А.Игнатенко - Как принимают в "Аль-Каиду". Принципы формирования глобальной террористической сети 10:16 05.01.2005
Как принимают в "Аль-Каиду" Интенциональность как новый принцип формирования глобальной террористической сети
Александр ИГНАТЕНКО, президент Института религии и политики
"...Чи была та гидра, чи не?!.." А мы эту гидру видели в ее натуральной величине.
Владимир Маяковский
Парадоксом формирования и деятельности "Аль-Каиды" является то, что она с самого начала своего возникновения была и до сих пор остается закрыто-открытой организацией. Закрытость "Аль-Каиды" обусловлена тем, что она – террористическая группировка, осуществляющая планирование террористических операций, тайную рекогносцировку места и цели будущей террористической атаки, скрытную организацию террористического акта (на организацию некоторых терактов уходит от одного до трех лет), и такую же скрытную подготовку путей отхода для организаторов и кураторов террористических актов. Открытость "Аль-Каиды" является для нее тоже необходимой, т.к., будучи построена по сетевому принципу, она в ходе своей экспансии применяет способ сетевого маркетинга, вкладывая много ресурсов в своего рода "рекламную кампанию", в ходе которой раскрываются многие аспекты ее деятельности (исторические, идеологические[1], организационные[2], персональные[3] и т.п.). В глобальной информационной сфере есть масса субъектов с баджем "Если хочешь стать террористом, спроси у меня, как". К тому же даже выполнение такой задачи, как прокладывание ложных следов, маскировка и т.п., вынуждает "Аль-Каиду" переводить в открытый доступ некую информацию, которая может много дать исследователю, если эту информацию уметь "прочесть".
Еще один парадокс, связанный с "Аль-Каидой", – в том, что открытой и доступной информации о ней слишком много. Так, количество экстремистских (в первейшую очередь ваххабитских) сайтов в Интернете, которые тем или иным образом работают на "Аль-Каиду", в настоящее время превышает четыре тысячи. Однако исследовательское освоение этой информации крайне затруднено не только вследствие ее невообразимого обилия, но и потому, что она "заперта" на два ключа – во-первых, она на арабском языке[4], во-вторых, дискурс "Аль-Каиды" как религиозно-политической организации погружен в исламскую семантическую сферу и определенным образом ее трансформирует (или деформирует)[5].
Однако относительная открытость "Аль-Каиды" позволяет увидеть много интересного и важного для всех, кому небезразличны судьбы России и мира. Следующий ниже текст построен целиком на открытых источниках.
Филиалы или ячейки "Аль-Каиды" довольно долго формировались и продолжают формироваться до сих пор по следующей схеме. На определенной территории, чаще всего – в регионах расселения мусульман, где наличествуют некая напряженность (если ее нет, она провоцируется) – социальная, межэтническая, межконфессиональная и т.п. – и отсутствует или резко ослаблен государственный контроль за территорией, внедряется своего рода "зародыш" филиала или ячейки. Он состоит из двух главных действующих лиц с любым количеством вспомогательного персонала – амира (от араб. амир), или воинского командира и улема (от араб. алим, знаток религии, которым обязательно является ваххабитский ученый). На амира замыкаются все военные вопросы и вокруг него формируется штаб. Улем является своего рода "комиссаром", который дает вероучительное и правовое обоснование ведущейся террористической войны. В случае численного роста филиала или ячейки этот улем возглавляет создаваемый им "шариатский комитет" (ляджна шар‘ийя). Филиал "Аль-Каиды", действующий на территории России (в основном на Северном Кавказе) построен по этой классической схеме. Амиром филиала был сначала саудовец Хаттаб, потом саудовец Абу-ль-Валид, теперь им является иорданец Абу-Хафс. "Комиссаром" филиала был и, кажется, остается до сих пор Мухаммад Абу-Умар ас-Сайф, бывший член Высшего совета улемов Королевства Саудовская Аравия. "Комиссару" принадлежит главная роль: он представляет религиозный авторитет в организации, которая является религиозно-политической. Его одобрение требуется для любого более или менее серьезного действия, предпринимаемого филиалом или ячейкой "Аль-Каиды".
