И.Болджурова - Кто сделал регионализм, трайбализм и непотизм орудием управления Кыргызстаном?.. 01:56 02.01.2005
Несостоявшееся интервью Ишенкуль Болджуровой
Недавно по телефону ко мне обратился корреспондент "Вечернего Бишкека" с предложением дать интервью. Это меня и удивило, и насторожило: с какой стати семейная газета решила вдруг предоставить свои страницы представителю оппозиции? Я не проявила энтузиазма, что, по сути, означало вежливый отказ. Но корреспондент был очень настойчив: трижды звонил. В конце концов мы договорились, что он перешлет мне письменные вопросы, на которые я письменно же и отвечу. Червь сомнения все–таки точил меня, и, прежде чем передать свои ответы, я выслала корреспонденту проект джентльменского договора между нами, в котором содержались статьи, запрещающие изменение текста вопросов и моих ответов с целью искажения, а также любые недобросовестные комментарии.
После этого корреспондент "исчез". Таким образом, мои сомнения относительно "благих" намерений газеты "ВБ" подтвердились. Так как со стороны корреспондента не было предъявлено никаких условий, а такого рода вопросы, в той или иной форме, уже содержались в публикациях других правительственных газет, особенно в "Агыме", и поскольку они отражают позицию нынешней власти, то я считаю возможным опубликовать свои ответы в другой газете.
-Можете ли вы назвать себя оппозиционером?
- По большому счету, меня не волнует, как сейчас называют или обзывают меня те люди, находящиеся во власти или обслуживающие ее, те, которые еще вчера подобострастно пели мне дифирамбы, а сегодня наклеивают ярлыки "б/у", "блохи", "крысы" и т. п. Вдохновляет меня и поддерживает солидарность и доброе отношение порядочных людей: аксакалов, женщин, молодежи. А это главное. Во–вторых, в нашем, кыргызском, политическом лексиконе с подачи власть имущих оппозиция ассоциируется с чем–то негативным, деструктивным. Это не так. Наоборот, в демократическом обществе оппозиция - это та сила, которая не дает власти зарываться, преступать законы и обеспечивает прогресс общества.
- Где легче и лучше: в министрах или в оппозиции?
- Я не искала и не ищу легких путей, "лучшей" работы. Нигде не легче. Что в ректорах, что в министрах, где, не жалея здоровья и сил, работала по 12-15 часов, чтобы вернуть доверие людей к образованию, поднять его качество, обеспечить доступность к нему молодежи, не имеющей средств. Что сейчас, находясь в рядах оппозиции, в рядах порядочных людей, компетентных профессионалов в своем деле. С еще большей ответственностью вместе с товарищами осмысливаю пройденный путь, ищу действенные инструменты и методы выхода нашей страны из затянувшегося экономического и нравственного кризиса. И призываю людей не бояться, не быть равнодушными к судьбе своих детей, внуков, к судьбе нашего отечества.
- Сегодня нашлось очень много людей, посчитавших себя способными управлять страной. Что кроется за этим: стремление урвать свой кусок пирога или опьянение свободой?
- Весьма любопытна и симптоматична ваша ассоциация власти - как сообщества чиновников, "стремящихся урвать кусок пирога". Впрочем, это не ваша вина. Это беда нашей власти, которая приучила всех ассоциировать себя с алчностью, рвачеством. Что касается "опьянения свободой", то это из лексики диктаторов. Мол, слишком много свободы дали народу. Пора закрутить гайки. В нашей истории уже закручивали гайки, это мы проходили: и в 1916 году, и 1937 году, и в 1947 году, и в Кара–Бууре, и в Аксы, и в Узгене, и в Бишкеке… И сегодня военным, "чекистам", милиции Верховным главнокомандующим страны дана команда "фас"...
По этому поводу все оппозиционные движения уже опубликовали в отечественных и зарубежных СМИ свои обращения к народу и мировой демократической общественности.
Не буду повторять их содержание. А суть и смысл их в том, что оппозиция не собирается захватывать власть силовыми или иными неконституционными способами. Она лишь требует от президента как гаранта Конституции не на словах, а на деле обеспечить конституционное право граждан: свободно избирать и быть избранным.
- B оппозицию вошло много людей, однажды выпавших из государственной обоймы. Почему? Это желание доказать свою профпригодность во власти? Или обида на режим? Прозрение? Или что–то еще?
