А.Бор - Новая структура Узбекского Парламента оставляет мало шансов на демократию 02:21 05.01.2005
НОВАЯ СТРУКТУРА УЗБЕКСКОГО ПАРЛАМЕНТА ОСТАВЛЯЕТ МАЛО ШАНСОВ НА ДЕМОКРАТИЮ
Аннет БОР
Узбекские власти заявляют, что парламентские выборы 26 декабря и создание нового двухпалатного парламента усилят роль политических партий в процессе принятия государственных решений. Однако в действительности новая структура законодательного органа вряд ли будет способствовать демократизации.
Все пять партий, участвующие в выборах депутатов в 120-местную нижнюю палату парламента, поддерживают правительство и по большей части были организованы для того, чтобы создать видимость многопартийного характера выборов. Несмотря на номинальную независимость, Центральная избирательная комиссия, состоящая из 14 членов, действует произвольно и малопрозрачно, особенно в том, что касается регистрации оппозиционных кандидатов. СМИ оказывают предпочтение пропрезидентским партиям, поскольку все остальные не имеют официальной регистрации в министерстве юстиции. В отличие от соседнего Кыргызстана, в Узбекистане не будет независимых неправительственных организаций, которые наблюдали бы за избирательным процессом.
Шансы на образование представительного парламента вряд ли улучшатся на выборах в январе 2005 г. в высшую палату, или Сенат. Президент Ислам Каримов лично назначит 16 из 100 членов Сената, а остальные 84 мест займут представители областных, районных и городских законодательных советов (кенгашей) для каждой из 12 областей страны, города Ташкента и Автономной Республики Каракалпакстан.
В этом процессе вряд ли будут наблюдаться какие-либо отклонения. Хокимы, или губернаторы, возглавляют местные исполнительные и законодательные органы власти и являются прямыми либо косвенными назначенцами президента. В предыдущем узбекском парламенте хокимы, выступавшие в роли законодателей, все как один поддерживали политику администрации Каримова. И хотя теперь хокимы не смогут занимать места в новой законодательной ассамблее, требующей, чтобы сенаторы работали полный рабочий день, они, как ожидается, будут оказывать влияние на процесс избрания членов Сената. По сути дела, лояльность 16 сенаторов, назначенных президентом, гарантирована. Согласно законодательству, эти сенаторы должны избираться из числа "наиболее уважаемых граждан" страны.
В рамках такого полного контроля исход и тех и других выборов, похоже, предрешен. Согласно поправкам в закон о выборах, принятым в августе 2003 г., только зарегистрированные политические партии и инициативные группы избирателей имеют право выдвигать кандидатов для участия в выборах. На местном уровне кандидаты в областные, районные и городские кенгаши могут выдвигаться только местными отделениями политических партий, махаллами (советами микрорайонов) и инициативными группами избирателей. После того как оппозиционным группам было отказано избиркомами в регистрации в качестве политических партий, процесс выдвижение кандидатов полностью перешел в руки правительства.
Чтобы обойти эти ограничения, оппозиционные движения сосредоточились вначале на выдвижении кандидатов от инициативных групп. Однако эта тактика себя не оправдала.
Как и в случае политических партий, инициативные группы избирателей должны подавать заявку на официальную регистрацию и проходить через долгий бюрократические процесс, зачастую подверженный капризам местных избирательных комиссий. После регистрации инициативная группа должна собрать подписи не менее 8% всех избирателей избирательного округа, чтобы выдвинуть кандидатов, и эти подписи должны распределяться пропорционально по всем махаллам, селениям и городам округа. Затем окружная избирательная комиссия проверяет подлинность собранных подписей.
Местные избирательные комиссии подвержены воздействию местных советов, а кандидаты, которые не пользуются их поддержкой, сталкиваются с огромными трудностями в ходе проверки подписей. Например, в июле 2004 г. несколько оппозиционных партий решили поддержать 16 кандидатов, выдвинутых инициативными группами в различных районах страны. В конечном итоге официальную регистрацию сумел получить лишь один кандидат из избирательного округа в Кашкадарьинской области.
От редакции. Аннет Бор – стипендиат по проблемам Центральной Азии в Манчестерском университете (Великобритания).
03 .I.2005
|