Ярким воплощением этого принципа является "пара" – Усама бен Ладен и Айман аз-Завахири. В этой паре Усама бен Ладен является (или являлся)[6] религиозным авторитетом, издающим фетвы по важным вопросам деятельности "Аль-Каиды" и ее филиалов или ассоциированных с ней группировок. С вопросом к нему, с просьбой издать фетву по тому или иному конкретному вопросу еще летом 2002 года можно было обратиться по адресу xlx@ayna.com. Сейчас к Усаме бен Ладену обращаются за фетвой с сайтов-форумов. Яркий пример обращения подобного рода – просьба от "Исламской армии Ирака", захватившей двух французских журналистов, издать фетву о том, что с ними делать после того, как эта группировка заявила, что она обезглавит их, если французское правительство не отменит закон, запрещающий ношение заметных символов религиозной принадлежности (включая женские платки-хиджабы) в государственных учебных заведениях, – http://www.islamic-minbar.com/forum/viewtopic.php?t=1708 . Неизвестно, получили ли они ответ. На момент написания статьи судьба двух французских журналистов неизвестна.
Существует целый штат своего рода "комиссаров-заочников" – это ваххабитские улемы, некоторые из которых никогда не покидали пределы Саудовской Аравии, но с готовностью могут издать фетву по мобильному телефону (услуга стоит 50 долларов). Списки телефонов ваххабитских улемов в Мекке, Эр-Рияде, Джидде есть в Интернете – http://www.a5a5.com/hawtf.html, еще – http://www.raddadi.com/hatif.htm; в Интернете же имеется очень большое количество сайтов ваххабитских улемов с электронными "почтовыми ящиками" – см., напр., один из списков таких сайтов – http://saaid.net/Warathah/index.htm. Имеются свидетельства того, что и Хаттаб, и Абу-ль-Валид находились "на постоянной связи" с улемами в Саудовской Аравии. Именно фетвы ваххабитских улемов из Саудовской Аравии явились первым, внешним импульсом развертывания акций так называемых "шахидов" на территории России.
Нередко "комиссарами" в террористических группировках – филиалах или ячейках "Аль-Каиды" являются оваххабитившиеся несаудовцы. Как правило, это – люди, обучавшиеся в религиозных учебных заведениях в Саудовской Аравии, либо определенное время жившие там, либо находившиеся под воздействием ваххабитских улемов за пределами Саудовской Аравии. Так, в организации "Единобожие и джихад" (Ат-Таухид ва-ль-джихад), возглавляемой амиром Абу-Мусабом аз-Заркави, до недавнего времени "комиссаром" – руководителем "шариатского комитета" был недавно убитый в Ираке Абу-Анас аш-Шами – сириец, если судить по его кличке аш-Шами, от слова аш-Шам, Сирия. Попутно отмечу, что одним из признаков принадлежности к "Аль-Каиде" являются клички, которыми заменяются имена и фамилии. Кличка, как правило, строится следующим образом. Сначала идет кунья – имя по сыну (либо по имеющемуся, либо по предполагаемому), например, Абу-Анас. Затем идет нисба – своего рода "фамилия", даваемая по месту – либо по месту рождения (например, аш-Шами, "Сириец", аль-Маккави, "Мекканец" и т.п.), либо по местности, в которой моджахед уже воевал ранее (например, аль-Буснави, "Босниец", аш-Шишани, "Чеченец" и т.п.).
В ряде случаев боевики-террористы в силу разных обстоятельств не успевают определиться со своими функциями – то ли они военные командиры, то ли они "комиссары", то ли кандидаты для включения во вспомогательный персонал ваххабитских эмиссаров "Аль-Каиды". В октябре с.г. на российской территории, в Чечне был убит некий Радван Халиль (Rudwan Khalil), известный у себя в Ванкувере (Канада) как Абу-Бакр (если бы его не убили, то в Чечне воевал бы моджахед Абу-Бакр аль-Канади, т.е "Канадец"). Расследование, проведенное канадскими властями показало, что путь этого канадца арабского происхождения является довольно типичным. Он постоянно посещал мечеть "Дар аль-Мадина" в Ванкувере, где имамом является ваххабит шейх Юнус Катрада, который обучался ранее в Саудовской Аравии. В мечети Юнус Катрада читал ваххабитские проповеди и, по сути дела, занимался подстрекательством своих прихожан к ведению "джихада" против "неверных" (для аль-каидовцев "неверные" – все не-ваххабиты) – http://www.canada.com/national/story.html?id=866ce530-2ba6-429d-8fbd-8cc4744d5ef2. Российские власти утверждают, что он прибыл в Чечню в качестве подрывника. Значит, где-то успел обучиться взрывному делу.
