известны случаи преследования не только самих оппозиционеров и инакомыслящих, но и их семей. В качестве примера можно привести семью Бориса Шихмурадова. В этом году мне поступили сигналы о том, что под видом бизнесменов в Россию прибыли сотрудники спецслужб Туркменистана для принятия мер в отношении моей семьи. Сигналы мне поступали в ноябре. Какие меры? Угрозы, запугивания, избиения. Такие примеры можно привести не только в России. В 2002 году они отправили своих людей с поддельными паспортами в качестве туристов в Турцию, где группа из нескольких человек искала Шихмурадова и меня. Они были обнаружены и выдворены из страны. Ниязов, чтобы вести более активную борьбу против оппозиционеров и инакомыслящих, направил во все посольства сотрудников спецслужб в качестве дипломатических работников с основной задачей: выявление инакомыслящих и принятие против них определенных мер.
Нурмухаммеда Ханамова дополняет российский эксперт по Туркменистану Аркадий Дубнов:
- О том, что представители туркменских спецслужб, командированные в Москву, в течение последнего времени имели задание в лучшем случае вести слежку за туркменскими диссидентами и членами их семей, а в худшем случае готовить акции против них, вплоть до физического воздействия - это подтверждали мне представители российских спецслужб, с которыми я вынужден был связываться после угроз в мой адрес, когда официальный Ашхабад обвинил меня в сотрудничестве с теми, кто, по версии Ашхабада, готовил покушение на Туркменбаши. Впрочем, я имею и иные свидетельства того, что представители российских спецслужб предупреждали некоторых туркменских оппозиционеров, что им нужно быть осторожными. В частности, доподлинно известны факты угроз, поступавших со стороны туркменских представителей в Москве, работавших под крышей туркменского посольства, в адрес Ларисы Шихмурадовой, сестры бывшего вице-премьера Туркменистана, сейчас отбывающего в республике пожизненное заключение. И если дело не дошло до физического воздействия на нее, то ей неоднократно давали понять, что ее не оставят в покое. Это психическое воздействие, я думаю, было одной из причиной того, что она, очень быстро заболев, ушла из жизни в августе этого года.
О том, как реагируют российские органы правопорядка на обращения беженцев из Туркменистана с просьбой защитить их от агентов туркменских спецслужб, рассказывает бывший сотрудник МВД Туркменистана Максим Горячев.
- Я явился невольным участником событий 25 ноября 2002 года - псевдопокушения на С.Ниязова. Я общался лично с Иклымом Иклымовым, которого объявили главным организатором и исполнителем покушения, я попал в неприятную историю, после чего мне пришлось бежать в Россию, и потом бежать за пределы России. Через два с половиной месяца после того, как я уехал с семьей, неизвестные каким-то образом вышли на адрес, где я вынужден был оставить мать с бабушкой. Этот адрес никто не мог знать, даже мои близкие друзья. Люди заявились в четыре часа утра и попытались выйти со мной на разговор. Мать дверь не открыла. Они представились друзьями из Ашхабада. Когда она попросила назвать ее имя (мои друзья знают имя моей матери), они не смогли этого сделать. Она сделала вид, что вызывает милицию, и люди уехали. Но такие визиты продолжаются и по сей день раз в два-три месяца. После второго визита мать обратилась за помощью в местные органы милиции. После ее повторного обращения пришел участковый, который посоветовал ей, чтобы я сам позаботился о своей безопасности. Наружное наблюдение они выставить не могут, установить сигнализацию тоже по какой-то причине было невозможно. Так что по сегодняшний день это происходит. Каким образом смогли выйти люди из Ашхабада на этот адрес? Я был вынужден прописать мать с бабушкой. Эта информация может находиться только в паспортном столе российских органов. Ну а дальше можно только делать выводы. Член Совета международной правозащитной организации "Гуманитарное гражданское содействие" и член Совета президента РФ по правам человека Светлана Ганушкина говорит: - К сожалению, наши правоохранительные органы не ощутили, что Советский Союз распался и что теперь представители спецслужб иных государств - это на самом деле очень опасные люди на нашей территории. Самое яркое дело, которое касается Туркмении, это дело Гарабаева. Но, слава богу, оно окончилось благополучно. Когда здесь преследовали гражданина России и требовали его экстрадиции, Россия несмотря на то, что это был ее гражданин, произвела эту экстрадицию. Потому что приняла за подлинные и захотела принять за подлинные документы, которые на самом деле такими не были. Это было свидетельство о разводе. (Гарабаева развели задним числом в его родной Туркмении с гражданкой России, и таким образом было поставлено под вопрос его право принятия гражданства России). Но его вернули обратно в Россию.
Есть много случаев избиения граждан Туркмении на территории России. Совершенно очевидно, что это происходит по политическим причинам. И наши правоохранительные органы никогда не могут найти виновных. Что касается нашей организации, то мы работаем с людьми, которые обращаютсся просьбой о предоставлении статуса беженца или политического убежища. В абсолютном большинстве случаев они этот статус не получают. Это общая политика. Во всех миграционных службах есть соответствующее письмо от руководства федеральной миграционной службы, где сказано, что люди, которые приезжают из республик, просят предоставить политическое убежище по экономическим причинам и что во всех бывших республиках Советского Союза установился стабильный демократический режим. Видимо, в этом прямо высказанном утверждении выражается политика России по отношению к режимам стран СНГ, которые, как мы знаем, далеко не демократичные. И, в первую очередь, это Туркмения и Узбекистан.
|