- Используя такую военную терминологию, соглашусь, что действительно "отстрелянных" патронов из обоймы государственной власти за 14 лет, наверное, наберется несколько тысяч. Большинство из них честные, высокопрофессиональные кадры. Это госсекретари, руководители администрации президента, премьер–министры, министры, губернаторы, акимы, их заместители, высшие и средние должностные лица всех ветвей власти. Прямо–таки стрельба длинными очередями из пулемета. А еще нас сравнивают с шерпами. Как известно, шерпы - это очень выносливые профессионалы, хорошо знающие горные тропы и несущие тяжелый груз альпиниста, помогая ему налегке взойти на горную вершину. Это сравнение, на мой взгляд, более подходящее. Меня волнует другое. Достаточно ли у того альпиниста благородства не поносить или не расстреливать своих шерпов, смелости и мужества самому достойно спуститься с вершины и хотя бы только этим жестом оставить добрый след в истории покорения вершины демократии?
- Почему в маленьком Кыргызстане так много альтернативных групп, стремящихся к власти? Вам это не напоминает басню про лебедя, рака и щуку?
- Есть с кого брать пример. Как раз внутренняя и внешняя политика нашего руководства соответствует упомянутой вами басне. Наша маленькая арба - Кыргызстан - разрывается между швейцарской, французской, турецкой, малайзийской, польской и другими моделями развития, входящими в моду и выходящими из моды в соответствии с ритмами поездок за рубеж нашего руководства. И почему вас смущает множественность альтернативных групп? Плюрализм, альтернативность - основа воспитания и развития демократического сознания, основа развития общества. Мы уже проходили в XX веке этап всеобщего "одобрямс" и знаем, чем это закончилось.
- Вы не скрываете, что считаете некоторых оппозиционных политиков излишне амбициозными. Почему?
- Да, амбиции есть. Плох тот солдат, который не мечтает стать маршалом. Оппозиция - живой, развивающийся институт демократии. Естественно, у нас есть разногласия по некоторым неглавным вопросам, идут дискуссии, столкновения амбиций. Но, как гласит народная мудрость, "кочевье в ходе своего движения приходит в порядок", то есть в современных терминах - самоорганизуется. И этот процесс уже начался. Я глубоко уважаю политическое мужество и мудрость генерала де Голля, который воспринимал оппозицию как не очень приятную для него лично, но уважаемую часть родной Франции, также любящую ее, но предлагающую иные пути развития своей страны. Я крайне удивлена, что А. Акаев, судя по высказыванию его дочери Бермет по телевидению, вообще не думает об оппозиции. А ведь в оппозиции к нему находится около 90 % населения страны. О ком же и о чем же тогда думает президент республики?!
- Судя по публикациям в оппозиционных СМИ, ваше "Народное движение Кыргызстана" подчеркивает южное происхождение вашего лидера. Говорят о преемственности ранее существовавшей кадровой ротации лидеров республики по принципу "северный - южный" и некой особой демократичности южных лидеров. Нужно ли это? Зачем разделять страну на две половины?
- Парадоксально, что обвинения в регионализме, трайбализме, непотизме против оппозиции выдвигают как раз те, кто эти отвратительные и опасные для целостности нашей страны явления сделал принципом и орудием своего управления страной.
- Сейчас часто говорят о том, что власть нужно обновлять. Стране нужна "свежая кровь", молодые политики. Но старую когорту сейчас пытаются потеснить их бывшие коллеги, выходцы из той же системы отнюдь не комсомольского возраста.
- Подтекст всех ваших вопросов, сформулированных, возможно, и лично вами, но точно отражающий позицию и инсинуации в наш адрес команды, которую представляет ваша газета, предельно прозрачен. Он сводится к двум шаманским заклинаниям, предназначенным для зомбирования нашего народа и мирового сообщества.
Первое: благодаря мудрому руководителю, человеку XXI века, "видящему все лучше всех и дальше всех", республика добилась впечатляющих успехов в строительстве демократического общества и в экономическом развитии. Второе и главное: в нашей республике сохраняется политическая стабильность, что важно для неких сверхдержав, перепуганных разного толка экстремизмом и терроризмом. Поэтому нужно и далее сохранять стабильность (синоним - неизменность) в республике, то есть любым способом сохранить на неопределенное время нынешнюю власть. Но уж если есть такая необходимость соблюдать дух и букву Конституции и иметь в виду неоднократные заверения президента республики, что он не будет вновь продлевать свое пребывание на вершине власти, то вот вам молодая комсомольского возраста "свежая кровь" в лице лидеров семейной партии "Алга, Кыргызстан!". Выбирайте из нас! Один из них, между прочим, уже единодушно избран президентом, правда, пока не республики, а всего лишь Национального олимпийского комитета. Но тоже, между прочим, не слабо!