Уже общим местом стало утверждение, что "Аль-Каида" – сетевая организация. И расширение (экспансия) "Аль-Каиды" исследователями и правоохранительными органами в разных странах мира представлялось в виде расширящейся в разные стороны паутины, в центре которой сидит Усама бен Ладен, а от него к ячейкам "Аль-Каиды" или к ассоциированным с ней группировкам отходят линии разных связей – организационных, финансовых, идеологических и т.п. В целом это правильная логика. Так, наличие филиала "Аль-Каиды" на территории России подтверждалось, как минимум, тремя обстоятельствами – сведениями о контактах упомянутого выше Хаттаба с Усамой бен Ладеном и наличием на территории России боевиков и террористов, ранее прошедших обучение в лагерях "Аль-Каиды" (организационная связь), получением денег из источников, финансирующих "Аль-Каиду"[7], или от самой "Аль-Каиды" (финансовая связь), наличием общих с "Аль-Каидой" заявленных ваххабитских целей и лозунгов борьбы против "неверных" (идеологическая связь).
Однако после начала глобальной антитеррористической операции (осень 2001 года), "выведения из оборота" Усамы бен Ладена и нанесения ударов по "Аль-Каиде" в разных странах мира организационные, финансовые и идеологические связи внутри "Аль-Каиды" как сетевой организации в некоторых случаях дополнились, в других случаях были заменены новым типом связей. Я бы назвал их интенциональными[8] связями. Принцип здесь такой: "хочешь быть ячейкой "Аль-Каиды" – будь ей!". Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Рисунок 5.
Рисунок 6.
Рисунок 7.
Рисунок 7a.
Рисунок 8.
Рисунок 9.
Рисунок 10.
Рисунок 11. Для этого нужно стремиться и делать то, что делает "Аль-Каида", или, в другом варианте, – то, что понравилось бы Усаме бен Ладену. И действовать соответствующим образом, не всегда получая команду из "Центра".
Наглядный вариант установления интенциональных связей с "Аль-Каидой" и, соответственно, формирования нового филиала или ячейки этой организации – использование аль-каидовской символики с целью определенного самопозиционирования в качестве части или ассоциированного члена глобальной террористической сети. Одним из важнейших символов "Аль-Каиды" является черное ваххабитское знамя с надписью по-арабски (либо "Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник", либо "Аллах велик"). Вот это знамя – на фото, сделанное в Афганистане в 1998 г. В центре – Усама бен Ладен, справа от него – его "правая рука" Айман аз-Завахири. На заднем плане – знамя "Аль-Каиды" (см. рис. 1)[9].
В ряде случаев, группировки, входящие в "Аль-Каиду" или ассоциированные с ней, добавляют отдельные элементы к этой надписи, либо включают само знамя в свою эмблему как ее часть[10]. Для демонстрирования того, как позиционируют себя разные группировки в качестве части или ассоциированного члена "Аль-Каиды" с использованием аль-каидовского знамени, можно начать с любого места обширной информационной сферы "Аль-Каиды". Вот один из аль-каидовских сайтов "Львы Хаттаба"[11] – http://www.arab4u.8m.com/ (см. рис. 2). На нем помещена "Энциклопедия джихада", внизу – аудио-проигрыватель с речью Хаттаба перед арабскими моджахедами в Чечне. Сайт украшен портретами Усамы бен Ладена и, что важно для нас, черными ваххабитскими знаменами "Аль-Каиды".
А вот это знамя на сайте группировки "Движение исламского обновления", бывшего "Комитета доброго совета и реформирования" (Advice and reformation committee) – представительство Усамы бен Ладена, располагавшегося в Лондоне, – https://www.lajnah22me.co.uk/ (рис. 3).
Вот то же самое знамя на сайте Партии исламского освобождения (Хизб ат-Тахрир аль-ислами) – http://www.khilafah.com/ (рис. 4)[12].
На рис. 5 воспроизвена эмблема группировки "Ассоциация моджахедов" (Рабита аль-муджахидин), действующая в Юго-Восточной Азии. Она интересна тем, что знамя "Аль-Каиды" составляет честь эмблемы организации.
Вот такое же знамя – на сайте Islamic-Minbar.com, на котором были помещены сообщения "Бригад аль-Исламбули" (Ката’иб аль-Ислямбули), которые взяли на себя ответственность за взрывы двух российских самолетов 24 августа с.г. и взрыв около метро "Рижская" в Москве 31 августа с.г.[13] – http://www.islamic-minbar.com/forum/viewtopic.php?t=1651 (рис. 6).
Басаев, амир группировки "Риядус-Салихийн" позирует на фоне черного ваххабитского знамени, да к тому же у него маленькие "реплики" ваххабитских знамен и на плечах в виде погон и на фуражке (рис. 6). (Между прочим, именно такими "репликами" аль-каидовских знамен были увешаны эмиссары "Аль-Каиды" в Чечне – Хаттаб, Абу-Кутайба, Абу-ль-Валид. Ходит с такими погонами и Аслан Масхадов – см. рис. 7а – фото, на котором изображен Аслан Масхадов и Абу-Кутайба.) В заявлении о теракте в Беслане 1-3 сентября с.г., который тоже взял на себя Басаев, он пишет, что незнаком с Бен Ладеном, тем самым намекая на то, что он не имеет отношения к "Аль-Каиде". Достаточно того, что он был знаком с Хаттабом – эмиссаром "Аль-Каиды" на российской территории и обвешался аль-каидовскими вымпелами. Вспомним к тому же, что агрессия против Дагестана с территории Чечни в 1999 г. проходила под черными аль-каидовскими знаменами, что было запечатлено в массе видеодокументов.
"Самопальное", вышитое (или разрисованное), наверное, руками будущих "шахидок", которые не сумели воспроизвести арабскую вязь, но "правильное" аль-каидовское знамя обнаруживается во время теракта в "Норд-Осте", который совершили члены "Риядус-Салихийн" (рис. 8). (Кстати сказать, вся символика теракта в "Норд-Осте" была аль-каидовской (ваххабитской), хотя принести с собой ичкерийское знамя вместо аль-каидовского не составляло никакого труда.)
Не очень понятно, какую цель преследовал российский "Союз мусульманских журналистов" (глава – Вячеслав-Али Полосин), публикуя постановочное фото того самого аль-каидовского "рыцаря под знаменем Пророка" на своем сайте – http://www.islam-info.ru/?a=234 (рис. 9)
Кстати сказать, это знамя с сайта "Союза мусульманских журналистов" совпадает со знаменем "Глобального исламского медиа-центра", созданного объединившимися аль-каидовскими медиа-ресурсами – https://69.93.139.242/~openfor/vb/showthread.php?t=12601 (рис. 10)
На этой же странице, патронируемой "Глобальным исламским медиа-центром" и специально посвященной организации "Единобожие и джихад" (Ат-Таухид ва-ль-джихад) Абу-Мусаба аз-Заркави, можно обнаружить знамя этой группировки, основу которого составляет аль-каидовское знамя (рис. 11, множество фото – это все аз-Заркави в разных видах).
Пожалуй, эта группировка в максимальной степени демонстрирует самопозиционирование в качестве филиала или ячейки "Аль-Каиды". Даже отвлекаясь от того, что именно она совершает на территории Ирака террористические акты против "неверных" (т.е. иракцев, по-преимуществу шиитов, в также христиан и курдов) с использованием террористов-самоубийц (это – один из признаков "фирменного стиля" "Аль-Каиды"), черное аль-каидовское знамя является достаточным индикатором принадлежности. Но на этом группировка "Единобожие и джихад" не остановилась. 19 октября с.г. эта группировка принесла "клятву верности" (бай‘а), т.е. признала своим руководителем Усаму бен Ладена. И изменила свое название с "Единобожия и джихада" на "Базу джихада в Стране Тигра и Евфрата" (Ка‘ида аль-джихад фи биляд ар-рафидайн). Иными словами, она реализовала принцип интенциональности в установлении связей с "Аль-Каидой" и Усамой бен Ладеном. Группировка дополнила существовавшую ранее организационную связь с "Аль-Каидой", которую можно было бы графически изобразить как идущую от "Аль-Каиды" к "Единобожию и джихаду" (Абу-Мусаб аз-Заркави всегда считался специалистами по антитеррору амиром, подчиняющимся руководству "Аль-Каиды") связью другого рода – интенциональной, вектор которой идет в противоположном направлении, от группировки, действующей "по-аль-каидовски" на определенной территории (в Ираке, называемом по-арабски высоким стилем "страной Тигра и Евфрата"), к "Аль-Каиде". (При этом руководство группировки аз-Заркави демонстрирует знакомство с изменениями, происходящими в самой "Аль-Каиде". Та с некоторых пор взяла себе новое название – "База джихада", Ка‘ида аль-джихад, которое получилось от соединения двух названий – "Аль-Каида", что означает "База" и "Джихад", Аль-Джихад. Во втором случае имеется в виду египетская организация "Джихад", возглавляемая свояком Усамы бен Ладена – Айманом аз-Завахири, дочь которого стала женой сына Усамы бен Ладена. Возможно, переименование "Аль-Каиды", которая продолжает выступать и под своим старым именем, ставшим своего рода террористическим "брендом", вызвано тем, что Усама бен Ладен более не руководит "Аль-Каидой" по каким-либо причинам. Тогда "клятва верности" Усаме бен Ладену как несуществующему руководителю с еще большей ясностью демонстрирует смысл и содержание интенциональной связи.)