- В последнее время часто можно слышать о том, что женщинам трудно попасть во власть. Оппозиция тоже сталкивается с гендерными проблемами?
- Почему тоже? На мой взгляд, гендерных проблем нет ни у власти, ни у оппозиции. Нет у власти, потому что, как хорошо известно, решающую роль в ней и вчера, и сегодня играют самые успешные женщины Кыргызстана. Кто эти женщины - знают все. У оппозиции тоже нет гендерных проблем, так как лидерами многих правозащитных движений, НПО, смело борющихся за становление гражданского общества, являются женщины, имена которых также всем известны.
- Одно из альтернативных движений ("Атажурт") недавно выступило против импорта революций. Даже как–то странно, если учесть, что совсем недавно многие его члены участвовали в походе на Бишкек, а сейчас пытаются привлечь в качестве спонсоров международные организации. А вот ваши соратники молчат. Почему?
- Во–первых, в походе на Бишкек никакого импорта революции не было. В Бишкек в поисках справедливости хотели прийти наши с вами соотечественники, возмущенные расстрелом своих безоружных детей. Теперь о революциях. Напомню, что именно в результате мирной демократической революции пришел к власти наш президент. На ступеньках еще не огороженного забором и не охраняемого солдатами "Белого дома" мирно стояли голодающие пикетчики - революционеры. Тогда свершилось историческое событие. А сегодня, ирония судьбы (!), эта же власть пытается протащить антиконституционный закон, запрещающий мирные митинги и шествия около себя любимых.
Теперь относительно импорта революций, против чего выступило движение "Атажурт", и попыток привлечь спонсоров из международных организаций. Я не в курсе этого, а у вас есть возможность и право задать такой вопрос им. И вообще, что это все вы зациклились на слове "революция"? В политологии есть такой термин (определение) политический протест. Это когда вполне легитимными методами один человек или группа лиц, партии протестуют против существующего режима, что может выражаться в различных формах: митинги, демонстрации, пикеты, требования отставки президента, правительства, парламента, судей и т. д.
Относительно спонсорства. К сожалению, мы уже к этому как–то привыкли. Наша страна все годы независимости живет за счет спонсорства богатых государств. Главным просителем является правительство. Почему им можно просить и получать деньги, в том числе на укрепление своих военных, силовых органов, а потом униженно умолять простить проеденные или разворованные долги, а общественным движениям, представляющим гражданское общество, запрещено?
Что касается нашего движения, то в принципе я лично тоже не хотела бы, чтобы у нас случались какие–либо, даже мирные, революции. Наилучшее решение проблемы, еще раз повторю и подчеркну, - это соблюдение духа и буквы законов республики. Все зависит только от нашего президента, который, согласно своему высочайшему государственному статусу, обязан быть гарантом Конституции. Он ведь приносил клятву. Бог, духи наших предков и народ - свидетели тому.
- Кто финансирует ваше движение? Как и коллеги рассчитываете на помощь извне?
- Задайте и этот вопрос, как и предыдущий, нашим коллегам. Согласитесь, некорректно мне отвечать вместо них.
У меня, если позволите, встречный вопрос к вашей газете как самому информированному органу. Поделитесь, пожалуйста, в порядке обмена опытом, откуда такие баснословные финансовые средства у едва оперившейся партии "Алга, Кыргызстан!"? Она содержит большой штат сотрудников по всей республике с огромными окладами, разветвленную сеть офисов, обставленных современнейшей оргтехникой, гараж шикарных иномарок; оплачивает в твердой валюте дорогостоящие услуги зарубежных политтехнологов и пиаровские акции, например, на НТВ. Наше же движение никто не финансирует. Все мы работаем бесплатно на чистом энтузиазме, ездим на общественном транспорте, а рассчитываем, согласно вашей терминологии, или полагаемся, согласно нашим понятиям, только на наш народ. Он уже не тот, каким был вчера.
31.12.04
|