Еще одним свежим примером интенциональной связи с "Аль-Каидой" может быть возникновение группы, которая совершила серию терактов на Синае (Египет) в ночь с 7 на 8 октября с.г. (их жертвами стали египтяне, израильтяне, россияне, итальянцы). Египетские следственные органы склоняются к тому, что теракт осуществила нововозникшая группировка (один палестинец, восемь египтян), ранее не существовавшая и не имеющая прямых организационных связей с "Аль-Каидой", но действующая "по-аль-каидовски". Для такого рода групп уже даже вводится особое название – "новые фундаменталисты"[14]. Ответственность за этот террористический акт взяли на себя разные группировки – "Исламская группа" (Аль-Джама‘а аль-исламийя, такая организация существует в Египте, но есть сомнения относительно ее причастности к этим терактам, т.к. ее руководство некоторое время назад заявило об отказе от насильственных средств и методов борьбы), "Всемирный исламский джамаат", или "Всемирная исламская группа" (Аль-Джама‘а аль-исламийя аль-алямийя, ранее никогда не давала о себе знать), "Армия пророка Мухаммада" (Джайш Мухаммад, существует ряд группировок с таким названием в разных странах мира, в данном случае подразумевался палестинская группировка, не дававшая знать о себе раньше), "Батальоны исламского единобожия" (Ката’иб ат-таухид аль-ислами), "Рота имени шахида – командира Хаттаба – Батальоны имени шахида Абдаллы Аззама – Организация "Аль-Каида" – Территория Сирии и Египта" (Сарийя аш-шахид аль-ка’ид Хаттаб – Ката’иб аш-шахид Абдалла Аззам – Танзим Аль-Ка‘ида – Ард аш-Шам ва Биляд аль-Кинана, все это одно название; ранее группировки с таким названием не существовало). Наконец 15 октября в редакцию ливанской газеты "Аль-Балад" пришло письмо, подписанное "информационным департаментом организации "Аль-Каида" (кисм аль-и‘лям ли танзим Аль-Ка‘ида), в котором "Аль-Каида" взяла на себя ответственность за взрывы на египетских курортах. Если это заявление аутентично, то тогда ситуация выглядит следующим образом: кто-то совершает теракт "по-аль-каидовски" и заявляет об этом, анонсируя себя в качестве подразделения "Аль-Каиды" (больше всего в этом случае подходит "Рота имени шахида – командира Хаттаба – Батальоны имени шахида Абдаллы Аззама – Организация "Аль-Каида" – Территория Сирии и Египта"). И в последующем "Аль-Каида", оценив этот теракт на предмет его соответствия целям, задачам и стилю "Аль-Каиды", заявляет о том, что этот акт совершила "Аль-Каида", тем самым принимая в эту организацию нового члена.
---------------------------------------- [1] Без идеологической индоктринации "Аль-Каида" просто не может обойтись. С этой целью используются ваххабитские сайты, публикующие как программные тексты, так и видеоматериалы (например, съемки обезглавливания "неверных", видеозаписи терактов и иных акций и т.п.). В настоящее время такого рода сайтов в Интернете имеется не менее четырех тысяч. [2] Например, выясняется, что имеет место разделение труда при совершении террористических актов: одни группы организовывают его, другие – дают шариатское обоснование акту, третьи – осуществляют, четвертые – обеспечивают в информационно-пропагандистском плане, пятые – направляют правоохранительные органы по ложному следу. [3] Реклама "шахидизма", прославление "шахидов", т.е. моджахедов, погибших во время "джихада на пути Аллаха" заставляет "Аль-Каиду" публиковать списки "шахидов", погибших в той или иной стране мира, например, на сайтах под названиями типа "Караваны шахидов" (Кавафиль аш-шухада’), что позволяет исследователю определить этнический состав членов "Аль-Каиды", воюющих на той или иной территории (например, в России – в Чечне), их примерное количество (от количества убитых можно совершить экстраполяцию к количеству оставшихся в живых) и, соответственно, размер "возвратной волны", т.е. сколько, например, марокканцев или алжирцев прошло через Чечню и осело в разных городах этих стран, создавая группировки, называемые местными жителями "чеченцами". [4] В настоящее время в ФБР США имеются 123 тысячи часов записей разговоров руководителей "Аль-Каиды" разных уровней. Они не только не поняты и не проанализированы, но просто-напросто не прослушаны. Все они – на арабском языке. – "Аш-Шарк аль-Авсат", 29 сентября 2004 г. [5] Неспециалистам более-менее понятно, что такое "джихад", "шахид" в интерпретации "Аль-Каиды" и как аль-каидовская трактовка этих категорий соотносится с традиционной исламской. Но это – малая часть категориального аппарата "Аль-Каиды". Буквально наугад можно назвать разные по значению категории, используемые "Аль-Каидой" и имеющие принципиальное значение для всей ее идеологическо-пропагандистской системы – такфир, валя’ и бара’, татаррус, куфр, мунафака (лицемерие в специфическом значении) и др. Эти категории сами по себе являются индикаторами принадлежности того или иного текста к аль-каидовской традиции. Есть более "тонкие" моменты. Так, только аль-каидовцы называют пророка ислама Мухаммада "предводителем моджахедов" (имам аль-муджахидин). [6] К настоящему времени нет достоверных данных о судьбе Усамы бен Ладена. Это, как мы увидим ниже, не имеет значения для существования, деятельности и экспансии "Аль-Каиды". [7] Сейчас в качестве абсолютно достоверного факта признается всеми, в том числе властями Королевства Саудовская Аравия, что глобальный террористический интернационал финансировался рядом саудовских благотворительных фондов, среди которых – самый крупный из них "Аль-Харамейн". [8] От интенция (лат. intencio, стремление) – направленность сознания, мышления на какой-л. предмет; намерение, цель. [9] Сам выбор черного цвета для знамени "Аль-Каиды" вызван тем, что ее основатели и руководители претендуют на продолжение дела пророка Мухаммада, у которого, согласно некоторым хадисам (например, цитируемого Ибн-Касиром) было именно черное знамя. Обоснование такого выбора приводится Айманом аз-Завахири в его книге "Рыцари под знаменем Пророка" (Аль-Фурсан тахт рая ан-Наби, в английском переводе "Knights Under the Prophet"s Banner"). "Знамя Пророка" имеет в данном случае буквальный, а не метафорический смысл. [10] Ниже помещена эмблема ваххабитской группировки, ассоциированной с "Аль-Каидой", "Объединение моджахедов" (Рабита аль-муджахидин, действует в Юго-Восточной Азии). [11] Попутно отмечу, что Хаттаб, его образ, миф о нем и т.п. – все это занимает значительное место в аль-каидовской пропаганде, что указывает на его действительную сопричастность "Аль-Каиде". [12] Это может быть, как минимум, намеком на то, что Партия исламского освобождения (знаменитая на постсоветском пространстве Хизб-ут-Тахрир) связана с "АльКаидой", которая миролюбием никогда не отличалась. [13] За эти теракты ответственность на себя в последующем взял и амир группировки "Риядус-Салихийн" Шамиль Басаев. Взятие на себя ответственности разными, иногда даже не существующими группировками, может преследовать разные цели – сбить со следа правоохранительные органы (и это значит, что люди, давшие заявление от имени "Бригад аль-Исламбули", вероятно, были в сговоре с действительными организаторами террористических актов); усилить эффект террористического запугивания через публикацию заявлений от имени все новых и новых группировок, тем самым демонстрируя их мнимое множество; послать определенный политический message и т.п. [14] См.: "Аль-Хаят", Лондон, 26 октября 2004 г.
28.10.2004
|